Знамение иконы Божией Матери в Новоспасском монастыре церковь

Найдено 1 определение
"Знамение" иконы Божией Матери в Новоспасском монастыре церковь
(Крестьянская площадь, дом № 10).
Знаменский храм расположен в северо-западной части обители. Первоначальная церковь на этом месте с тем же посвящением была построена в XVII веке. В XVII—XVIII веках в подклете Знаменской церкви были захоронены представители именитых родов — Шереметевых, Сицких, Черкасских, Урусовых, Лобановых-Ростовских. В 1787 г. были за ветхостью разобраны колокольня с храмом преподобного Саввы, а несколько позднее и Знаменская церковь. Взамен разобранной было начато строительство новой церкви, сохранившейся до наших дней. Оно велось по проекту архитектора Е.С. Назарова, помощника и родственника зодчего В.И. Баженова (оба были женаты на родных сестрах — дочерях Л.И. Долгова) на средства видного вельможи графа Н.П. Шереметева. 15 января 1795 г. Знаменскую церковь освятили. Отделочные работы продолжались до 1803 г. Это небольшое однокупольное здание, западный фасад которого почти полностью повторяет восточный. Обычно в классических храмах симметричны боковые фасады. Но в Знаменской церкви портиком украшен только северный фасад, именно он и сделан главным фасадом и поэтому симметричным. Северный фасад единственный, перед которым есть открытое пространство. В нем сделан главный вход в нижний ярус храма. Западный почти упирается в здание келий, что не дало возможность сделать парадный вход с запада. Южный фасад, обращенный к собору и к монастырской трапезной палате, не имеет входа, так как проход к главному входу Спасо-Преображенского собора с запада был бы сильно затеснен. Северо-западный угол паперти собора был переделан при строительстве Знаменского храма, и соединил собор с церковью.
Интерьер храма был еще более необычен. Храм двухэтажный. Внизу расположена усыпальница графов Шереметевых, наверху собственно храм. В центре храма огромный проем овальной формы, ведущий в нижний этаж. Амвон, огороженный балюстрадой, нависает над пустотой. Алтарь церкви занимал только центральную апсиду из трех. Иконостас, характерный для эпохи классицизма — небольшой, одноярусный, с высоким фронтоном, над которым поставлен крест и два ангела. Верхний храм был торжественный, праздничный и очень светлый, имел много высоких окон и световой купол. В нижнем ярусе располагались надгробия, там было по контрасту сумеречно и строго. Освященная середина отделялась от собственно усыпальницы стеной с аркой. Верхнюю часть поддерживали спаренные колонны. В усыпальнице были могилы бояр Романовых, братьев патриарха Филарета, графов Шереметевых и их родственников. Над многими могилам стояли мраморные надгробия в форме саркофагов. Также было много надгробных досок, вделанных в стену над местом захоронения. Во время нашествия Наполеона Новоспасский монастырь был разорен и горел, подверглась разорению и Знаменская церковь. Вскоре она была возобновлена, освящение состоялось 5 апреля 1813 г. Тогда был сделан иконостас, дошедший до XX века, который во многом повторял первоначальный. В 1820-е гг. своды храма были расписаны художником Антонио Клаудио.
Монастырь ликвидировали в 1920-е гг. Знаменская церковь некоторое время стояла закрытой, а в 1927 г. подверглась разорению, но перед этим ее сфотографировал по заданию Историко-бытового музея в Донском монастыре фотограф А.Н. Телешов, сын знаменитого писателя Н.Д. Телешова. Благодаря этим снимкам мы можем представить великолепный интерьер Знаменского храма. К 1990 г. здание внешне отремонтировано.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.