Зосима, митрополит московский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Зосима (митрополит Московский)

Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия , по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III , вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын , поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в ""Просветителе"" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих ""слухов"", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список ""богоотметных"" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора ""Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству"", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы. В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., ""своея ради немощи"", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что ""непомерно держался пития и не радел о церкви Божией"", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г. ""причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину"". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы. - Ср. ""Русская Историческая Библиотека"", т. VI; Макарий ""История церкви"", т. VI; ""Современные Известия"" (1884, № 266); Д. Иловайский ""Еще о ереси жидовствующих"" (М., 1884). В. Б.

Источник: Биографический словарь. 2008

Зосима, митрополит московский

— митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие З. в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом З., установилось мнение, что З. был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный З., а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного З. поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима — все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве З. В 1492 г. З. составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", З. оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г., "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества З.


Ср. "Русская Истор. Библ.", т. VI; Макарий, "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884 г., № 266); Д. Иловайский, "Еще о ереси жидовствующих" (М. 1884).


В. Б.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008