ЗООМОРФНЫЕ СРАВНЕНИЯ
ЗООМОРФНЫЕ СРАВНЕНИЯ
Зооморфные сравнения («зооморфизмы») – важнейший прием натуралистического повествования. На фоне мировой художественной традиции использования этого приема (гротескно-сатирической, басенной, просветительской, романтической и др.) в натуралистической поэтике обнаруживаются вполне устойчивые и жестко определенные функции подобного сравнения человека с животным. Так, например, в романах Э. Золя сравнение героев с различными типами животных, насекомых и другими представителями фауны вскрывает в образе героя не только «биологическое» начало, демонстрируя детерминированность «природным» бытием, но и указывает на его «биологическую» суть и статус в контексте «естественной истории» человечества. Персонажи, в которых проявляется «хищное» начало, сознательно или неосознанно являются причиной смерти и разрушенных судеб других героев, в которых, как правило, обнаруживаются черты травоядных, «домашних», изначально обреченных быть «жертвой» существ. Шахтеры, идущие на шахту в романе Э. Золя «Жерминаль» сравниваются с стадом, бредущим на скотобойню. В свою очередь «роли» хищника и жертвы могут поменяться: стадо в том же романе превращается в стаю, толпа, движимая волчьими инстинктами изощренно и с наслаждением терзает свою жертву. Не следует подобного рода «зооморфизмы» рассматривать в отрыве от т.н. «социального» плана, если учесть, что человек в концептуальном натурализме всегда воспринимался как «продукт» не отдельно взятой «природы» и не отдельно взятой «среды», а как результат взаимодействия «среды» и «природы». Проявленность или, напротив скрытость «социального» в зооморфных сравнениях может свидетельствовать об уровне социализации героя в миропорядке: Маэ, работающий в шахте в тесноте угольных пластов, сравнивается с жучком, зажатым между страницами книги, лавочник Мегра соотнесен с образом не дикого, а именно домашнего кота. Зооморфные сравнения в натуралистических произведениях являются одной из характеристик, завершающей образ персонажа, в отличие от подобного рода сравнений в поэтике классического реализма 19 в. Так, например, «зооморфизмы» в «Отцах и детях» И. С. Тургенева («Он хищный, а мы с вами – ручные», «Червяк полураздавленный попал под колесо, а все корчится», «Как две ученые собаки, друг перед другом на задних лапах ходили» и др.) или «зоологические» фамилии героев «Идиота» Ф. М. Достоевского (Мышкин, Барашкова, Лебедев, Иволгин) не могут быть рассмотрены как черты, завершающие и объясняющие человека. Напротив, в поэтике натурализма обнаруживается отчетливая тенденция объяснить место персонажа и его судьбу с помощью этого приема, особенно в тех случаях, когда зооморфное сравнение начинает развертываться в сюжетную метафору и реализуется в сюжетной ситуации: Мукетта в «Жерминале» не просто сравнивается с шахтной лошадью, она и спит в стойле и в целом «формат» ее судьбы это история лошади, загнанной под землю и обреченной на тяжкий труд и бессмысленную смерть, лавочник Мегра, похотливый домашний кот, привязанный к одному месту, к своей лавке, даже в драматической для себя ситуации, не может ее бросить, пробирается по крыше, срывается и падает, после чего разъяренная толпа женщин ставит посмертную точку в истории этого человека-кота, кастрируя его уже мертвое тело. Жанлен (в котором все его разбросанные по тексту романа «зоологические» свойства объединяются в единый облик маленького, юркого и жестокого хорька), живущий в заброшенной штольне, как в норе, и по ночам выбирающийся на «охоту», убивает солдата-конвоира без всяких на то оснований, только потому, что срабатывает инстинкт хищника. Следует специально отметить, что выражение «зооморфное сравнение» становится не совсем точным при описании в целом «биологии» человека в натурализме, поскольку образы природного бытия в натуралистическом романе воплощены и через систему сравнений, метафор, содержащих в себе указания на компоненты т.н. «растительного» мира. Но в критической литературе, посвященной проблемам натуралистической эстетики, отсутствует сколь бы то ни было устойчивая словесная формула, которая бы могла быть использована в таком описании . Лит-ра: В.М. Толмачев. Натурализм // Энциклопедия литературных терминов и понятий. – М., 2001; Б. Г. Реизов. Французский роман XIX века. – М., 1977.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.