Жук, Сергей Яковлевич
[22 марта (4 апр). 1892 — 1 марта 1957] — сов. гидротехник, акад. (1953). Герой Социалистич. Труда (1952). Чл. КПСС с 1942. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 4-го созывов. По окончании в 1917 Петроград. ин-та инженеров путей сообщения работал в различных организациях по исследованию, проектированию и строительству гидротехнич. сооружений. В 1930—32 в качестве помощника гл. инженера строительства Ж. руководил разработкой проекта Беломорско-Балтийского канала. В 1933—37 — гл. инженер строительства канала имени Москвы и гл. инженер по проектированию и строительству Угличской и Рыбинской ГЭС на Волге. В 1937—41 — гл. инженер строительства Куйбышевского гидроузла и гл. инженер Главного управления по строительству Волго-Балтийского водного пути и ряда гидростанций на реках Европейской части СССР. С 1942 — начальник и гл. инженер Гидропроекта Мин-ва электростанций СССР. Одновременно в 1948—52, будучи гл. инженером, возглавлял строительство Волго-Донского судоходного канала, Цимлянского гидроузла на Дону и оросительных сооружений в Ростовской обл. Под руководством Ж. и при его участии составлены проекты Куйбышевской и Сталинградской ГЭС на р. Волге. С 1953 Ж. был председателем Секции по научной разработке проблем водного хозяйства АН СССР. Под его руководством созданы принципиально новые комплексные схемы использования водных ресурсов, нашедшие наиболее яркое выражение при осуществлении строительства Волго-Донского водного пути и канала имени Москвы, и решены задачи, возникавшие при строительстве крупных гидротехнич. сооружений на слабых основаниях. Ж. внес крупный вклад в создание школы сов. гидротехников. Лауреат Сталинской премии (1950, 1951).
Соч.: Лесосплавные лотки, Л., 1925; Средне-Германский канал, в кн.: Водные пути Германии и Северной Америки, Ростов-на-Дону, 1930.
Лит.: Жук Сергей Яковлевич, "Вестник АН СССР", 1954, № 1, стр. 49; С. Я. Жук (Некролог), там же, 1957, № 3.
Жук,
Сергей Яковлевич
Род. 1892, ум. 1957. Гидротехник. Возглавлял разработку и осуществление проектов ГЭС (Угличской, Рыбинской и др.), Беломорско-Балтийского канала, канала им. Москвы, Волго-Донского комплекса, Волго-Балтийского водного пути. С 1942 г. директор Гидропроекта. Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951), Герой Социалистического Труда (1952). С 1953 г. академик АН СССР. Генерал-майор инженерно-технической службы (1943).
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ЖУК Сергей Яковлевич
(1892–1957), советский гидротехник. Академик АН СССР (1953). Герой Социалистического Труда (1952) Лауреат Сталинской премии (1950,1951).
В 1936 по поручению ЦК партии С.Я. Жук разработал записку о строительстве Куйбышевского или Камышинского гидроузла. И.В. Сталин поправил гидротехника, сказав, что дело заключается не в сопоставлении выгодности Куйбышевского или Камышинского гидроузла. Это для ЦК партии вопрос решенный. Куйбышев имеет значительные преимущества. Во‑первых, он лучше использует воды Волги для орошения. Вовторых, Куйбышев ближе к центральным районам страны и Уралу – отсюда легче будет подавать энергию. В‑третьих, устройством канала, пересекающего Самарскую луку, мы на 140 километров сокращаем путь судов по Волге.
– Так что, – говорил товарищ Сталин, – сейчас нужно выяснить техническую возможность строительства таких мощных сооружений близ Куйбышева – других сомнений нет. Мы ждем ответа на этот вопрос.
«Я, – вспоминал С.Я. Жук, – попросил десятидневный срок и разрешение выехать в Куйбышев.
– Хорошо, поезжайте, – ответил Иосиф Виссарионович. Тогда в инженерных кругах спорили, каких размеров должны быть шлюзы на Волге. Предлагались всевозможные варианты. Иные увлекались гигантскими масштабами, другие, наоборот, были непомерно робки. Тогда же, во время телефонного разговора, я спросил товарища Сталина, как разрешить эту проблему. Мне было отвечено:
– Этот вопрос ЦК уже рассматривал.
Иосиф Виссарионович тогда же, на память, назвал мне основные размеры – глубину, ширину и т. д.
Как всегда, после разговора с товарищем Сталиным все стало ясным и реальным. Выезд на место показал мне, что гидроузел близ Куйбышева строить можно, необходимо только перенести место створа плотины.
Мимо Иосифа Виссарионовича не проходит ни один из важных этапов гидротехнического строительства. В его кабинете рождаются замыслы великих сооружений, которые строит наша страна. А раз задумав сооружение, товарищ Сталин шаг за шагом следит за тем, как оно осуществляется.
Наступило лето 1937 г. На заседании ЦК и Совнаркома решался вопрос о судьбе гидроузла. Были поставлены все основные технико‑экономические проблемы.
Товарищ Сталин подошел к карте. Он говорил о том, куда пойдет энергия из Куйбышева. В первую очередь она пойдет на нужды ирригации, для борьбы с засухой. Ее нужно будет дать также центральным районам страны, где не хватает своих энергетических ресурсов.
Когда Иосиф Виссарионович заговорил, сразу стало ясно, что дело идет не о том, быть или не быть гидроузлу. Он будет. И показалось, что товарищ Сталин вот сейчас, стоя у карты, ясно видит гигантские сооружения гидроузла, провода, тянущиеся через всю страну. Для него это не мечта, а абсолютная реальность.
Эта чудесная убежденность, умение делать будущее близким, видимым, реальным, как бы приближать его во много раз, облегчает осуществление тех работ, которые творятся по замыслам Иосифа Виссарионовича.
В конце заседания, подводя итоги выступлениям, товарищ Сталин сказал:
– Надо строить.
Меньше чем через год, осенью 1938 г., меня снова вызвали к товарищу Сталину. На просторном столе были разложены карты, схемы, чертежи, макеты сооружения. Во время этого разговора решались все основные вопросы стройки.
В этот вечер товарищ Сталин утвердил нам месторасположение плотины и гидростанции, которая по его указанию была разделена на две самостоятельные гидростанции: одна будет построена в Переволоках, а другая – в Жигулях, рядом с плотиной.
Мы тогда считали, что из четырех шлюзов, входящих в состав Куйбышевского гидроузла, в первую очередь можно строить не четыре, а два. Шлюзы в Переволоках, думалось нам, можно отложить.
Но Иосиф Виссарионович объяснил неправильность такого взгляда. Переволокские шлюзы позволят сократить путь по Волге на 140 километров. Это даст чрезвычайно большой экономический эффект.
Речь зашла об ирригации. Мы в опытном совхозе проводили опыты с дождеванием. Товарищ Сталин несколько секунд внимательно рассматривал фотографии дождевальных аппаратов. Поднявшись из‑за стола, расхаживая по комнате, он стал подробно говорить о преимуществах этого метода орошения. Видимо, его давно интересовал этот вопрос.
– Растения, – говорил Иосиф Виссарионович, – гораздо лучше усваивают влагу, которую они получают сверху. Кроме того, дождевые капли смывают вредителей, находящихся на стеблях и листьях. Дождевание – дело нужное.
В июне 1939 г. я докладывал товарищу Сталину о мощности турбин для Куйбышева. Наша промышленность освоила для Рыбинской гидростанции турбины диаметром 9 метров, имеющие мощность в 55 тысяч киловатт. Если увеличить диаметр таких турбин на 50–100 сантиметров, то в условиях Куйбышева, где напор воды больше, чем в Рыбинске, их мощность повысится до 200 тысяч киловатт. Эта мощность и была принята в проекте.
Однако часть советских специалистов считала, что 200 тысяч – слишком большая мощность и не следует строить турбины свыше 100 тысяч киловатт.
Я доложил обо всем этом товарищу Сталину.
– Мы тоже об этом думаем, – сказал Иосиф Виссарионович, – не следует особенно увеличивать мощность турбин. Однако раз заводы уже освоили машины с диаметром рабочего колеса 9 метров, то уменьшать его не следует, пусть и для Куйбышева пойдут такие турбины. Там они разовьют мощность в 170–180 тысяч киловатт. Этого вполне достаточно.
После войны в 1950–1957 на Волге выше Куйбышева была построена мощная гидроэлектростанция. Она получила название Волжская ГЭС имени В.И. Ленина».
Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.