Живопись в США
Живопись в США
история амер. Ж. начинается в 17 в. Первые колонисты принесли с собой худож. вкусы и традиции своих стран, и Ж. раннего колон. периода представляла собой провинц. варианты англ., голл., фр. школ того времени. Преобладала портрет. Ж. в жестковатой, но не лишен. точности и правдивости манере. Более интересной Ж. становится в 18 в. в связи с общим культур. развитием и проникновением идей Просвещения, несколько обновивш. старый пуритан. уклад. В творчестве Д. С. Копли и Б. Уэста амер. Ж достигает европ. уровня. После Войны за независимость, принесш. духов. оживление, амер. Ж. приобретает отчетливую нац. окраску. В 1805 в Филадельфии была осн. первая в США Академия художеств. Доминирует портрет. и ист. Ж. Наиб. значит. художники кон. 18-нач. 19 в. Г. Стюарт и Ч. У. Пил дали портрет. галерею своих современников и запечатлели эпизоды Войны за независимость. Классицизм в амер. Ж. (в отличие от архитектуры) не пустил прочных корней. Напротив, эпоха романтизма, начавш. после 1820-х, была длительной и оставила глубокий след. Прежде всего романтизм привел к выдвижению на первый план пейзаж. Ж В творчестве Т. Коула и др. художников «школы р. Гудзон» происходит открытие амер. пейзажа, пафоса его нетронутых просторов, хотя их работам порой присущи и утрированно-театрал. или идиллич. эффекты в сочетании с сухостью и мелочностью письма. В сер. 19 в. получает распространение и жанров. Ж., изображающ. непритязат. бытов. сценки. Во 2-й пол. 19 в. крупн. амер. пейзажистами были Д. Ж. Иннесс и А. П. Райдер. Признан, мастерами бытов. жанра и реалистич. портрета были У. Хо-мер и Т. Икинс, сопоставимые с лучшими европ. художниками. Творчество работавш. в Европе блестящ. портретиста и изыскан. пейзажиста Дж. Э. М. Уистлера во многом родственно импрессионизму. Одним из популярнейш. художников кон. 19 в. был работавш. также по преимуществу в Европе виртуозный мастер светск. портрета Дж. С. Сарджент. С нач. 20 в. в амер. Ж. усиливаются позиции соц. критиков и реалистов, изображающ. уродливые стороны жизни (т. н. «школа мусорного ящика»: Р. Генри, Д. Слоун, Д. Лакс); но также ощущается влияние разл. направлений европ. модернизма и авангарда от кубизма до экспрессионизма.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.