Жречество

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Жречество
общественная группа, выступавшая в качестве посредников между людьми и духами или богами. Главной функцией жречества была организация культа, важнейшим актом которого являлось жертвоприношение. Жрецы выступали носителями сакральных знаний и исполнителями ритуалов. Нередко жрецы образовывали особые обособленные корпорации. В древних и средневековых государствах жречество, как правило, составляло часть господствующего класса.

Источник: Исторический словарь

ЖРЕЧЕСТВО
общественная группа, выполнявшая главным образом в политеистических религиях функции посредничества между людьми и сверхъестественными сипами, а также совершавшая религиозные обряды — жертвоприношения, молитвы и манипуляции. Происходит от старославянского слова «жрети» — приносить жертву. Храмовое Ж. в Древнем Египте и странах Востока владело большим количеством рабов и обогащалось за счет приношений верующих. Ж. в значительной степени монополизировало духовную культуру: жрецы вели записи произведений фольклора, летописи, занимались астрономическими наблюдениями. Преемником Ж. стало духовенство.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Жречество
общественная группа, выполняющая главным образом в политеистических религиях функции посредничества между людьми и сверхестественными силами, а также совершавшая религиозные обряды – жертвоприношения, молитвы и различные колдовские манипуляции. Слово «жрец» происходит от старославянского «жрети» - приносить жертву. В первобытном обществе не было жречества как особой социальной группы, культ отправлялся старейшинами родов или главами семей. В дальнейшем эта функция стала выполняться определенными людьми – гадателями, знахарями, колдунами, жрецами и жрицами, шаманами. С появлением храмов жречество получает экономическую базу для своего существования, при храмах организуются корпорации жрецов, играющие значительную роль в экономической и политической жизни страны. Храмовое жречество в Древнем Египте и в странах Ближнего Востока владело большим количеством рабов. Жречество в значительной мере монополизировало духовную культуру: жрецы вели летописи, записывали произведения фольлора, занимались астрономическими и иными наблюдениями. В древней Иудее с возникновением Иерусалимского храма жречество стало вести записи, которые легли в основу Ветхого завета. См. Религия, Ветхий завет.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЖРЕЧЕСТВО
обществ. группа в ряде древ. госуд., занимавш. отправлением религ. культа (в форме жертвопринош., молитв, обрядов и т.д.). В докласс. обществе функции жрецов выполняли обычно старшие в роде — родонач., позднее — главы семейств. В период разложения первобытно-общин. строя появ. первые колдуны, гадатели, предсказатели, шаманы и др. профессионал. «посредники» между людьми и тем, что представлялось им как сверхъест. силы. Постепенно стало складываться Ж. Оно обособлялось как особое, занимавшее привилегир. положение сословие, иногда даже как замкнутая каста. Наибольш. развития Ж. достигло в древнем рабовлад. обществе индусов, персов, вавилонян, египтян, иудеев, древ. кельтов. Сословие жрецов пользовалось огромным экономич. и политич. влиянием. Др.-егип. храмы владели при Рамсесе IV (12 в. до н.э.) значит. частью всей обрабат. земли, св. 100 тыс. рабов, сотнями городов и селений и т.д. В библейской книге Левит, составлявшей основную часть т.н. «жреч. кодекса», перечисляются всевозможные доходы иуд. жрецов: 2 десятины, первинки от урожая, от приплода скота, от стрижки овец, первый урожай от садов и виноградников целиком, бесчисл. обязател. жертвы, взносы по обету (деньгами и натурой) и т.д. Жрецы использовали свое могущество для жестоких расправ с нарушителями религ. обрядов и запретов. Особенно чудовищна была власть жрецов в теократич. госуд., где власть религ. объед. с властью политич., напр., в Египте в 11 — 10 вв. до н.э., в Иудее в 6 в. до н.э. — 1 в. н.э., в Индии при династии Канва (73 — 28 до н.э.). Ж. стремилось использовать в своих интересах тогдашнюю науку как средство обогащения и укрепления своей власти. Так егип. жрецы наблюдали за разливами Нила, занимались астрономией, математикой, медициной. В Др. Греции не было такого могуществ. Ж., как в странах Др. Востока. Исключением явл. толковавшие прорицания дельфийск. оракула жрецы, к-рые пользовались значит. привилегиями и играли известную роль в политич. жизни страны.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЖРЕЧЕСТВО
особая обществ. группа служителей культа, почитавшаяся как посредник в общении с воображаемым миром богов и духов. Слово "жрец" происходит от старослав. "жрати" - приносить жертву (родств. с "жрать", "пожирать"). Ж. неразрывно связано с развитием религии. Предшественниками жрецов в эпоху общинно-родового строя были колдуны, заклинатели, гадатели, шаманы, "делатели дождя", знахари. У самых отсталых из совр. народов - австралийцев, папуасов, андаманцев, ведда, огнеземельцев и др. - религ.-магич. обряды совершаются преим. главарями родовых групп от имени всего рода, либо людьми, по своим личным качествам снискавшими себе репутацию "знающих" приемы воздействия на воображаемый мир духов и богов. Это - знатоки лечебных приемов (знахари-врачеватели), опытные и наблюдат. люди, якобы умеющие предвидеть перемену погоды, люди особо мрачного и злобного характера ("черные колдуны"), люди, подверженные особым нервным припадкам (шаманы) и пр. С разложением первобытной общины, углублением разделения труда и общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Они проходили особую длит. подготовку и "посвящение" под рук. старых жрецов. Иногда на них налагаются особые запреты - табу, резко обособляющие их от прочих людей; закрепляется преемственность "знаний" (иногда путем прямой наследственности жреческого звания), недоступных простому народу. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению, и по интересам близки к вождям, воен. предводителям, к-рые и сами зачастую выполняют жреч. функции (священные вожди, "цари-жрецы"). Примеры такого обособленного положения Ж. на грани доклас. и клас. общества обнаружены на о-вах Полинезии и мн. областей Африки в 19 в. Там существовали сплоченные корпорации жрецов, нередко (особенно в Африке) с нек-рым разделением функций и профессий: лечение, предсказания, гадания, воен. магия и особенно судебные функции. Действуя рука об руку с вождями, царьками, жрецы в Африке и в Полинезии достигали огромной обществ. власти, держали народ в подчинении и вели паразитич. жизнь. Наряду с "официальным" (храмовым, корпоративным) Ж. существовали "вольнопрактикующие" жрецы (шаманы, колдуны), выполнявшие заказы отд. лиц.

В классовых рабовладельч. и феод. обществах Ж., как правило, составляет часть господствующего класса и всемерно поддерживает эксплуататорский строй. В Др. Египте, Вавилонии, Иране храмовое Ж. владело огромными богатствами, землей, рабами, располагало большой политич. властью. Жрецы держали в своих руках и все имевшиеся науч. знания, скрывая их от народа. В Др. и ср.-век. Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же положение занимали жрецы и в древних гос-вах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6-1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), все экономич., политич. и идеологич. могущество сосредоточилось в руках иерусалимского Ж.: это была "иерократическая" форма гос-ва. Лишь в антич. Греции и Риме Ж. не играло самостоят. роли - должности жрецов были выборными и замещались обычно гражд. лицами, но и в этих гос-вах жрецы пользовались значит. преимуществами и играли известную роль в политич. жизни. То же было в Японии. В Китае даосскую религию возглавляли многочисл. Ж. (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц - от императора до главы рода. С самого начала жрецы были не только служителями духов и богов, но и их создателями. Религ.-мифологич. и богослов. спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, вероучений, религ. догматов и систем. В большинстве клас. обществ религия жрецов сильно отличается от нар. верований. Ж. до наст. времени сохранилось у нек-рых народов Африки, Юж. Америки, Океании.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Ранович А., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, в. 1-2, М.-Л., 1928; Darwin R. Gh., Die Entwicklung des Priestertums und der Priesterreiche..., Lpz., 1929; Landtman G., The origin of the priesthood, Ekenaes, 1905; Lippert J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1-2, В., 1883-84.

С. А. Токарев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
215.08 кб

Жречество мари (конец XX – начало XXI века): проблемы институционализации

Саберов Рушан Анвярович
Анализируется развитие жреческого института марийской традиционной религии конца ХХ – начала XXI века. Особое внимание уделяется вопросам построения иерархии служителей культа и языческой эндонимики духовных лидеров мари.
Читать PDF
168.23 кб

Жречество в современном российском язычестве

Шиженский Роман Витальевич
Рассматривается процесс формирования жреческого сословия в русских неоязыческих общинах. Уделяется внимание проблеме жреческого кодекса правил поведения. Формируется образ «идеального» жреца.
Читать PDF
136.04 кб

Финно-угорское жречество ХХ века: проблемы развития

Саберов Рушан Анвярович
В статье рассматриваются особенности и тенденции развития жреческого института у финно-угорских народов Среднего Поволжья в ХХ веке.
Читать PDF
181.72 кб

Институт жречества черемис и вотяков в XVIII - начале XX века: к проблеме сравнения и классификации

Саберов Рушан Анвярович, Шкалина Галина Евгеньевна
В статье исследуются проблема фиксации жреческого института автохтонных религий черемис и вотяков отечественными исследователями XVIII начала ХХ веков.
Читать PDF
302.10 кб

К вопросу об институте жречества финно-угорских народов среднего Поволжья в фокусе исторической антр

Саберов Рушан Анвярович
В статье исследуются основные проблемы институционализации, легитимации сакральной власти служителей культа традиционных религий финно-угорских народов (на примере марийцев, удмуртов, мордвы).