Знамение иконы Божией Матери на Знаменке церковь

Найдено 1 определение
"Знамение" иконы Божией Матери на Знаменке церковь
(уничтожена).
На углу улицы Знаменка с Большим Знаменским переулком, напротив Генерального штаба в настоящее время находится небольшая площадь, занятая под автостоянку. На этом месте с древних времен стояла церковь иконы Божией Матери «Знамение». Стояла она на древней, известной еще со времен основания Москвы дороге — сухопутном пути из южных земель в Новгород Великий. Этот путь вел от Боровицкого холма и брода, проходившего под нынешним Большим Каменным мостом, по линии современных улиц Знаменки, Поварской, Красной Пресни на Волоколамск и далее Великий Новгород. Известно, что в Новгороде одной из самых чтимых икон был образ Божией Матери «Знамение», совершивший чудо в 1170 г. во время битвы новгородского ополчения с войском владимирского великого князя Андрея Боголюбского. Возможно, что на этой дороге, ставшей главной улицей Занеглинья, и была поставлена церковь во имя иконы, столь чтимой новгородцами. Самое раннее упоминание о Знаменском храме — это надпись, которая была на колоколе: «1600 г. марта 20 дня. Сей колокол церкви Знамения Пресвятой Богородицы вылит подаяниями приходских людей, а перелит 1757 г. декабря 7 дня». Вероятно, с некрополя этой церкви происходит захоронение, вскрытое в 1948 г. Из текста на крышке саркофага можно установить, что здесь в 1603 г. была погребена супруга мутьянского воеводича Радула Мария, происходившая, вероятно из боярского рода Нагих. В этом захоронении был обнаружен редкий памятник древнерусского искусства — шитый волосник (женский головной убор) с изображением единорогов. В документах, относящихся к Смутному времени, говорится, что Лжедмитрий II, называемый Тушинским вором, был сыном священника Знаменской церкви, что на Арбате. По-видимому, речь шла именно о данном храме.
В начале XVII века храм был деревянным, и в 1629 г. он сгорел. Каменная церковь была возведена между 1646 и 1657 годами повелением царя Алексея Михайловича. Был построен небольшой одноглавый кубический храм, перекрытый сомкнутым сводом — типичная посадская церковь середины XVII века. В 1657 г. к церкви была пристроена каменная колокольня. В 1696 г. упоминается придел святителя Николая. Интересно, что алтарь храма ориентирован не четко на восток, а на северо-восток. Это обусловлено особенностями городской застройки, церковь стояла вдоль Большого Знаменского переулка, выходящего перпендикулярно на улицу Знаменку.
Церковь перестраивалась в 1784—1785 гг., когда она получила колокольню в стиле классицизма и трапезную с приделом святителя Николая. В XVIII веке улица Знаменка уже перестала быть важным путем, но из-за близости Кремля ее стала заселять московская знать. Напротив Знаменской церкви через переулок в 1792 г. был возведен огромный дворец генералом графом С.С. Апраксиным. Этот дворец аркой, перекинутой через переулок, соединялся со Знаменской церковью. Позднее, после нашествия Наполеона, арку разобрали. В приходе церкви находился дом № 8, сохранившийся до нашего времени. Этот особняк, построенный еще в XVIII веке, сменил многих владельцев, но более всего прославился как дом Сергея Ивановича Щукина, известного купца-мецената и коллекционера, собравшего чуть ли не лучшую в мире коллекцию французских художников конца XIX — начала XX века. В 1900 г. не без участия семьи Щукиных был поновлен Знаменский храм.
После Октябрьской революции 1917 г. храм продолжал действовать, но лишился большинства из предметов утвари и окладов икон. Бесстрастный протокол сообщает, что 23 апреля 1922 г. из Знаменской церкви изъято 6 пудов 37 фунтов и 5 золотников серебра. Ни о церковном назначении вещей, ни об их художественной ценности, конечно, в документе не говорилось. Церковь была закрыта в апреле 1929 г. вследствие острой нужды у рабочих и служащих Революционного Военного Совета (РВС) и 1-й типографии Наркомата Военных и Морских дел в помещении для клуба. РВС располагался в бывшем особняке Апраксиных, перед революцией занятом Александровским военным училищем. К 1930 г. церковь лишилась куполов с крестами, но еще стояла и продолжала быть похожей на здание «культа». Разрушена она была по требованию того же Реввоенсовета, так как вид храма, хотя и обезображенного, раздражал военных. После закрытия церкви на Знаменке две иконы XVII века — священномученика Климента, папы Римского, с житием и Преображение Господне — попали в МОНО (Московский отдел народного образования, ведавший охраной памятников). Оттуда они в 1933 г. были переданы в Третьяковскую галерею, где находятся и поныне.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.