ЗОЛЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗОЛЯ
Эмиль (1840–1902) — талантливый французский писатель, теоретик натурализма. В работах «Романистынатуралисты», «Экспериментальный роман» он изложил «теорию научного романа». Произведения литературы для Золя являются документами, по которым можно изучать жизнь, поэтому романист должен быть не только наблюдателем, но и экспериментатором: его за-дача — «экспериментировать над характерами, над страстями, над фактами личной и социальной жизни так же, как физик и химик экспериментирует над неодушевленными предметами...» Главным фактором развития человека писатель считал наследственность и влияние сре-ды — положения, легшие в основу натурализма. В романе «Тереза Ракен» он создает не характеры, а изучает темпераменты, исследует причины и последствия преступления с точки зрения физиологии. В многотомной серии романов «Ругон-Маккары» с подзаголовком «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1868–1893): «Карьера Ругонов», «До-быча», «Завоевание Плассана», «Проступок аббата Муре», «Западня», «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Деньги» и др. Золя одним из первых изобразил различные стороны социальных отношений буржуазной Франции эпохи Наполеона
III. Сквозные персонажи этого цикла были представителями одной из двух фамилий, наследующи-ми черты своих предков.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЗОЛЯ
Zola) Эмиль (1840, Париж – 1902, там же), французский писатель.
Рано лишился отца, рос в многодетной семье, в крайне стесненных обстоятельствах. С 1852 г. учился в коллеже г. Экса, затем в парижском лицее. В 1860-е гг. Золя жил в Париже на грани нищеты, служил на товарном складе, работал упаковщиком в издательстве «Ашетт», пробовал себя в журналистике, сотрудничая с журналами «Прогрессивное обозрение» и «Труд». В юности Золя испытывал влияние романтиков – В. Гюго, А. Мюссе; в их духе созданы его первые сочинения: поэтическая трилогия «Любовная комедия» (1858–61, опубл. в 1882), сказка «Фея любви» (1859), стихотворения и цикл новелл «Сказки Нинон» (1864). Решающим событием для Золя стало знакомство с Гонкурами. Увлеченный идеей «научного» романа-эксперимента, он пытается создать физиологический и психологический этюд, обратившись к автобиографическому материалу (первый роман «Исповедь Клода», 1865). В предисловии к следующему, скандально знаменитому роману «Тереза Ракен» (1867) Золя заявил о своей принадлежности к писателям-натуралистам, которые изображают «не характеры, но темпераменты» и бесстрашно погружаются в толщу человеческих пороков и общественных болезней, «как медик погружается в изучение трупа». В кон. 1868 г. писатель начинает работу над циклом романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй Империи» (1871–93), включившим 20 романов: «Карьера Ругонов», «Добыча» (оба – 1871), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Нана» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь» (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893). Золя трудится над этим циклом более 20 лет. У истоков замысла эпопеи Золя стояла «Человеческая комедия» О. де Бальзака, однако бальзаковскому исследованию социальных и нравственных пружин, управляющих человеком, Золя противопоставляет исследование темперамента, физиологической конституции, наследственности в сочетании с воздействием социального, «средового» фактора – происхождения, воспитания, условий жизни и т. д. Золя вводит в литературу данные естественнонаучных открытий: медицины и физиологии (труды физиологов и психиатров К. Бернара, Ш. Летурно), социал-дарвинизма и эстетики позитивизма (Э. Ренан, И. Тэн). Поистине эпический охват всех сторон общественной и частной жизни заметен, в первую очередь, в тематическом разнообразии цикла. Здесь и Франко-прусская война («Взятие Плассена», «Разгром»), и крестьянство и деревенский быт («Земля»), и труд шахтеров и социалистическое движение («Жерминаль»), и жизнь богемы, первые выступления художников-импрессионистов против академизма («Творчество»), и биржа и финансы («Деньги»), и торговля («Дамское счастье», «Чрево Парижа»), и куртизанки и «дамы полусвета» («Нана»), и психология религиозного чувства («Мечта»), и преступления и патологические наклонности («Человек-зверь») и т. д. Теория натурализма зрелого Золя обоснована в его работах «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881), «Литературные документы» (1881): писатель-натуралист не является моралистом или учителем нравственности – подобно врачу, он лишь указывает на патологические, нездоровые явления в жизни общественного организма и отдельного человека; его идеалом должно быть здоровье общества и человека – цель, практически недостижимая в условиях современной цивилизации, которая зиждется на противоречии культурного (социального) и природного (биологического). Отсюда пессимистические ноты, часто возникающие в творчестве: Золя не находит средства для лечения болезни, поразившей всю западную цивилизацию. Отрицание современного зла, вера в человека – эти мотивы звучат в следующем цикле романов «Три города». Главный герой трилогии интеллектуал Пьер Фроман подвергает анализу христианскую веру и видит в ней то торговлю «чудесами» («Лурд», 1894), то интриги и жадность ватиканского духовенства («Рим», 1896). Религия мертва, но спасение возможно в науке и труде («Париж», 1898). Эту мечту Золя начал воплощать в незаконченной утопической тетралогии «Четыре евангелия» («Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; «Истина», 1903; «Справедливость», не завершен), герои которой, дети Пьера Фромана Матвей, Лука, Иоанн, Марк, словно новые апостолы, несут обновление человечеству. Работу над циклом, задуманным как «библия новой эпохи», прервала смерть писателя, погибшего от отравления угарным газом.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Планирование как элемент поэтики композиции массовых сцен в нарративе Э. Золя

Кузнецов С. А.
В данной статье на основе анализа отдельных сцен из романов Э.
Читать PDF
0.00 байт

Роль и перспективы мотивного анализа в системе целостной интерпретации романа Э. Золя «Рим»

Студенко Т. С.
Читать PDF
0.00 байт

Пародийное обыгрывание эпизода из «Нана» Золя в «Современной идиллии» Щедрина

Федотов Андрей Сергеевич
В статье рассматривается случай сатирического обыгрывания М.Е. Салтыковым-Щедриным эпизода из романа «Нана» Эмиля Золя. Подчеркивается, что, в отличие от предшествующей традиции (работ К.К. Арсеньева, А.С. Бушмина, Р.
Читать PDF
261.59 кб

Композиционные принципы построения массовых сцен в нарративе Э. Золя (на примере романов «Добыча» и

Кузнецов С. А.
На основе анализа отдельных сцен из романов «Добыча» и «Лурд» доказывается, что в нарративе Эмиля Золя имеют место два принципа построения массовых сцен панорама и монтаж, что выбор принципа композиционного построения массовой сце
Читать PDF
0.00 байт

Гастрономический уровень парижского текста в романе Э. Золя «Чрево Парижа»

Гололобов Михаил Александрович
Рассмотрены содержание и специфика одного из субстратов парижского текста, определены функции гастрономических образов в художественном мире Э. Золя.
Читать PDF
0.00 байт

«Натуралисты» против «Романтиков»: французское искусство XIX века глазами Эмиля Золя

Попов Денис Александрович
В статье анализируются созданные главой французского натурализма Эмилем Золя образы «натуралиста» и «романтика, противопоставленные друг другу.
Читать PDF
69.17 кб

Парижские письма Э. Золя в журнале «Вестник Европы»

Есин Б.И.
В статье рассматриваются « Парижские письма », цикл очерков Э. Золя в « Вестнике Европы » 70-х гг. XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Э. Золя и Ф. Сологуб: к проблеме источников коллизий и приемов в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес"

Мокина Наталья Васильевна
Предметом исследования в статье становятся параллели между романом Э. Золя «Добыча» и романом Ф. Сологуба «Мелкий бес».

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Золя Эмиль

    1840-1902) - французский романист, глава натуралистической школы и автор теории экспериментального романа. Созданный им новый литературный жанр Золя называет "экспериментальным романом", желая этим п