Знаменный распев

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Знаменный распев
древнерусское унисонное одноголосное церковное пение по старинным нотным знакам – «крюкам», или «знаменам». З. р. в большей мере способствует духовной сосредоточенности молящегося человека, чем пение партесное, многоголосное. З. р. был в употреблении на Руси с XI по первую половину XVII в., но в середине XVII в., в связи с церковными реформами патриарха Никона, произошел официальный переход к многоголосному пению. В настоящее время З. р. сохраняется в пении старообрядцев.

Источник: Краткий православный словарь.

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
система старинных православных церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя» – певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. Знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами богослужений (большой и малый знаменные распевы), с именем народа, города (болгарский, киевский знаменный распев и т.п.) или же предполагаемого автора (Лукошков, Баскаков знаменный распев и т.п.). Большинство вариантов относится к XVII в. 3наменный распев основан на системе осмогласия. Напевы каждого гласа слагаются из попевок. Текст мог быть распет разными мелодическими приемами, что предоставляло значительную творческую инициативу церковным певчим. Начиная с XVI в. имеются письменные свидетельства многоголосного исполнении знаменного распева, особенно развившегося во 2-й половине XVII в. 3наменный распев был принят Русской Православной Церковью во 2-й половине XVIII в. в виде свода основных одноголосных песнопений. В многоголосном партесном изложении (фактически принятом Церковью со 2- й половины XVII в.) знаменный распев подвергался более или менее значительным изменениям, особенно в XVIII и XIX вв. (гармонизации Бортнянского, Львова, Kастальского и др.). Одноголосная форма знаменного распева сохранилась только у старообрядцев и редко используется в богослужении Русской Православной Церкви.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
83.30 кб

О киноварных пометах знаменного распева

Гвоздецкий Алексей Алексеевич
Роль киноварных помет в истории древнерусского певческого искусства, проблематика дешифровки пометных рукописей и предотвращение типичных ошибок предмет данной статьи.
Читать PDF
439.67 кб

Пути системного изучения осмогласия знаменного распева

Грачева Татьяна Алексеевна
Читать PDF
119.43 кб

К вопросу об исследовании знаменного распева в советский период XX столетия

Туманов Силуан
В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики, связанной с изучением знаменного распева в отечественной литературе советского времени.
Читать PDF
91.33 кб

Знаменный распев в современной музыкальной культуре: грани сопряжения и перспективы развития

Гвоздецкий Алексей Алексеевич
Древнерусское певческое искусство как важнейшая составляющая русской традиционной певческой культуры обладает потенциалом, не осознанным в должной степени большей частью педагогического и музыкального сообщества в наше время.
Читать PDF
189.97 кб

Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики

Казанцева Татьяна Генриховна
Вопрос о темпе исполнения песнопений знаменного распева является одним из наименее изученных в отечественной музыкальной медиевистике.
Читать PDF
997.29 кб

Проблемы изучения традиций знаменного распева в старообрядческих общинах Приморского края: теоретиче

Балановская Т. П.
Описывается современное состояние знаменного пения в богослужебно-певческой практике старообрядческих общин Приморского края, рассматриваются некоторые теоретические и методологические аспекты проблемы.
Читать PDF
586.62 кб

К вопросу о ритмических структурах в знаменном распеве (по материалам старообрядческих музыкально-те

Казанцева Татьяна Генриховна
В статье затрагивается комплекс вопросов, связанных с недостаточно изученной областью знаменного распева особенностями его ритмической системы.