Знамение иконы Божией Матери в усадьбе Черемушки-Знаменское церковь

Найдено 1 определение
"Знамение" иконы Божией Матери в усадьбе Черемушки-Знаменское церковь
(Большая Черемушинская улица, дом № 25, корпус 9).
Центральная аллея регулярной части парка усадьбы Черемушки ориентирована на самое ранее дошедшее до нас усадебное здание — церковь иконы Божией Матери «Знамени». Она является памятником развитого барокко типа восьмерик на четверике и первой каменной постройкой усадьбы. Ее фасады украшает нарядный декор. Компактный и симметричный объем церкви с высоким ярусным завершением, напоминающий скорее нарядный парковый павильон, чем культовое здание, был поставлен в усадебном парке вблизи старой дороги в Черемушки и обращен к ней северным фасадом. Первоначально над входом в церковь находилась маленькая колокольня. Впоследствии она была заменена отдельно стоящей деревянной звонницей, которая также не сохранилась до настоящего времени.
По мнению одного из первых исследователей усадьбы искусствоведа Ю.И. Шамурина, «церковь в Черемушках идет вполне от Растрелли: прямоугольный план, громадный световой трибун, типичного рисунка наличники окон — все это стоит вполне на уровне века, все это художественно объединено». Во всяком случае, нужно отметить, что памятники культового зодчества елизаветинской эпохи не типичны для подмосковных усадеб и очень редки. Владельцы Черемушек XVII — первой четверти XVIII века, от дьяка В.М. Махова до княгини H.IL Голицыной, обходились без собственной усадебной церкви. Инициатива создания в Черемушках собственной церкви принадлежала сыну княгини — князю Ф.И. Голицыну. В прошении, поданном в Синодальный казенный приказ 9 января 1739 г., князь писал: «Вотчина у меня имеется в Московском уезде, в Чермневе стану, сельцо Черемошье, в приходе церкви Николая Чудотворца, что в Котлах, и жительство имею я в том же сельце со всем моим домом, а при нем имеется дворовых людей мужеска и женска полу, кроме тутошних жителей, более 100 душ, а тутошних дворовых же и деловых людей имеется не малое число; а помянутая приходская церковь от той мое вотчины состоит не в близости, и от того, а паче по веснам, за разлитием вод, в церковных потребах бывает не малая нужда, понеже как мне и людем моим к той приходской церкви, так и приходскому попу в тое мою вотчину для случившихся треб придти никак невозможно, а отчего больные многие времена бывают без поможия и родильницы без молитв, а младенцы умирают без причастия; а ныне желаю я в той моей вотчине каменную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы; а будущему при той хотящей строющейся церкви попу с причетники на пропитание уступаю из своих дач пашенной земли по 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по 10 копен, и чтоб указом повелено было о строении оной церкви дать указ».
Положительный ответ на это прошение был получен только 30 декабря 1742 г. Решающим аргументом в пользу принятия положительного решения оказалась численность населения Черемушек, достигшая 236 человек. Церковь, вероятно, была сооружена в течение следующего 1743 г. Ю.И. Шамурин без ссылки на источник приводит другую дату — 1747 год, пока не подтвержденную документами. Не исключено, что это время ее освящения. Во всяком случае, ко времени приезда в Черемушки императрицы Елизаветы Алексеевны 28 августа 1749 г. церковь, безусловно, была уже действовавшей, так как в журнале, который вели императорские генерал-адъютанты, Черемушки уже названы селом. При детях храмоздателя князьях И.Ф. и П.Ф. Голицыных, унаследовавших Черемушки, и при их преемниках, М.П. Зиновьеве и В.А. Выродове, Знаменская церковь по-прежнему сохраняла статус домовой. В 1772 г. церковь была официально закрыта и упразднена. Только после перехода Черемушек к князю С.А. Меньшикову церковь в Черемушках 1784 г. стала снова действующей, получив статус приписной к церкви Троицы соседнего села Троицкого (Троицкое-Черемушки). Теперь право пользования этой церковью получили абсолютно все жители Черемушек, чего С. А. Меньшиков первоначально явно не желал.
Церковь была закрыта в 1920 г. Уже в 1920-е годы был уничтожен иконостас, разобраны звонница и церковные ворота. С 1940-х годов в здании церкви находится одно из подразделений Института теоретической физики, являющегося владельцем большей части усадьбы.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.