(30.12.1931—05.11.1992) — спец. в обл. проблем эстетики, соц. филос. и филос. культуры; канд. филос. наук, доц. Род. в Ленинграде. Окончил филос. ф-т МГУ (1953). Работал преп. филос. в вузах Сыктывкара, Томска, Перми, Ярославля. С 1971 по 1992 — доц. кафедры филос. Ярославского ун-та. Канд. дисс. — "Природа эмоциональности искусства" (1966). Осн. круг науч. интересов связан с иссл. вопросов соотношения эмоционального и рационального в искусстве, диалектики науки и искусства в рамках единой культуры. Разрешение этих проблем приводит к идее соц. парадигмы культуры, согласно к-рой непосредственным фундаментом и своеобразным алгоритмом культурного творч. является неповторимое (для каждой культуры) сочетание рациональных и дух.-эмоциональных элементов. Это сочетание образует нек-рое устойчивое ядро, аккумулирующее в единую целостность характерные особенности материальной и соц. практики, образов жизни и вед. ценностей, структуры и механизмов коммуникаций, мотивов традиционалистских и инновационных процессов, присущих именно данной соц. общности. Подобная соц. парадигма, по мысли З., будучи опосредствующим и детерминирующим звеном между способом производства, экон. базисом и культурой, обладает высокой степенью устойчивости, позволяющей (в пределах господства этой парадигмы) перерабатывать и выражать новые явления и процессы в формах, присущих данному соц. организму и типу культуры. Как сущностная основа культуры, соц. парадигма доступна только теор. анализу; однако все явления культуры в своих неповторимых и своеобразных чертах несут неизгладимую печать ее мощного и конструктивного воздействия.
Соч.
: Эмоциональная специфика художественного образа // Уч. зап. Пермского ун-та. 1964. № 124; Соотношение эмоционального и рационального в художественном образе // Категории эстетики и искусства. Новосибирск, 1965; Общественный прогресс и свобода. [В соавт.] // В. ЯрГУ. Вып.6. Философия. 1975; Категория "идеал" и ее роль в выработке специфических установок различных видов деятельности. [В соавт.] // Методологические проблемы современной науки. Ярославль, 1977; К вопросу о качественной интерпретации исследования художественной культуры // Управление социальными и идеологическими проирссами. Ярославль, 1983; Методологические аспекты критики сциентизма и антисциентизма по вопросам культуры // Критика современной буржуазной идеологии. Минск, 1985; Социальная парадигма культурного творчества // Наука и творчество. Ярославль, 1986.