Зосима Брадатый

Найдено 1 определение
Зосима Брадатый

(Брадатый — его прозвище) — митрополит Московский и всея Руси (1491—1494 гг.). С 1485 г. был архимандритом Московского Симонова монастыря; в 1491 г. на соборе при избрании всероссийского митрополита выбор пал на архим. Зооиму: 19 сентября он был возведен на двор митрополичий, а 26-го числа хиротонисан в митрополита. Вскоре оказалось, что Зосима тайно держался ереси жидовствующих, или новгородских еретиков, проповедовавших полное отступничество от христианской веры и принятие веры иудейской. Первым ратоборцем против еретиков выступил Новгородский архиепископ Геннадий, — он писал подробное послание митрополиту Зосиме и настаивал на созыве собора, который и был созван 17 октября 1491 г. На нем еретики были осуждены; митрополит Зосима на соборе выдержал себя и, согласно правилам жидовствующих, казался православным и даже участвовал в проклятии ереси. Через год, на соборе по вопросу о составлении пасхалий на восьмую тысячу лет, митрополит изложил составленную им пасхалию на 20 лет, показывая себя поборником православия и противником жидовствующих, глумившихся над православными, ожидавшими конца мира и второго пришествия Христова с окончанием седьмой тысячи лет от сотворения мира. В кругу своих единомышленников митрополит Зосима не считал нужным скрываться и в частных беседах высказывался довольно свободно. Все это дало повод преподобному Иосифу Волоколамскому в его "Просветителе" называть митрополита Зосиму "Иудою предателем, предтечею антихриста, первенцем сатаны, злодеем, какого не бывало даже между вероотступниками, напаявшим простейших людей ядом жидовским, провождавшим невоздержную и нечестивую, даже до греха содомского, жизнь, изрыгавшим хулы на самого Христа" и т. д., — обвинения чудовищные и совершенно невероятные для первосвятителя русской церкви. Поднявшаяся буря кончилась тем, что 17 мая 1494 года митрополит Зосима отрекся от престола "не своею волею"; по объяснению одних летописей, он уволен был за то, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", а по выражению других, — "за некое преткновение"..... но он не был судим на соборе, как еретик, хотя с другой стороны — имени его нет в синодиках, по которым совершалось поминовение русских митрополитов и других иерархов в неделю православия. После отречения Зосима жил сначала в Симоновом монастыре, а 9 февраля 1495 года лишен был сана и послан в Троицкий-Сергиев монастырь. Недавно издано составленное митроп. Зосимою в 1490 г. поучение против жидовствующих. Вопрос об еретичестве его остается открытым.


Полное собр. рус. летоп., т.т. II, III, ІV, VI, VIII. — Митр. Макарий, "История Русской церкви", т. VI. — Е. Е. Голубинский, "История Русской церкви", т. II, стр. 566, 577, 608—610. — "Правосл. Собеседник" 1860 г., ч. II. — "Соврем. Известия" 1884 г., №№ 253 и 266. — Д. Иловайский, "Еще об ереси жидовствующих", M. 1884. — Правосл. богослов. энциклопедия, т. V. Строев, "Списки иерархов". — Карамзин, "История Государства Российского", т. VI, стр. 50, 122—125, 222, пр. 106, 107, 320, 321, 326, 618—620, 629. — Бантыш-Каменский, "Словарь достопамятных людей рус. земли", ч. 2.



К. Здрв.


{Половцов}





Зосима Брадатый


митрополит Московский и всея Руси.


С 1485 года — архимандрит Московского Симонова монастыря.


26 сентября 1490 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси.


Митрополит Зосима председательствовал на Соборе 1490 года, созванном для обличения ереси "жидовствующих".


17 мая 1494 года отрекся от митрополичьего престола ("не своею волею") и поселился сначала в Симонове, а затем в Троице-Сергиевом монастыре.


Год кончины неизвестен.


Имя митрополита Зосимы тесно связано с ересью "жидовствующих", которая проникла из Литвы сначала в Новгород, потом в Москву и другие города.


Согласно сведениям, помещенным в "Просветителе" Иосифа Волоцкого, это учение отрицало Троичность Божества, Божество Иисуса Христа, таинство Причастия, поклонение святым иконам, монашество и духовную иерархию. Ересь представляла собой просто отрицание христианства. Но в нее были обращены и некоторые лица духовного звания, а также и некоторые влиятельные лица при княжеском дворе. Сам митрополит Зосима, по мнению многих исследователей, был на стороне "жидовствующих", другие же утверждают, что он выступал только против казни и именно поэтому был заподозрен в ереси. Наконец, существует и такое мнение, что он энергично боролся против этой ереси и очень много сделал в защиту Православия.


Анализируя различные мнения историков о митрополите Зосиме, можно сделать вывод, что порочная жизнь митрополита, сходная с жизнью еретиков, дала повод причислить его к сторонникам ереси "жидовствующих". В 1496 году митрополит Зосима "причащался Божественных Тайн на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества митрополита Зосимы. По свидетельству летописи, вследствии того, что митрополит Зосима "непомерно держался пития", он и был удален от митрополии.


Литература:


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 6, кн. 1, с. 80—112.


Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1902—1904, т. 2, с. 566, 577, 608—610.


Иловайский Д. И. Еще об ереси жидовствующих. — М., 1884.


Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. — М., 1836, ч. 2. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1542,1547,1550—1552. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843, т. 6, с. 50, 122—125, 222, прим. 106, 107, 320, 321, 326, 618—620, 629.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 97.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-г1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 574. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 2, 3,4, 6,8. Православный собеседник. — Казань, 1860, ч. 2. Современные известия. — 1884, № 253, 266. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 765—766. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 885, 922. Русский архив. — 1895, кн. 1, № 1, с. 7—14.


— 1900, кн. 2, № 7, с. 330—341.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 7, с. 468—469. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 7, с. 468—469.





Зосима Брадатый


5-й московский митрополит, рукопол. 26 сент. 1490; принужден сойти с кафедры 1497 г. 17 мая, лишен сана 9 февр. 1495 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008