византийский историк второй половины V в. Даты рождения и смерти неизвестны. Написал «Новую историю» Римской империи от Августа до 410 г., сохранившуюся целиком и ставшую наряду с «Римской историей» Аммиана Марцеллина важнейшим источником знаний о событиях периода становления Византийской империи. Зосим был убежденным язычником и в значительной мере опирался на труд язычника Евнапия Сардского. Поэтому он резко негативно оценивал роль императоров-христиан, в частности, Константина Великого и Феодосия I.
Зосим
Зосим
Источник: Словарь античных историков. 2011
Зосим
лат. Zosimus)
(2-я пол. V в. н.э.)
позднеримский историк, автор «Новой истории» в 6 кн., в которой изложена история Римской империи от Августа до взятия Рима Аларихом (410 н.э.). З. был сторонником язычества и видел причину упадка Римской империи в распространении христианства.
Zosimus. Historia Nova. Ed. L. Mendelsohn. Lipsiae, 1887.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
(2-я пол. V в. н.э.)
позднеримский историк, автор «Новой истории» в 6 кн., в которой изложена история Римской империи от Августа до взятия Рима Аларихом (410 н.э.). З. был сторонником язычества и видел причину упадка Римской империи в распространении христианства.
Zosimus. Historia Nova. Ed. L. Mendelsohn. Lipsiae, 1887.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
ЗОСИМ
• Zos?mus,
???????, историк, живший около 2-й половины 5 в. от Р. X., он написал сочинение в 6 книгах, почти вполне сохранившееся: ???????? ??? или ?????????? ???? ?????????; в этом сочинении он сообщает в перечне о событиях времени императоров с Августа и до конца 4 в. и более подробно излагает историю 395 — 410 гг. Зосим в своем труде хотел уяснить причину падения Римской империи; как ярый противник христианства, он считает самой главной причиной — падение языческой религии. Впрочем, в своем изложении он основывается на здравой критике, насколько позволяют это его принципы.
???????, историк, живший около 2-й половины 5 в. от Р. X., он написал сочинение в 6 книгах, почти вполне сохранившееся: ???????? ??? или ?????????? ???? ?????????; в этом сочинении он сообщает в перечне о событиях времени императоров с Августа и до конца 4 в. и более подробно излагает историю 395 — 410 гг. Зосим в своем труде хотел уяснить причину падения Римской империи; как ярый противник христианства, он считает самой главной причиной — падение языческой религии. Впрочем, в своем изложении он основывается на здравой критике, насколько позволяют это его принципы.
Зосим
V в. н. э., греческий историк. О жизни З. у нас нет сведений, кроме того, что он получил титул комеса и был государственным чиновником. Написал произведение Новая история (Nea historia) в 6 книгах, охватывающее период от правления Августа до завоевания Рима Аларихом (410 г.). После краткого обзора истории до прихода к власти Диоклетиана, повествование становится более подробным. Этот период он описывал на основании языческих источников: произведений Юлиана Отступника и историков Евнапия и Олимпиодора. З. был противником христианства, причины упадка Римской Империи он усматривал в забвении древней религии. Вину за это положение вещей он возлагал в основном на Константина I, кторому противопоставил Юлиана Отступника, сторонника возвращения к традиционной римской религии. Призведение З. носит компилятивный характер. К нему обращались Евагрий и Иоанн Антиохийский.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ЗОСИМ
1) Греч. историк 2-й пол. 5 в. Напис. им «Новая история» в 6 кн. имеет большую ценность для изуч. позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. ист. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достовер. источ. и охватывает период от времени правл. имп. Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Рим. империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство. 2) 3. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верх. Египет), алхимик. Б.ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщине-алхимику Теосебии соч. «Химическое знание» приблизит. в 28 кн., содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранивш. во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в др. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны иск-ва. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из соч. Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Зосим
(греч. Zosimos)
1. Греч, историк 2-й половины 5 в. Написанная им «Новая история» («Nea historia») в 6 книгах имеет большую ценность для изучения позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. историч. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достоверных источниках и охватывает период от времени правления императора Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Римской империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство.
2. З. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верхний Египет), алхимик. Б. ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщинеалхимику Теосебии сочинение «Химическое знание» (греч. «Chemeutika») приблизительно в 28 книгах, содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранившееся во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в другие. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны искусства. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из сочинений Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).
1. Греч, историк 2-й половины 5 в. Написанная им «Новая история» («Nea historia») в 6 книгах имеет большую ценность для изучения позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. историч. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достоверных источниках и охватывает период от времени правления императора Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Римской империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство.
2. З. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верхний Египет), алхимик. Б. ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщинеалхимику Теосебии сочинение «Химическое знание» (греч. «Chemeutika») приблизительно в 28 книгах, содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранившееся во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в другие. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны искусства. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из сочинений Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).
Источник: Словарь античности. 1989
ЗОСИМ
вторая половина V в.) – греческий историк, представитель наиболее консервативной части сенаторской аристократии, ревностный сторонник язычества. В Константинополе он занимал высокие должности комита и эксадвоката фиска (финансового управления). Зосим – автор «Новой истории» в 6 книгах, написанной в годы правления императора Анастасия (491 – 118) и основанной на достоверных источниках, многие из которых до нас не дошли. В ней рассматривается история римского государства от времени правления императора Августа (27 г. до н.э.) до захвата Рима вестготским королем Аларихом в 410 г. Упадок Римской империи и ее падение Зосим связывал с наказаниями богов за «преступления» римлян, главными из которых были отход от религии предков и принятие христианства. Фаталистическая идея судьбы, рока, лежащая в основе исторической концепции Зосима, определила структуру книги: своеобразным водоразделом является правление Константина I (годы правления 306 – 637), христианского императора, пренебрегшего обычаями предков. Обличая «заблудших» императоров Константина I и Феодосия I (379 – 995), послушный им двор, высшее духовенство и монашество, историк противопоставляет им идеального правителя – Юлиана, не отказавшегося от языческих верований. В сочинении Зосима содержатся ценные сведения о готах, гуннах, римских рабах, поддержавших варваров во время осады Рима. Антиварварские настроения историка определили его отношение к внешней политике императоров. Он клеймит Константина I за то, что тот пренебрегал варварской опасностью, Феодосия I – за то, что тот заключил мир с вестготами в 382 г. и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, предоставив им право нести воинскую повинность в римской армии. Зосима восхищала лишь политика Юлиана, который вел непримиримую борьбу с варварами. Объясняя исторические события действиями потусторонних сил, Зосим вводит в повествование предсказания оракулов, вещие сны. Исследователи отмечают допускаемые историком неточности в географических названиях, цифрах, датах, титулатуре римских государственных деятелей. Нападки Зосима на христианских императоров оспаривали Евсевий Кесарийский и Евагрий Схоластик, назвавший последнего историкаязычника «проклятым и беззаконным человеком».
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012