— инженер-механик, изобретатель, родился 11 января 1847 г.; окончил курс в бывших академических классах при морском училище, много плавал и в последние годы служил старшим механиком на императорской яхте "Царевна". Свою изобретательскую деятельность З. начал с 1881 г. изобретением особого аппарата, названного шумоукротителем, который был установлен в первый раз на названной яхте "Царевна". Этот аппарат служил для бесшумного выпуска из котлов излишнего пара, выпуск которого на воздух, как это делалось прежде, производил весьма сильный шум, тяжело действующий на непривычных к нему людей, и совершенно заглушал всякие распоряжения наверху. При дальнейших усовершенствованиях шумоукротителей он применил их также и для выкачивания воды из трюма, так что новые аппараты шумоукротители-эжекторы несли двойную службу. Вслед за тем З. изобретает водонагревательный аппарат, предназначенный для бесшумного согревания воды в котлах на случай быстрой разводки паров и доставляющий значительное сбережение угля, расходуемого на поддержку паров. Обстоятельства действия этого последнего аппарата, обнаруженные при испытаниях, привели З. к изобретению промывательно-нагревательного аппарата для чистки внутренних частей котлов от осадков и грязи в местах, недоступных чистке всяким другим способом. Им были испытаны и предложены также переносные шумоукротители-эжекторы для выкачивания воды из трюма в тех местах, где нет специальных водоотливных средств, или в случаях порчи последних. Недостаток пресной воды на судах и постоянные жалобы на неудовлетворительность действия существующих на судах водоопреснителей побудили его заняться и этим вопросом, который был разрешен им с успехом, и все строящиеся суда снабжались водоопреснителями его системы, оказавшимися на деле вполне отвечающими своему назначению. Заботясь об облегчении кочегаров, З. изобрел аппарат для доставления теплой воды для мытья. Мысль о сбережении угля и увеличении силы машин на судах привела З. к изобретению и применению аппарата для нагревания питательной воды, который оказался вполне целесообразным. Незадолго до смерти З. предложен был для улучшения качества пресной воды на судах особый кипятильник вторичного пара, посредством которого возможно добыть совершенно чистую пресную воду, получение которой при употреблении минеральных смазочных масел весьма затруднительно. Неутомимая работа подкосила здоровье труженика, у него обнаружились признаки психической болезни, и он скончался 18 января 1888 года.
"Кронштадтский Вестник", 1888 г., № 9. — "Новое Время" 1888 г., № 4274. — "Петербургский Некрополь, т. II.
{Половцов}
Зотов, Петр Иванович
инженер-механик флота; † в Кронштадте. 18 янв. 1888 г.
{Половцов}