Знаменное пение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ
Особое древнерусское церковное пение. Это важнейший элемент православной музыкальной культуры. Обладает всеми художественными признаками, свойственными церковному пению. Знаменное пение отличается простотой музыкального выражения, ясностью мысли текста и выразительностью. Музыкальная особенность знаменного пения заключается в том, что оно развивает не одну мелодию, а состоит из нескольких. Мелодии следуют в определенном порядке, а потом повторяются. В некоторых местах пение приближается к речитативу, а в других становится возвышенным и разнообразным. Знаменное пение высокохудожественное по построению, мелодическому и ритмическому движению. При этом пение осуществляется не по нотам, а по крюкам – особым значкам, почему иногда и называется крюковым. В современной музыкальной культуре православия знаменное пение используется редко и только в особо торжественных случаях.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Знаменное пение
вид проф. древнерусского муз. иск-ва, получивший распространение на У. с XV-XVI вв. З.П. связано гл. обр. с богослужением, с придворными и мон. обрядами и гос. церемониями. Песнопения З.П. создавались проф. мастерами-дидаскалами, распевщиками, певчими ( С.Голыш, И.Лукошков, З.Суботин, Строгановская школа). З.П. записывалось особой системой нотных знаков-знамен ("крюков") в специальных книгах (певческие книги). С внедрением в России партесного многоголосия и нотолинейной муз. системы (70-е XVII в.) З.П. сохраняется в среде старообрядцев. Имеются местные распевы - Екат., Сибирский, Иргизский и др. На У. сложились три певческие традиции - невьянско-тагильская, кург.-челяб. и вятская (XIX-XX вв.). В разл. согласиях старообрядцев сформировались свои книжно-рукописные традиции (певческие книги).    Лит.: Парфентьев Н.П. Традиции и памятники древнерусской музыкальной письменности на Урале (XVI-XX вв.), Челябинск, 1994; Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI-XIII вв. // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985.    Казанцева М.Г., Парфентьев Н.П.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000