ЗОСИМА

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Зосима (преподобный)

Зосима - см. в статье Зосима и Савватий .

Источник: Биографический словарь. 2008

Зосима (Ворбозомский)

авт. "Поучения и послания Изосимы св. к Настасии дщери моей", † 1550.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Зосима (Верховский)

дух. писат., р. 1767, инок, † 24 окт. 1833 ("извлечения из его сочинений" изд. 1860).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЗОСИМА
?-1494), митрополит Московский и всея Руси с 1490. По воле великого князя Ивана III впервые поставлен собором русских епископов. Составил список запрещенных книг и поучение против еретиков.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Зосима
(?—1478) один из основателей Соловецкого монастыря. Из зажиточной семьи. После смерти родителей раздал все имущество беднякам. Вместе с соловецким подвижником иноком Германом поселился на Б. Соловецком острове (1436). Выстроил деревянную церковь Преображения. В 1452 г. был назначен игуменом. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: Краткий словарь по истории.

Зосима

авт. поучения против ереси жидовств., митроп. Моск. (1490—1494), † в нач. XVI в.


{Венгеров}





Зосима


инок XVI—XVII в., авт. "Духовного послания к дщери Анастасии".


{Венгеров}





Зосима


паломник нач. XV в., иеродиакон.


{Венгеров}





Зосима


почаевский проповедник 1904 г.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Зосим
византийский историк второй половины V в. Даты рождения и смерти неизвестны. Написал «Новую историю» Римской империи от Августа до 410 г., сохранившуюся целиком и ставшую наряду с «Римской историей» Аммиана Марцеллина важнейшим источником знаний о событиях периода становления Византийской империи. Зосим был убежденным язычником и в значительной мере опирался на труд язычника Евнапия Сардского. Поэтому он резко негативно оценивал роль императоров-христиан, в частности, Константина Великого и Феодосия I.

Источник: Словарь античных историков. 2011

Зосим
лат. Zosimus)
(2-я пол. V в. н.э.)
   позднеримский историк, автор «Новой истории» в 6 кн., в которой изложена история Римской империи от Августа до взятия Рима Аларихом (410 н.э.). З. был сторонником язычества и видел причину упадка Римской империи в распространении христианства.
   Zosimus. Historia Nova. Ed. L. Mendelsohn. Lipsiae, 1887.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЗОСИМ
   • Zos?mus,
         ???????, историк, живший около 2-й половины 5 в. от Р. X., он написал сочинение в 6 книгах, почти вполне сохранившееся: ???????? ??? или ?????????? ???? ?????????; в этом сочинении он сообщает в перечне о событиях времени императоров с Августа и до конца 4 в. и более подробно излагает историю 395 — 410 гг. Зосим в своем труде хотел уяснить причину падения Римской империи; как ярый противник христианства, он считает самой главной причиной — падение языческой религии. Впрочем, в своем изложении он основывается на здравой критике, насколько позволяют это его принципы.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ЗОСИМА
Zosimus) - позднерим. историк кон. 5 в. Автор "Новой истории" (Historia nova) в 6 кн., где кратко изложена история Рим. империи от Августа до взятия Рима Аларихом I (410). Гл. внимание З. уделяет борьбе римлян с вторгавшимися племенами (скифами), пытаясь при этом вскрыть социальные причины, обусловившие успех вторжений (тяжелое положение угнетенных масс провинций, к-рые часто поддерживали вторгавшихся). Как идеолог старой рим. языч. аристократии З. оппозиционно настроен по отношению к христианству, распространение к-рого считает одной из гл. причин ослабления Рим. империи; резко критикует политику Константина и Феодосия I.

Изд.: Zosimi historia nova, ed. Z. Mendelssohn, Lipsiae, 1887.

Лит.: Martin K. С., De fontibus Zosimi, В., 1866.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Зосим
V в. н. э., греческий историк. О жизни З. у нас нет сведений, кроме того, что он получил титул комеса и был государственным чиновником. Написал произведение Новая история (Nea historia) в 6 книгах, охватывающее период от правления Августа до завоевания Рима Аларихом (410 г.). После краткого обзора истории до прихода к власти Диоклетиана, повествование становится более подробным. Этот период он описывал на основании языческих источников: произведений Юлиана Отступника и историков Евнапия и Олимпиодора. З. был противником христианства, причины упадка Римской Империи он усматривал в забвении древней религии. Вину за это положение вещей он возлагал в основном на Константина I, кторому противопоставил Юлиана Отступника, сторонника возвращения к традиционной римской религии. Призведение З. носит компилятивный характер. К нему обращались Евагрий и Иоанн Антиохийский.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Зосима (иеромонах)

Зосима - иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Святую Землю, автор сочинения ""Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосимы о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима"", или ""Хождение инока Зосимы"". Зосима, по-видимому, принадлежал к братии Троице-Сергиева монастыря. В 1414 г. он посетил впервые Царьград, сопровождая княжну Анну Васильевну, помолвленную за Иоанна, сына императора Мануила Палеолога. Весной 1419 г. Зосима вторично предпринял путешествие на Восток, посетил Афон, остров Хиос, Патмос и 7 апреля 1420 г. достиг Иерусалима. В своем ""Страннике"" он подробно описывает достопримечательности святого Града. ""Странник"" Зосимы издан в ""Сказаниях русского народа"" Сахарова (II, стр. 59) и в ""Православном палестинском сборнике"" (т. VIII, выпуск 3, СПб., 1889), под редакцией Хр. М. Лопарева . См. ""Древнерусские паломники"", Ф. Грекова, 1891, I (изд. Имп. православного палестинского общества). В. П.

Источник: Биографический словарь. 2008

ЗОСИМ
1) Греч. историк 2-й пол. 5 в. Напис. им «Новая история» в 6 кн. имеет большую ценность для изуч. позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. ист. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достовер. источ. и охватывает период от времени правл. имп. Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Рим. империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство. 2) 3. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верх. Египет), алхимик. Б.ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщине-алхимику Теосебии соч. «Химическое знание» приблизит. в 28 кн., содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранивш. во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в др. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны иск-ва. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из соч. Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Зосим
(греч. Zosimos)
        1. Греч, историк 2-й половины 5 в. Написанная им «Новая история» («Nea historia») в 6 книгах имеет большую ценность для изучения позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. историч. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достоверных источниках и охватывает период от времени правления императора Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Римской империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство.
        2. З. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верхний Египет), алхимик. Б. ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщинеалхимику Теосебии сочинение «Химическое знание» (греч. «Chemeutika») приблизительно в 28 книгах, содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранившееся во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в другие. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны искусства. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из сочинений Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).

Источник: Словарь античности. 1989

Зосима (митрополит Московский)

Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия , по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III , вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын , поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в ""Просветителе"" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих ""слухов"", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список ""богоотметных"" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора ""Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству"", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы. В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., ""своея ради немощи"", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что ""непомерно держался пития и не радел о церкви Божией"", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г. ""причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину"". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы. - Ср. ""Русская Историческая Библиотека"", т. VI; Макарий ""История церкви"", т. VI; ""Современные Известия"" (1884, № 266); Д. Иловайский ""Еще о ереси жидовствующих"" (М., 1884). В. Б.

Источник: Биографический словарь. 2008

ЗОСИМ
вторая половина V в.) – греческий историк, представитель наиболее консервативной части сенаторской аристократии, ревностный сторонник язычества. В Константинополе он занимал высокие должности комита и эксадвоката фиска (финансового управления). Зосим – автор «Новой истории» в 6 книгах, написанной в годы правления императора Анастасия (491 – 118) и основанной на достоверных источниках, многие из которых до нас не дошли. В ней рассматривается история римского государства от времени правления императора Августа (27 г. до н.э.) до захвата Рима вестготским королем Аларихом в 410 г. Упадок Римской империи и ее падение Зосим связывал с наказаниями богов за «преступления» римлян, главными из которых были отход от религии предков и принятие христианства. Фаталистическая идея судьбы, рока, лежащая в основе исторической концепции Зосима, определила структуру книги: своеобразным водоразделом является правление Константина I (годы правления 306 – 637), христианского императора, пренебрегшего обычаями предков. Обличая «заблудших» императоров Константина I и Феодосия I (379 – 995), послушный им двор, высшее духовенство и монашество, историк противопоставляет им идеального правителя – Юлиана, не отказавшегося от языческих верований. В сочинении Зосима содержатся ценные сведения о готах, гуннах, римских рабах, поддержавших варваров во время осады Рима. Антиварварские настроения историка определили его отношение к внешней политике императоров. Он клеймит Константина I за то, что тот пренебрегал варварской опасностью, Феодосия I – за то, что тот заключил мир с вестготами в 382 г. и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, предоставив им право нести воинскую повинность в римской армии. Зосима восхищала лишь политика Юлиана, который вел непримиримую борьбу с варварами. Объясняя исторические события действиями потусторонних сил, Зосим вводит в повествование предсказания оракулов, вещие сны. Исследователи отмечают допускаемые историком неточности в географических названиях, цифрах, датах, титулатуре римских государственных деятелей. Нападки Зосима на христианских императоров оспаривали Евсевий Кесарийский и Евагрий Схоластик, назвавший последнего историкаязычника «проклятым и беззаконным человеком».

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Зосима (Ворбозомский)
Зосима (Ворбозомский) (ум. 1550 г.) – автор «Поучения и послания Изосимы св. к Настасеи дщери своей». Издатель памятника К. И. Невоструев (а не Н. И. Костомаров, как сообщается в «Прав. богослов. энцик. (т. 5)») считал, что неизвестно, кто скрывался под именем Зосимы и Анастасии. У С. Венгерова в «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых...» и в «Прав. богослов. энцик.» (т. 5) говорится, что автор памятника – Зосима Ворбозомский, ученик Корнилия Комельского, основавший на Ворбозомском озере под Белоозером упраздненный в 1764 г. Ворбозомский монастырь. Зосима был похоронен в Благовещенской церкви этого монастыря; память его отмечалась 4 апреля.
Памятник представляет собой ответное послание на просьбу инокини Анастасии об утешении. Зосима выражает свое одобрение поступку Анастасии, избавившей себя от кары, которая ожидает живущих в миру. Он призывает ее втайне, со слезами, молиться богу и богородице, избегать любви к мирскому, одаривать нищих и т. п.
К. И. Невоструев издал «Поучение» по списку ГИМ, Синод. собр., № 321, л. 146–152 об., XVI в. под заглавием: «Поучение и послание Изосима святаго к Настасеи дщери своей» (нач.: Послание от Изосима святаго дщери своей Анастасиа, прислати грамоту о утешении своем...») и считает его не переводом, а русским оригинальным сочинением. «Поучение» читается еще, например, в сборнике ГИМ, собр. Царского, № 382, XVI в. Памятник, пишет К. И. Невоструев, заключает в себе выписки из Измарагда, из 96-го в нем «Слова св. Симеона, епископа месопотамского», а также заимствование из Кирилла Туровского.
Изд.: Невоструев К. И. Поучение и послание Изосима святаго к Настасеи дщери своей // Духовный вестн. Харьков, 1862, июль, с. 148–156.
Лит.: Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 86; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877, с. 21; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стб. 205; Филарет. Обзор, с. 156–157; Православная богословская энциклопедия. Пгр., 1904, т. 5, стб. 764–765; Венгеров С. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Пгр., 1915, т. 1, вып. 1–3, с. 307.
М. А. Салмина

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

К вопросу об авторстве и времени написания «Новой истории» Зосима

Жуков К. В.
На основе анализа «Новой истории» Зосима с точки зрения отражения в ней идей и положений, современных автору, при фактическом отсутствии иных источников по изучаемому периоду упадка Рима, доказывается, что «Новая история» является
Читать PDF

Раскольников, ставрогин, верховенский, Иван Карамазов – старец Зосима: атеистическая идея в свете хр

Кошемчук Татьяна Александровна
В статье исследуется система персонологических характеристик героев-ате- истов у Достоевского, свидетельствующих о плененности злом героев бунта.
Читать PDF

СТАРЕЦ ЗОСИМА И ЕГО БРАТ МАРКЕЛ

Романо Гвардини
Читать PDF

Зосим Новая история (книга iii)

Болгова Н. Н.
Читать PDF

Свято-Троицкая Зосимо-Савватиевская Ново-Соловецкая пустынь - уникальный архитектурный памятник моск

Соловьев К.А.
Статья посвящена малоизвестному в настоящее время монастырю Русской Православной Церкви Свято-Троицкой Зосимо-Савватиевской Ново-Соловецкой Краснохолмской пустыни, которая в XVII столетии являлась одним из важных Государевых Богом
Читать PDF

Жизненный путь старца Зосимы (Верховского) прототипа литературного героя романа Ф. М. Достоевского «

Овчинников Владислав Алексеевич
На основе опубликованных и неопубликованных, ранее не введенных в научный оборот источников реконструирована биография старца Зосимы (Верховского) одного из прототипов литературного героя романа Ф.М.
Читать PDF

Памяти епископа якутского и Ленского зосимы (Давыдова)

9 мая 2010 г. на сорок седьмом году жизни после Божественной литургии в Преображенском кафедральном соборе г. Якутска отошел ко Господу епископ Якутский и Ленский Зосима (в миру Давыдов Игорь Васильевич)

Похожие термины:

  • Зосима, 1701—10 г

    строитель Двинского Антоньева мон. {Половцов}
  • Зосима, 1307 г

    игумен мон. св. Пантелеймона, на Красном дворе в Пскове (упом. в ист. Карамзина и "Ист. Рос. Иер."). {Половцов}
  • Зосима, 1530 г

    игумен Никол. Корельского мон. в Арханг. у. {Половцов}
  • Зосима, 1531 г

    архимандр. Андроньева мон. в Москве. {Половцов}
  • Зосима, 1551 г

    игумен Входо-Иерусалимского Никол. мон. Тверск. еп. {Половцов}
  • Зосима, 1607 г

    архимандрит Борисоглебск. мон. на р. Унже, Муром. у. {Половцов}
  • Зосима, уп. 1629 г

    игумен Ситецкого Андр. Новгород. мон. {Половцов}
  • Зосима, 1646 г

    игумен Духова мон. в Боровичах. {Половцов}
  • Зосима, 1654- г

    игумен Пищуговой Никол. пустыни, Шуйск. у. {Половцов}
  • Зосима, 1656—1663 г

    архимандрит Псково-Печерск. мон. {Половцов}
  • Зосима, 1664 г

    строитель Ольгова Рязанск. мон. {Половцов}
  • Зосима, 1665 г

    строитель Рождествен. мон. в Торжке. {Половцов}
  • Зосима, 1675 г

    строитель Онуфриевск. Звенигород. мон. {Половцов}
  • Зосима, 1690 г

    игумен Кирилова Новгород. мон. {Половцов}
  • Зосима, 1696 г

    строитель Бежецкого Введенск. мон. {Половцов}
  • Зосима, 1705 г

    строитель Кайгородской Успенск. пуст. {Половцов}
  • Зосима, 1720 г

    игумен Любецкого Черниговского мон. {Половцов}
  • Зосима, 1617—21 г

    игумен Теряхово-Воскресенск. мон. бл. Стар. Рязани. {Половцов}
  • Зосима, 1623—24 г

    строитель Бело-Николаев. Новгородск. мон. {Половцов}
  • Зосима, уп. 4 апр. 1626 г

    архимандр. Спасского мон. под Севском. {Половцов}