(р. 31.03.1951) — философ, искусствовед, художник, спец. по теории познания, филос. и истории изобразительного искусства; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Липецк. Окончил Уральский гос. ун-т, отделение истории искусства (1983). С 1973 работает в обл. художеств. творч., создавая объемные конструкции с элементами скульптурной пластики и цвета. С 1985 в Красноярском гос. ун-те; зав. кафедрой искусствоведения. Докт. дисс. — "Чувственное явление сущности: визуальное мышление и логические основания языка изобразительного искусства" (1990). Разрабатываемые проблемы и темы: визуальное мышление в изобразительном искусстве; композиционная формула творений искусства и др. Согласно Ж., визуальное мышление есть одно из опосредующих звеньев между чувственной и рациональной сторонами дух. мира человека, осуществляемое не на основе слов естеств. языка, а на базе пространственно-структурированных наглядных образов. Продуктом такого мышления становится чувственно конкретная модель сущности, причем само конкретное чувственное представление сущности далеко не сводится к непосредственной чувственной данности объекта, а оказывается искусственно созданной на фундаменте абстрактного мышления. Исследуя визуальное мышление как аспект, составную часть синтетического мышления, Ж. выделяет гносеол., онтол., методол. и коммуникативную функции феномена визуального мышления, доказывая, что единство обозначенных функций, во-первых, повышает степень объективности содержания развивающегося знания, а, во-вторых, выявляет истинность знания до его проверки на практике. Ж. считает, что произведение искусства всегда есть "искусственность" (отличный от первой природы мир), "искусность" (демонстрация мастерства владения навыками и традициями) и "искус" (заразительность контактом). Шедевр искусства Ж. понимает как одновременно закрытую и открытую модель чувственно явленной сущности, как уникальное и свободное воплощение в отдельном произведении тождества имитационной и экспрессионной тенденций искусства. Композиционная формула шедевра, полагает Ж., есть такой носитель общего рационального смысла художеств. работы, к-рый, будучи растворен в поверхности произведения и просвечивая в каждой ее элементарной ячейке (принадлежа и не принадлежа ей одновременно), воплощает интересующую художника сущность.
Соч.
: Визуальное мышление в структуре научного познания. [В соавт.]. Красноярск, 1988; История изобразительного искусства: философские основания. Красноярск, 1990; Зримая сущность. [В соавт.]. Свердловск, 1991; Интеллектуальная визуализация сущности. [В соавт.]. Красноярск, 1998; Формула гармонии. Красноярск, М., 2000; Аспекты анализа языка Леонардовой "Джоконды". [В соавт.] // Уч. зап. Ф-та искусствоведения и культурологии КрГУ. Вып.1. Красноярск, 2000.