Жребий
ЖРЕБИЙ
один из видов доказательств в обвинит. процессе эпохи рабовлад. общества. При помощи Ж. разрешалось суд. дело. Суд. процедура при Ж. заключ. в том, что для разрешения спора подбирались спец. предметы — Ж. (палочки разной длины, восковые шарики и др.), на к-рых обознач. имена тяжущихся. Судья опускал Ж. в шапку или соотв. сосуд. Затем по приглашению судьи кто-либо из присутств. вынимал Ж. Правым счит. тот, чье имя оказывалось на вынутом Ж.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
жребий
как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс 15.5; Ис 17.14; Иер 13.25; Деян 8.21; 26.18).
Жребий
способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).
Источник: Православная энциклопедия.
ЖРЕБИЙ
Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33). и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Жребий
Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий 1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев. 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис. 17), при разделе земли между коленами и родами (Чис. 26:55; Деян. 13:19), поэтому участки земли в Палестине, полученные через метание жребия, названы словом «жребий» (И. Нав. 15:1; Суд. 1:3); далее, для обнаружения преступников (И.Нав. 7:14; 1 Цар. 14:41 и т.д.; Срав.Иона 1:7); также при распределении службы в храме и служебных поручении (1 Пар. 24:5; Неем. 10:34; Лук. 1:9); жребий употребляли при служебных и частных спорах относительно собственности (Прит. 16:33; 18:18; Ис. 21:19; Мат. 27:35). О способе бросания жребия израильтянами мы ничего определенного не знаем. Предполагали, что они употребляли маленькие камешки (слово «гораль»-жребий — обозначает также маленькие камешки) различных цветов или с различными надписями, которые выбрасывали из урны на землю или в полу одежды. (См. Прит. 16:33; Лев. 16: 8). Некоторые предполагают, что урим и туммим были также камни, которыми пользовались для бросания жребия. Срав. 1 Цар. 14:36 и дал. — 2) У языческих народов жребии был очень распространен при принятии тех или других решений (Наум. 3:10; Есф. 3:7; Авд. 11). Особенный род жеребьевки мы встречаем у вавилонян: они употребляли стрелы, на которых писали имена городов, клали в колчан, перемешивали их, и вынутая стрела показывала им тот город, на какой они должны были напасть (Иез. 21: 21). Что-то подобное подразумевается, вероятно, у Ос. 4:12 под словами: «народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ». Употребление жребия в христианской церкви имеет только один достойный внимания пример: Апостолы при избрании Матфея в число двенадцати на место Иуды Искариота бросили жребий (Деян. 1:26). Существует особая Братская община, которая приняла этот способ. Для права пользования жребием они поставили некоторые условия, а именно: 1) невозможность иным путем узнать волю Божию; 2) разбирать дело с молитвой и благоговением; 3) полнейшее послушание будущему решению.