Жуковский Юлий Галактионович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Жуковский Юлий Галактионович

Жуковский Юлий Галактионович - публицист и экономист (1822 - 1907). Окончил курс в училище правоведения; служил в Сенате и государственной канцелярии; одно время занимался исключительно литературой; в 1876 г. вновь поступил на службу; с 1889 г. управлял государственным банком, затем был сенатором. Дебютировав повестью и статьей в литературном сборнике ""Весна"" (1859), Жуковский сделался деятельным сотрудником ""Современника"", где писал в 1860 - 68 гг. За одну из своих статей Жуковский вместе с А.Н. Пыпиным был привлечен к суду за оскорбление дворянства, оправдан Санкт-Петербургским окружным судом, но приговорен судебной палатой к трехнедельному аресту на гауптвахте. Когда Некрасов в 1868 г. сделался фактическим редактором ""Отечественных Записок"" и соединил вокруг себя некоторых из прежних сотрудников ""Современника"", Жуковский не примкнул к их числу и вместе с М.М. Антоновичем издал книжку ""Литературное объяснение с Н.А. Некрасовым"", в которой собственно Жуковскому принадлежит статья ""Содержание и программа ""Отечественных Записок"" за прошлый (1868) год"". Вместе с М.А. Антоновичем Жуковский недолго издавал журнал ""Космос"", а затем, в 70 - 80-х гг., писал по экономическим вопросам в ""Вестнике Европы"". Отдельно издал: ""Политические и общественные теории в XVI в."" (СПб., 1866); ""Прудон и Луи Блан"" (СПб., 1867), ""История политической литературы XIX столетия"", т. I (СПб., 1871). Последний, главный труд Жуковского представляет широко задуманное сочинение по истории воззрений на существеннейшие вопросы общежития, господствовавших в государственно философской литературе XIX века. Труд остался неоконченным, в вышедшем I томе главное внимание уделено учениям экономистов классической школы. Талантливый популяризатор, Жуковский в стройной и выпуклой форме передает сущность воззрений отдельных авторов, затемненных иногда у них самих неясным и несистематическим изложением. Во многих случаях Жуковский не ограничивается простым изложением и выполняет задачи комментатора, глубоко проникшего в сущность разбираемых учений. Это относится прежде всего к Рикардо, занимающему особо видное место в книге Жуковского. Автор считает Рикардо сторонником теории ценности, основанной на издержках производства. Разбирая процесс образования ""меновой цены"", Жуковский дает интересный анализ закона спроса и предложения и его влияния на высоту цены. Особенно удачно изложение теории ренты Рикардо. Исходя из положения, что всякое нарушение равновесия между спросом и предложением может быть устранено только с изменением издержек производства продукта, Жуковский дает образованию ренты широкое распространение, не ограничивая его одной областью земледелия. Весьма ценна и попытка Жуковского выразить строго логическое построение системы Рикардо в виде точных математических формул, которым, однако, и сам автор придает значение только иллюстраций, но не доказательств. Из экономистов, кроме Рикардо, в книге рассматриваются учения Ло, А. Смита, Мальтуса и Сэя. Другие труды Жуковского: ""Деньги и банки"", ""Население и земледелие"", ""Нравственная культура"", ""Промышленность"", ""Крестьянское дело и общественная инициатива"" (1911). Работая в Главном Комитете об устройстве сельского состояния, Жуковский горячо отстаивал права крестьянства на землю и указывал дворянству на его исторический долг народу. Талант не яркий, Жуковский в качестве публициста сохраняет лишь историческое значение.

Источник: Биографический словарь. 2008

Жуковский, Юлий Галактионович

Жуковский Юлий Галактионович


— писатель и административный деятель. Окончив курс в училище правоведения в 1853 г., служил в Сенате и госуд. канцелярии, одно время занимался исключительно литературой, потом вновь поступил на службу по министерству финансов и состоит теперь управляющим Государственным банком. В литературе дебютировал повестью "Петербургские ночи" и статьею "Общественные отношения России с точки зрения исторической науки права", помещенными в "Весне", литературном сборнике на 1859 г. Основная мысль статьи Ж. заключалась в том, что на крепостных отношениях выросла вся общественная организация России, вся ее цивилизация и государственность; в Западной Европе централизация выработалась, угнетая частновладельческие начала, а у нас, наоборот, опираясь на них. Повесть Ж. и в особенности его статья были замечены критикою "Современника" (1859, 6), влияние которого в то время приближалось к своему апогею; с 1860 г. Ж. стал писать в этом журнале, а с 1863 г. сделался одним из главных его сотрудников. Из статей Ж. — кроме тех, которые вошли в состав отдельно изданных им книг, — особенно выдаются: "Что такое право? Наша ученая простота и немец Блунчли" (1860, 11; главные выводы: "наука права должна быть реальна"; "цель общественного порядка — благосостояние нации"; "нужно бросить органическую школу, вымершие пандекты, ничего не принесшую схоластику"); "О народности в политике" (1863, 1: "национальное начало антинародно со всех сторон... как чисто политическое, а не народное или общественное, оно не в состоянии помочь ни в чем внутреннему европейскому вопросу"); "Крестьянское дело и общественная инициатива" (1863, 3); "Методы юридической науки" (по поводу книг Стоянова и Спасовича; 1863, 6 и 10); "Затруднения женского дела" (1863, 12); "О проклятых героях" (по поводу романа "le Mandit"; 1864, 2); "Смитовское направление и позитивизм в эконом. науке" (1864, 10 и 11); "Вопрос молодого поколения" (1866, 2 и 3). Последняя статья послужила поводом к судебному преследованию Ж. (вместе с А. Н. Пыпиным, как редактором "Современника") по обвинению в оскорблении дворянства; СПб. окружный суд оправдал обвиняемых (август 1866), судебная палата присудила их к трехнедельному аресту на гауптвахте (октябрь 1866). Когда Некрасов в 1863 г. сделался фактическим редактором "Отеч. записок" и соединил вокруг себя некоторых из прежних сотрудников "Современника", Ж. не примкнул к их числу и вместе с М. А. Антоновичем издал книжку "Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым", в которой собственно Ж. принадлежит статья "Содержание и программа "Отеч. записок" за прошлый (1868) год". В то же время Ж. участвовал вместе с Антоновичем в издании журнала "Космос". Еще раньше он издал отдельно две книги: "Политические и общественные теории в XVI в." (1866) и "Прудон и Луи Блан" (1867). Последнее сочинение заключает в себе общедоступное изложение взглядов названных писателей в связи с рабочим движением 1848 года и попытками практического осуществления продуктивных ассоциаций и народного кредита. Защищая Прудона и Л. Блана против резких обвинений ортодоксальных экономистов, Ж. доказывает, что первые лучше последних понимали основные экономические вопросы и, в частности, сущность борьбы труда с капиталом. Главное соч. Ж., оставшееся неоконченным, — "История политической литературы XIX ст." (том первый, 1871). Здесь он задался мыслью изобразить главнейшие моменты в развитии различных философских систем, лежавших в основе наиболее крупных сочинений по вопросам политическим, экономическим, юридическим, моральным и историческим. Все общефилософские системы сопоставляются им в две группы: фаталистические, отрицающие возможность для человека устраивать свою жизнь более или менее произвольно, и социалистические, признающие эту возможность в полном размере. Первые имеют в своей основе элемент статический — порядок и дисциплину, вторые — элемент динамический, прогресс и движение. Истинная теория, по мнению Ж., должна лежать как бы в середине. "Нельзя, — говорит он, — рассматривать человека ни как существо совершенно самостоятельное, ни как существо совершенно безличное среди природы; мы должны рассматривать его как существо, самостоятельность которого постепенно признается, хотя в конце концов должна все-таки иметь свои пределы". В истории полит. литературы Ж. видит три направления: схоластическое, метафизическое и положительное. Последнее является венцом развития общественной философии и составляет главный предмет исследования, начинающегося с краткого очерка предыдущих направлений. Из писателей, относимых к метафизическому направлению, наиболее подробно рассмотрен Руссо с его теорией общественного договора. Первые начала положительного направления Ж. видит в преобладающем с конца XVIII столетия значении вопросов экономических. Главное внимание автора обращено на Ад. Смита, Мальтуса, Рикардо и Ж. Б. Сэя. Учение каждого из них изложено обстоятельно, но не вполне общедоступно; особенной туманностью отличается изложение взглядов Рикардо, т. е. того именно писателя, собственные положения которого представляются классическим образцом ясности. Ж. часто прибегает здесь к формулам из высшей математики, с дифференциалами, интегралами и т. п. математическими тонкостями, которые делают эту часть книги совершенно недоступной для неспециалистов в математике. Общий вывод сочинения заключается в том, что экономисты от априористических и умозрительных философствований обратили науку к изучению общества и к сближению прежних отвлеченных нравственно-философских начал с внешними, материальными жизненными потребностями. Практическим успехом признается провозглашение и прочное укрепление начал свободы личности и ее хозяйственной деятельности. Являясь горячим приверженцем свободы, Ж. далек, однако, от полного отрицания государственного вмешательства, в котором он видит примирение двух основных философских начал — подчиненности человеческого общества естественно-экономическим законам и проявления его сознательной регулирующей деятельности.


За последние двадцать лет Ж. напечатал лишь несколько статей в "Вестнике Европы": "Вопрос народонаселения" (1871, 1); "Пища, как предмет экономии" (1871, 9); "Железные дороги, как предмет экономии" (1872, 1); "Кэри и его теория" (1872, 10); "Карл Маркс и его книга о капитале" (1877, 9); "Прямые налоги в России" (1881, 2); "Влияние бумажных денег на лаж и цены" (1881, 4); "Наш вексельный курс и товарные цены" (1884, 7).


В. Я.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008