Златовратский Николай Николаевич - известный писатель-народник (1845 - 1911), родом из Владимира. Отец его был чиновником канцелярии губернского предводителя дворянства, но по образованию и происхождению, как и мать Златовратского, принадлежал к духовному сословию. В конце 50-х гг. он, при содействии предводителя дворянства, открыл публичную библиотеку, в заведовании которой ему помогал сын, учившийся в то время в местной гимназии. Затевал также отец Златовратского издавать ""Владимирский Вестник"", в котором должен был принять участие Добролюбов - товарищ по педагогическому институту и интимный друг одного из двух братьев отца Златовратского. Эти дядья, в связи с частыми и продолжительными поездками к деревенским родственникам, рано возбудили в Златовратском страстный интерес к народной жизни. Пошатнувшиеся дела отца помещали Златовратскому поступить в Московский университет и окончить курс в Петербургском технологическом институте; все время приходилось тратить на тяжелую борьбу с нуждой. В 1866 г. он случайно попал в корректоры ""Сына Отечества"". Это пробудило в нем страсть к писательству, которому он с увлечением предавался еще в гимназии. Рассказ из народной жизни: ""Падеж скота"" был принят в ""Искру"" В.М. Курочкина; такие же небольшие рассказы были помещены в ""Будильнике"", ""Неделе"", ""Новостях"" и впоследствии составили книжку: ""Маленький Щедрин"". Напечатанная в ""Отечественных Записках"" повесть ""Крестьяне-присяжные"" сразу создала Златовратскому литературное положение. Из позднейших произведений Златовратского наибольшее внимание обратили на себя тоже напечатанные в ""Отечественных Записках"" обширная ""история одной деревни"" - ""Устои"" и очерки ""Деревенские будни"". Собрание его сочинений вышло в 1884 - 89 и 1891 г., и с 1911 г. выходит в издании ""Просвещения"" (появилось 8 т.). В 1909 г. Златовратский был избран почетным академиком. После Глеба Успенского Златовратский - наиболее известный из представителей ""мужицкой беллетристики"", заметно отличающейся от филантропически-народолюбивой беллетристики 40-х и 50-х годов. В сравнении с ней сочинения Златовратского, по приближению к живой действительности, по точному воспроизведению крестьянского быта, по языку, представляют несомненный шаг вперед. Писатели 40-х годов, задавшись целью отыскать в мужике человека, не всегда видели в нем мужика; то, что свойственно только крестьянину, у них отражения не находило. По словам Златовратского, художественная литература наша не дала ни одной мало-мальски типичной и яркой картины из области общинной жизни: мы не имеем ни общинных характеров, ни типичных сцен общинных сходов, судов, переделов - этих выразительнейших и характернейших картин народной жизни. Наши художники как-то ухитрялись изображать народ, отвлекая его совершенно от почвы, на которой он рождался, вырастал, действовал и умирал (""Деревенские будни""). Ревностнее других представителей ""мужицкой беллетристики"" Златовратский старается дать картину именно таких специально-мужицких сторон народной жизни. Его главные произведения - ценное пособие для всестороннего понимания народных ""устоев"": это своего рода энциклопедия деревенской жизни, и притом будничной. Златовратский вводит нас именно в те мелочи, которые многим наблюдателям кажутся слишком дробными и бесцветными, но гораздо больше характеризуют основной фон народной жизни, нежели разные исключительные положения. Не всегда одинаково ярко, но всегда добросовестно ищет Златовратский народные ""устои"" не только там, где они ясны и сразу бросаются в глаза наблюдателю, но и там, где их нужно открыть в массе посторонних наслоений и подробностей ""деревенских буден"". Приемы, при помощи которых Златовратский старается уловить народные ""устои"", трудно подвести под установившиеся литературные формы: это очень своеобразная смесь беллетристики, этнографии и публицистики, подчас даже статистики. Автор мало заботится о цельности впечатления; его занимает исключительно задача уразуметь изобразить и правду народной жизни. При всем желании сказать полную и всестороннюю правду о мужике, существеннейшей особенностью Златовратского остается значительная доля идеализации. В этом отношении он составляет полную противоположность с Глебом Успенским, который не останавливается перед тем, чтобы подчас сказать самую горькую правду о мужике. Идеализация Златовратского, впрочем, зависит не столько от того, что он закрывает глаза на несимпатичные стороны народной жизни, сколько от стремления во всякой мелочи крестьянского житья-бытья видеть глубокие, стихийные ""устои""; серенький мужичок сплошь да рядом превращается у Златовратского в какого-то эпического Микулу Селяниновича , который часто даже говорит былинным складом и чуть не белыми стихами. - Литературу о Златовратском см. у Венгерова ""Исторического словаря русской письменности"", и у Владиславлева ""Русские писатели"". С. Венгеров.
Златовратский Николай Николаевич
— известный писатель. Род. во Владимире, в 1845 г. Отец его был чиновником канцелярии губернского предводителя дворянства, по по образованию и происхождению, как и мать З., принадлежал к духовному сословию. В конце 50-х гг. он, благодаря содействию предводителя, открыл публичную библиотеку. В ведении ее сын, учившийся в то время в местной гимназии, оказывал ему деятельную помощь. Затевал было также отец З. издавать "Владимирский Вестн.", в котором должен был принять участие Добролюбов — товарищ по Педагогическому институту и интимный друг одного из двух братьев отца З. Эти дядья, в связи с частыми и продолжительными поездками к деревенским родственникам, оказали решительное влияние на раннее пробуждение в З. страстного интереса к народной жизни. Под конец пребывания З. в гимназии, дела отца его приняли дурной оборот, и он не мог осуществить своей мечты — поступить студентом в Московский унив. Побыл он в нем год вольнослушателем, а затем поступил в СПб. технолог. институт. Курса З. здесь не кончил; все время приходилось тратить на тяжелую борьбу с нуждою. В 1866 г. он случайно попал в корректоры "Сына Отечества". Это пробудило в нем давнишнюю страсть к писательству, которому он с увлечением предавался еще в гимназии. Рассказ из народной жизни: "Падеж скота" был принят в "Искру" В. С. Курочкина, и с тех пор З. стал помещать такие же небольшие рассказы в "Будильнике", "Неделе", "Новостях". Впоследствии они составили книжку: "Маленький Щедрин". Редкий литературный заработок мало ослаблял нужду, которая привела к тяжкой хронической болезни и заставила З. уехать на родину. Здесь он несколько оправился и написал повесть: "Крестьяне-присяжные", напечат. в "Отечеств. Записк." 1884 г. Пoвесть имела большой успех и сразу создала автору литературное положение. Из позднейших произвед. З. наибольшее внимание обратили на себя тоже напечатанные в "Отеч. Зап." обширная "история одной деревни" — "Устои" и очерки "Деревенские будни". Повести и рассказы З. выходили отдельными книжками, а "Собрание Сочинений" имело два изд. — 1884—89 и 1891 г. ("Рус. Мысли").
После Глеба Успенского, З. — наиболее известный из представителей "мужицкой беллетристики", заметно отличающейся от филантропически-народолюбивой беллетристики 40-х и 50-х годов. Оставляя в стороне вопрос о степени художественного дарования, нельзя не признать, что по приближению к живой действительности, по точному воспроизведению всех мелочей крестьянского быта, типы, картины и язык "мужицкой беллетристики" вообще, и З. в частности, представляют несомненный шаг вперед. Писатели 40-х годов, задавшись целью отыскать в мужике человека, не всегда видели в нем мужика. То, что свойственно только крестьянину, в литературе прежнего времени отражения не находило. Так, напр., как это особенно часто любит подчеркивать З., "художественная литература наша не дала ни одной мало-мальски типичной и яркой картины из области общинной жизни: мы не имеем ни общинных характеров, ни типичных сцен общинных сходов, судов, переделов — этих выразительнейших и характернейших картин народной жизни. Наши художники как-то ухитрялись изображать народ, отвлекая его совершенно от почвы, на которой он рождался, выростал, действовал и умирал" ("Деревенские будни"). Ревностнее других своих товарищей по "мужицкой беллетристике", З. старается о пополнении именно таких специально-мужицких сторон народной жизни. Его главные произведения — бесспорно ценное пособие для всестороннего понимания народных "устоев", по любимому термину его: это своего рода энциклопедия деревенской жизни, и притом будничной. Златовратский вводит нас именно в те мелочи, которые многим наблюдателям кажутся слишком дробными и бесцветными, но гораздо больше характеризуют основной фон народной жизни, нежели всякие исключительные положения. Не всегда одинакова ярко, не раз даже очень "скучно" для специальных любителей "изящного чтения", но всегда добросовестно ищет З. народные "устои" не только там, где они ясны и сразу бросаются в глаза наблюдателю, но и там, где их нужно отрыть в массе посторонних наслоений и подробностей "деревенских буден". Литературные приемы, при помощи которых З. старается уловить народные "устои", трудно подвести под установившиеся литературные формы. Это очень своеобразная смесь беллетристики, этнографии и публицистики, а подчас даже статистики. Автор мало заботится о цельности впечатления; его занимает исключительно задача уразуметь и представить правду народной жизни. Но, при всем страстном желании сказать полную и всестороннюю правду о мужике, существеннейшей особенностью З. остается значительная доля идеализации. В этом отношении он составляет полную противоположность с самым даровитым из представителей "мужицкой беллетристики" — Глебом Успенским, который не останавливается перед тем, чтобы подчас сказать самую горькую правду о мужике. Идеализация З., впрочем, зависит не столько от того, что он закрывает глаза на несимпатичные стороны народной жизни, сколько от чрезмерного стремления во всякой мелочи крестьянского житья-бытья видеть глубокие, стихийные "устои". Оттого нехитростный, серенький мужичок сплошь да рядом превращается у З. в какого-то эпического Микулу-Селяниновича, который часто даже говорит былинным складом и чуть ли не белыми стихами.
С. Венгеров.
{Брокгауз}
Златовратский, Николай Николаевич
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
[1845—1911] — русский писатель-народник. Род. во Владимире, в семье мелкого чиновника. Окончив в 1864 гимназию во Владимире, З. в течение года состоял вольнослушателем Московского университета, после чего поступил в 1860 в Петербургский технологический институт. Но З. не мог окончить курса: тяжелая нужда и борьба за существование не давали ему возможности учиться. К этому времени относятся его первые литературные опыты — беллетристический набросок "Чупринский мир", напечатанный в "Отечественных записках" за подписью Н. Череванин, и мелкие очерки в "Искре" и "Будильнике". Тяжелая жизнь сильно подорвала его здоровье; ему пришлось оставить Петербург и уехать к родным во Владимир. Там он в 1874 написал свое первое крупное произведение "Крестьяне-присяжные", которое доставило ему литературную известность. Затем последовал в 1876 "Маленький Щедрин", в 1877 — "Золотые сердца", в 1878—1882 печатались "Устои", в 1879 — очерки "Деревенские будни". В 1910 вышли его весьма ценные художественные воспоминания из эпохи 60-х гг. "Как это было". Все произведения З. проникнуты необычайным оптимизмом: он является ярким выразителем тяги мелкобуржуазной интеллигенции к народу. В ряде рассказов З. рисует прекрасные свойства простых трудовых людей, говорит о цельности и гармоничности крестьянского общинного миросозерцания. В мужике З. видит только лучшие стороны, призывает учиться у народа его мудрости. "Крестьяне-присяжные" З. болеют совестью за неправду людскую и, так же как передовые интеллигенты, мечтают о совершенном социальном устройстве; Филаретушка говорит о "лепутатах", устанавливающих, "как крестьянскому устроению, согласно желанию мирскому и справедливости, подлежит быть". В главном своем произведении — романе "Устои" — З., рисуя жизнь ряда деревень, противопоставляет два мира: группу крестьян — хранителей "устоев", и — новых людей деревни, кулаков, нарушающих сложившиеся веками обычаи. Столкновение принципа общины и принципа личных имущественных прав проходит через весь роман. Превознося общину, З. все же показывает, как слабы при изменившемся экономическом положении "устои". Предъявленное на самовольном сходе требование земельной "поровенки" так и остается в воздухе, а стремление крестьянского поселка организовать общину не осуществляется из-за кулаков-собственников.
В своих произведениях З. дает идеализированную картину крестьянской жизни во всех ее проявлениях — мира, схода, мирного земледельческого труда на фоне общинного уклада. Психологическое раскрытие переживаний крестьян З. не удается (рассказы "Авраам", "Деревенский король Лир" и др.). Повествование у него, как и у большинства писателей-народников, растянуто и изобилует обилием этнографического материала, иногда вводимого в рассказ в сыром, первичном виде; присущи З. и публицистичность, голое морализирование. Умиляясь перед "золотыми сердцами народа", З. часто впадает в тон то торжественно приподнятый, то сентиментальный. В таком торжественном тоне выдержана почти вся третья часть "Устоев", описывающих трудовую жизнь хозяйственного мужика. Не "критический", подобно Гл. Успенскому, а "последовательный" народник, З. недостаточно осветил расслоение деревни, обостряющиеся в недрах ее классовые противоречия. Гуманный идеализм в известной мере сближает его с Короленкой. Можно предполагать, что творчество З. выражало настроенность более устойчивых слоев мелкой буржуазии. В этом — социальные корни его оптимизма.
Библиография
: I. Большинство произведений, преимущественно беллетристического характера, вошло в 3-е изд. "Собр. сочин." (в 3 двойных томах), М., 1897 (изд. 1-е, 3 тт., М., 1884—1889; 2-е, 2 тт., М., 1891). В 1912 изд-во "Просвещение" (СПб.) выпустило "Собр. сочин." Златовратского в 8 тт.II. Протопопов М., Последовательный народник, в кн. "Лит.-критич. характеристики", СПб., 1898; "Русск. ведомости", 1911, №№ 285 и 286 (ст. П. Н. Сакулина и некролог И. Игнатова); Кранихфельд В., Н. Златовратский, "Совр. мир", 1912, I; Сакулин П. Н., Народничество Н. Н. Златовратского, "Голос минувшего", 1913, I; Чешихин-Ветринский В. С., Н. Н. Златовратский в "Истории русск. литературы XIX в.", ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, М., 1910; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, М., 1919.
III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX вв. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910; Словарь членов о-ва любителей росс, словесности при Моск. ун-те, М., 1911 (автобиографич. и библиографич. сведения); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
С. Каценельсон.
{Лит. энц.}
Златовратский, Николай Николаевич
(1845-1911).
Рус. прозаик и ред. Возглавлял журн. "Русское богатство"; почетный чл. Петерб. АН (1909).
В гл. произв. З. - романе "Устои. История одной деревни" (1878-83; 1897) - к истории утопии имеет отношение фрагм. "Сон счастливого мужика", представляющий собой наиб. законченный образец народнической утопии, видевшей спасение и счастье в неуклонном следовании традициям крестьянской общины, сурового, но справедливого "мира" (см. Пастораль).
В. Р.
Лит.:
К.Г.Семенкин "Н.Н.Златовратский" (1976).