Зороастризм

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Зороастризм
дуалистическая древнеиранская религия, создание которой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). Зороастризм окончательно оформился к VII в. до н.э. Главное в зороастризме – учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой (Ормузд), и зла, олицетворяемого темным божеством Анхра-Майнью (Ариман). Зороастризму присущи эсхатологические идеи о конце мира, загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на иудаизм и христианство.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Зороастризм
религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Персии, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока; сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иранское Заратуштра). Священный канон - Авеста. Основные принципы зороастризма: противопоставление двух вечных начал - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Источник: Исторический словарь

ЗОРОАСТРИЗМ
в древности дуалистич. религия народов Востока, назв. по имени Зороастра. З. возник, по мнению большинства исследователей, в Ср. Азии, вероятно, в 7 в. до н.э.; распростр. в Мидию, Персию, Каппадокию и др. страны Бл. Востока. Осн. источ. наших знаний о З. явл. Авеста. Согл. З., в мире борются два начала — добро и зло. Добро олицетв. бог Ахурамазда и его помощники, персонифиц. идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т.д., зло — бог Анхра-Майнью и его помощники девы; человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла; он должен своими мыслями, словами, делами, а также телесной чистотой бороться против злых существ. Аскетизм осужд. как дело, способствующее победе духов зла. Согл. З., существует загробная жизнь: если человек способств. победе добра, то душа его попадает в рай, а в противном случае он обречен на вечные муки в аду; в конеч. счете добро одержит полную победу над злом и возникнет идеал. царство на небе и земле.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Зороастризм
парсизм, - религия, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии – отсюда парсизм) в 7 – 6 в.в. до н.э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (древнегреч. Зороастр), историчность которого в науке в настоящее время не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат – самой древней части священной книги зороа стризма и маздеизма – Авесты, или Зенд-Авесты. Основная идея зороастризма – зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положительного начала Вселенной является Ахурамазда, отрицательного – Анхра-Майнью. Оба они сыновья «Бесконечного времени» - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высших сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мировой справедливости. В Гатах прослеживается противостояние кочевнического и земледельческого образов жизни, первый осуждается и рассматривается как проявление мирового зла, второй поощряется как проявление добра, что отражает многовековые войны древнеиранских земледельцев с окружающими их кочевыми племенами. Эсхатология зороастризма утверждает, что мировая история длится 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет – «золотой век» Ахурамазды, вслед за которым начались 3 тыс. лет господства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики зороастризма характерно почитание 4 элементов Вселенной – воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах «башни молчания» – дакмы, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из «чистых» стихий «нечистый» труп не приходит в соприкосновение. В храмах горит вечный огонь. Идейные концепции зороастризма повлияли на формирование манихейства, митраизма, иудаизма, христианских ересей, павликиан, катаров. См. Религия, Катары, Маздеизм, Манихейство, Митраизм, Павликианство, Христианство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЗОРОАСТРИЗМ
в древности дуалистич. религия народов Востока, названа по имени Зороастра. З. возник, по мнению большинства исследователей, в Ср. Азии, вероятно, в 7 в. до н. э.; распространился в Мидию, Персию, Каппадокию и др. страны Бл. Востока. Осн. источником наших знаний о З. является Авеста.

Согласно З., в мире борются два начала - добро и зло. Добро олицетворяет бог Ахурамазда и его помощники, персонифицирующие идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т. д., зло - бог Анхра-Майныо и его помощники девы; человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла, он должен своими мыслями, словами, делами, а также телесной чистотой бороться против злых существ. Аскетизм осуждается как дело, способствующее победе духов зла. Согласно З., существует загробная жизнь: если человек способствовал на земле победе добра, то душа его попадает в рай, а в противном случае он обречен на вечные муки в аду; в конечном счете добро одержит полную победу над злом и возникнет идеальное царство на небе и на земле.

Вначале З. был религией оседлых скотоводов и содержал много демократич. элементов. Так, Зороастр выступал против массовых кровавых жертвоприношений и вменял в обязанность каждому верующему перейти от кочевого к оседлому образу жизни, выращивать скот и защищать полезных животных. Но позже, с образованием клас. общества З. был приспособлен для защиты интересов господств. классов. Было создано сложное эсхатологич. учение, согласно к-рому после 12 тыс. лет борьбы добра и зла явится спаситель (саошиант) из рода Зороастра и спасет мир. По-видимому, учения зороастрийских жрецов о конце мира и воскресении мертвых, о грядущем спасителе и последнем суде оказали влияние на возникновение подобных же представлений в иудаизме, христианстве и в др. религиях.

З. из-за своей абстрактности не имел большого успеха среди нар. масс, по крайней мере вплоть до эпохи Аршакидов. Ахеменидские цари исповедовали особую религию, к-рая являлась синкретизацией З. и древних нар. религ. представлений, а большинство народа оставалось верным старым племенным культам. При сасанидских царях (3-7 вв. н. э.) З. стал гос. религией феодализирующейся знати, Авеста была канонизирована, а жречество превратилось в организованную гос. церковь, глава к-рой был вторым после царя лицом в гос-ве. В 7 в. н. э. после завоевания Персии арабами зороастрийцы преследовались и насильственно обращались в ислам. В настоящее время З. сохранился в сильно измененном виде у гебров в Иране и у парсов в Индии.

Лит.: Струве В. В., Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов, "Изв. АН СССР", Серия истории и философии, 1944, т. I, No 3; Дьяконов И. М., История Мидии, М.-Л.,1956; Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах М., 1963; Benveniste E., The Persian religion according to the chief Greek texts, P., 1929; Clemen C., Fontes historiae religionis persicae, Bonnae, 1920; Messina G., Der Ursprung der Magier und die Zarathustrische Religion, Rom-M?nchen, 1930; Moulton J. Н., Early Zoroastrianism, L., 1913; Duchesne-Guillemin J., Zoroastre. ?tude critique avec une traduction comment?e des G?th?, P., 1948.

M. A. Дандамаев. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.04 мб

Зороастризм и храмовая архитектура скифов Северного Кавказа

Пикалов Дмитрий Владимирович
Уникальный храмовый комплекс скифского времени у хутора Красное Знамя Ставропольского края, построенный по канонам зороастрийской храмовой архитектуры, до сих пор является объектом острой научной дискуссии.
Читать PDF
368.18 кб

К вопросу о влиянии месопотамской религии на зороастризм

Кульпинов Сергей Сергеевич, Смирнов Алексей Евгеньевич
Статья посвящена исследованию возможных влияний месопотамской религии на зороастризм. В ходе исследования обозначается место зороастризма в многообразии персидских верований I тыс. до н. э.
Читать PDF
627.49 кб

Древний зороастризм и современный Иран

Наширбанов Исмаил Каняфиевич
Статья посвящена становлению иранского сообщества зороастрийцев, истории их взаимоотношений с властью на протяжении веков в эпоху династий иранских шахов.
Читать PDF
89.04 кб

Рецензия на: крюкова В. Ю. Зороастризм. СПб. : Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2005.

Крупник Игорь Леонидович
Читать PDF
520.85 кб

К вопросу об общенациональной идее России (аркаим - зороастризм - евразийство)

Палкин А.
Читать PDF
1.14 мб

Зороастризм один из исторических источников изучения культуры тюркских народов

Оспанов С. И.
Приведены материалы исследования глубинной связи культуры тюркских народов с зороастризмом. В ней рассматривается памятник древнеиранской литературы «Хордэ Авеста». В компаративном анализе впервые представлен якутский материал.
Читать PDF
7.11 мб

Археологические свидетельства раннего зороастризма в Каракумах (III – II тыс. До Н. Э. )

Сарианиди В. И.
Читать PDF
1.19 мб

Г. Ньоли и исследования "зороастризма"

Крупник Игорь Леонидович
Читать PDF
222.79 кб

Еще раз о зороастризме в средневековом Дагестане

Маммаев Мисрихан Маммаевич
Читать PDF
248.72 кб

2012. 03. 029. Фолц Р. Зороастрийцы в Иране: есть ли у них будущее на родине? Foltz R. Zoroastrians

Демидов К. Б.
Читать PDF
267.12 кб

Элементы зороастризма у сарматских племен (по материалам сарматских захоронений эпохи раннего железа

Нагимов Радик Дамирович
Археологический материал эпохи раннего железа (VII в. до н.э. – III в. н.э.) свидетельствует об элементах зороастризма в культуре сарматских кочевников Южного Урала.
Читать PDF
1.91 мб

Велимир хлебников как «Проповедник» идей зороастризма в русской литературе Серебряного века

Фереште Машхадирафи
Отголоски учения древнеиранского пророка Заратустры заметны в стихотворении «Видите, персы, вот я иду…» Велимира Хлебникова.
Читать PDF
72.67 кб

Гуманистический ресурс зороастризма в современном мире

Мамедов Азер Агабала-Оглы, Мамедов А.А.
В статье анализируется гуманистическая функция зороастризма в современной культуре, межрелигиозном и межнациональном диалоге.
Читать PDF
757.40 кб

Дуализм зороастризма и проблема морального выбора в религиозном сознании талышского народа

Оришев Александр Борисович, Мамедов Азер Агабала Оглы
Цель статьи подняв вопрос о равенстве двух божеств в зороастризме Ахура-Мазды и Ангра-Манью, показать, как разрешалась проблема морального выбора в религиозном сознании одного из древнейших народов Востока талышей.
Читать PDF
309.33 кб

К вопросу о влиянии зороастризма на космологию христианских гностиков

Смирнов Алексей Евгеньевич, Кульпинов Сергей Сергеевич
Статья посвящена возможным влияниям зороастризма на космологию христианских гностических учений. Авторы определяют границы христианского гностицизма и основные принципы его космологии.

Похожие термины:

  • Авеста и зороастризм

    «Авестой» называется священная книга иранской религии зороастризма, написанная на языке, среднем между восточноиранскимй (хорезмийским, согдийским, бактрийским) и западноиранскими (мидийским, п
  • ЗОРОАСТРИИСКИЕ БАШНИ МОЛЧАНИЯ

    Напротив некрополя Накше-Рустам расположилось каменное сооружение, известное в народе как «гробница Зороастра». Однако научные исследования не подтверждают факта захоронения здесь основателя д
  • Зороастрийцы

    Зороастрийцы (Zoroastrians), последователи религ. учения, созданного 3аратуштрой в 6 в. до н.э. Зороастризм был гос. религией при Сасанидах, 3—7 вв. н.э. (Сасанидов, империя), но после ислам, вторжения стал под