— адъюнкт по русскому языку и словесности в Харьковском университете, сын войскового донского старшины, родился в Черкасске в 1802 г. В 1816 г. он был принят в казеннокоштные студенты Харьковского университета по словесному факультету, который окончил со степенью кандидата в 1821 г., и в следующем году, по ходатайству инспектора студентов, за примерное благонравие и склонность к наукам, был оставлен при университете с правом преподавать в качестве кандидата риторику. По отзывам современника-студента, З. "удивительную имел способность читать наизусть риторику Могилевского; зато чтение было монотонное, наводившее сон". В 1823 г. он читал логику и психологию. Любопытно отметить, что З., минуя факультет и совет университета, в 1824 г. подал прошение попечителю учебного округа Е. В. Карнееву о назначении его лектором или исправляющим должность адъюнкта по русской словесности, но прошение его осталось без удовлетворения, и лишь в 1829 г. он был утвержден в должности адъюнкта по русскому языку и словесности, читая до этого времени с 1826 г. лекции по поэзии, с вознаграждением адъюнкта. Однако недолго З. пришлось оставаться в университете: в 1831 г. он, как получивший образование в университете на счет Войска Донского, был вызван войсковым начальством для несения обязательной службы в казачьих полках и только по ходатайству попечителя Харьковского учебного округа определен директором в Новочеркасскую областную гимназию, продолжая носить военный мундир и получая производство во все военные чины до полковника.
Склонность к литературе З. проявил еще в годы студенчества, когда он в качестве секретаря принял деятельное участие во вновь возникшем в Харькове Библейском Обществе. К этому времени относится его речь "О пользе чтения книг Свящ. Писания" (Харьк., 1821); по окончании же университета он работал в Обществе наук при Харьковском университете. Имеется сведение, что в последний год существования этого Общества (1829) он читал в нем перевод сочинения Шатобриана о народной набожности и собственное стихотворение "Осень". З. давал и другие собственные опыты в "стихотворном роде", как-то: "К луне" ("Украинск. Вест." 1819, XVI), "Даниловка" (ib. 1825, VIII), "К другу" (ib.), "Вечерняя звезда" (ib.), "Весенняя песнь" ("Благонамеренный" 1826 г., ч. ХХХІV, стр. 99), "Любимый пир" (ib., стр. 102), "К *" ("Московский Телеграф" 1826 г., ч. VII, стр. 124—125) и "Вечер на море" (ib., ч. X, стр. 60—61). Несомненно, что З., в числе других преподавателей словесности, также оказывал влияние на развитие литературных стремлений студентов и на самый характер их поэтических опытов; а это тем более важно, что русскую словесность в университете тогда слушали не одни словесники. Из сочинений З., вообще очень слабых, некоторый интерес представляет речь, произнесенная им в 1829 г. на торжественном акте: "О важности и необходимости занятий в отечественном языке". В этой речи он доказывает важность русского языка и отмечает тот факт, что его высоко ставили даже иностранцы (Левек).
"Историко-филологический факультет Харьковского университета за 100 лет существования", стр. 13, 15, 48, 51; Биографич. словарь проф. и препод., стр. 73. — Багалей, "Опыт истории Харьковского университета", т. II, стр. 96, 98, 99, 200, 346, 353, 356, 492, 576, 600, 601, 695, 731, 732, 750, 803, 871, 899, 1111. — Геннади, Словарь, т. II.
M. K.
{Половцов}
Золотарев, Иван Яковлевич
адъюнкт по кафедре рос. слов. Харьковского универс. с 1829—183? г.
{Половцов}