БОРИС ПАСТЕРНАК

Найдено 1 определение
БОРИС ПАСТЕРНАК
(1890—1960) «Его дух наполнял весь наш дом», – записал российский поэт и романист Пастернак о друге семьи и наставнике, графе Льве Толстом. Этот дух Толстого, по правде сказать, дух заботы о человеке, дух терпимости, сострадания, глубокого понимания мотивов и надежд жил в мрачные ночи сталинского террора в Борисе Пастернаке. Запад помнит его главным образом по его последнему крупному произведению – роману «Доктор Живаго» (и прежде всего по экранной версии Дэвида Лина). Русские же славят его жизнь за великую поэзию, созданную в золотой век Владимира Маяковского и Сергея Есенина после революции 1917 г. и позже, после Второй мировой войны. Удостоенный в 1958 г. Нобелевской премии по литературе за свое творчество целом, достигшее кульминации в «Живаго», Пастернак вынужден был отказаться от нее из опасения быть изгнанным из России. Даже униженный властями, Пастернак, подобно своему соотечественнику Дмитрию Шостаковичу, остается убедительным символом силы художественной правды и мужества во мраке злейшей тирании. Почти его поэзия и роман «Живаго» проникнуты безудержным лиризмом и человечностью. Пастернак рос в Одессе и Москве. Его мать, концертмейстер (ученица выдающегося российского пианиста и композитора, еврея Антона Рубинштейна) Роза Кауфман отказалась от перспективной карьеры ради семьи. Его отец Леонид Пастернак был крупным художником-импрессионистом и иллюстратором (в том числе «Воскресения» Толстого). Кроме Толстых его родители дружили с великими музыкантами, композиторами, романистами и поэтами своего времени, в том числе с Сергеем Рахманиновым, Александром Скрябиным и Райнером Марией Рильке. Поначалу Пастернак думал, что тоже станет композитором. Одним примечательным летом его семья сняла дачу по соседству со Скрябиным. Пастернак был очарован колоритными гармониями и приводившими в экстаз мелодиями, доносившимися через лужайку из дома прославленного соседа. Во время долгих прогулок с отцом и Скрябиным он впитывал в себя реакцию двух тонких художников на природу и внимательно выслушивал их разные мнения по вечным вопросам. Скрябин побуждал Бориса сочинять музыку и уговаривал его отказаться от изучения права ради философии. Изучая философию в Марбургском университете (в Германии), Борис впервые влюбился и начал писать стихи. Пастернак был очевидцем ряда важнейших событий XX в. в российской истории. В ходе одной демонстрации во время первой русской революции 1905 г. его ударил конный казак (позже он расскажет об этом в «Докторе Живаго»). В 1910 г. вместе с отцом он поспешил на железнодорожную станцию Астапово, чтобы проститься с Толстым, умершим накануне ночью. Перед Первой мировой войной Пастернак присоединился к группе писателей, называвшей себя «Центрифуга». В литературных схватках в кафе и на городских площадях молодые авторы, принадлежавшие к разным группам – футуристов, символистов и имажинистов, имитировали в искусстве гражданскую борьбу, развернувшуюся на улицах России. Пастернак подружился с Маяковским и познакомился с крестьянским поэтом Есениным (будущим мужем Айседоры Дункан). И Маяковский, и Есенин были охвачены революционной лихорадкой. Пастернак же благодаря – по его словам – своему замедленному мышлению не поддался ложному революционному пафосу. Он также не последовал за родителями в Берлин, когда они эмигрировали в начале 1920-х гг., раздраженные стремительно ухудшавшимися условиями жизни в России. Пастернак чувствовал, потребность остаться на своей любимой родине. Отвергнув кровавую бойню революции и последовавшую тиранию, Есенин и позже Маяковский покончили с собой. Пастернак тем временем продолжил свое спокойное и чуткое исследование состояния человека. Его ранняя проза и поэзия поражали своей прозрачностью. Творчество Пастернака отражает его музыкальное воспитание, очаровательный спокойный лиризм, ясно и просто выраженный, но всегда весьма утонченный. Он предпочел тихо прожить сталинскую эпоху, сначала в роли библиотекаря, потом переводчика. Шекспир в его переводах широко ставился по всему Советскому Союзу. В 1934 г. Сталин опубликовал литературный манифест, потребовав тотального контроля над всей литературой и указав писателям как следует думать. Вознаграждались только социалистический реализм и воспевание коллективной работы и великого вождя Сталина. Осуждалась свободная мысль, выраженная индивидуально. Жестокие чистки привели к гибели великих умов. В то время как многие из друзей Пастернака становились жертвами, он встретил женщину, которую позже, в «Докторе Живаго» назовет Ларой, приписав ей свое спасение от ошеломляющего отчаяния тех мрачных лет. Во время Второй мировой войны Пастернак снова начал писать стихи. Поначалу, во избежание цензуры, на патриотические темы, затем на более личные. После войны, когда Сталин вновь установил контроль над литературой, Пастернак вернулся к переводам. И все же он продолжал втайне работать над романом о поэте, романом, который завершался поэзией. Эта эпопея рассказывала о враче, который вырос в комфортных условиях царизма, писал поэмы, стал очевидцем великой войны и жестокой революции, влюбился в таинственную женщину, возродил свой поэтический пыл и канул в вечность в советской пустоте. Пастернак писал автобиографическую прозу, и «Доктор Живаго» стал во многих отношениях его собственной историей. Его великая современница, русская поэтесса Анна Ахматова, заметила как-то, что Пастернак всегда демонстрировал детски непосредственное воображение. Он не рекламировал собственное «я» подобно революционным поэтам Маяковскому и Есенину. Лиризм не следует путать с историей или использовать для защиты истории. Поэзия, растущая из подсознания, закаленная чутким, почти светящимся чувством, несомненно переживет ГУЛАГ, чистки и предательства. Как однажды Толстой сказал отцу Бориса – всем деньгам, собственности и империям суждено исчезнуть, но искусство не может умереть, если в нем содержится хоть крупица правды.      

Источник: 100 великих евреев. 2003

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
180.62 кб

К 125-летию Бориса Пастернака

Захаров Николай Владимирович
В статье представлен обзор торжественного заседания, посвященного 125-летию Б. Л. Пастернака, которое прошло 10 февраля 2015 г. в Московском гуманитарном университете.
Читать PDF
444.41 кб

Дзэнские идеалы Бориса Пастернака

Бреславец Татьяна Иосифовна
Читать PDF
471.13 кб

Борис Пастернак: голос как память

Князева Елена Михайловна
В 2015 году мировое литературное сообщество отмечает 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака. Наследие поэта велико.
Читать PDF
481.61 кб

ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ В ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Еловская Н.А., Сидякова И.Ф.
The paper studies questions of sound palette in Pasternak’s poetry, abundance of the world of sounds, that were heard in nature, music, everyday life and contribute to disclosure of a character, image and external characteristics
Читать PDF
115.20 кб

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака

Задумина Надежда Анатольевна
Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли.
Читать PDF
95.17 кб

Сестра. Переписка Ольги Фрейденберг и Бориса Пастернака

Шмаина-Великанова Анна Ильинична, Брагинская Нина Владимировна
Статья посвящена присутствию в творчестве Пастернака Ольги Фрейденберг. Как персонажа ее практически нет.
Читать PDF
232.81 кб

2019.02.026. ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД ПОЭТИКОЙ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Юрченко Т.Г.
Читать PDF
278.18 кб

Европейская культура в жизни и творчестве Бориса Пастернака

Збыровский З.
Предметом исследования является отражение западноевропейского культурного наследия в творческой биографии Б.Л. Пастернака.
Читать PDF
376.05 кб

Текст и «Анти-текст» в поэтическом сознании Бориса Пастернака

Ибатуллина Гузель Муртазовна
Исследуются принципы текстопорождения в поэтике Б. Пастернака на примере стихотворения «Рождественская звезда».
Читать PDF
116.22 кб

Об одном возможном подтексте стихотворения Бориса Пастернака «Метель»

Ранчин Андрей Михайлович
В статье высказывается гипотеза, что среди литературных подтекстов стихотворения Бориса Пастернака «Метель» есть два сказания из Повести временных лет.
Читать PDF
152.22 кб

Женственная ипостась красоты в поэтической философии Бориса Пастернака

Брюханова Ю. М.
В статье представлен один из аспектов комплексного анализа концепции красоты в художественно-философском наследии Бориса Пастернака.
Читать PDF
232.64 кб

Цикл «Разрыв» как кульминация книги Бориса Пастернака «Темы и вариации»

Абрамова Ксения Вадимовна
Рассматривается цикл «Разрыв» как кульминационный, вершинный в книге Бориса Пастернака «Темы и вариации».
Читать PDF
245.61 кб

Концепция красоты в художественно-философской системе Бориса Пастернака

Брюханова Юлия Михайловна
Категория красоты как одна из эстетических категорий является универсальной системой координат, в которой выстраиваются многие эстетические парадигмы.
Читать PDF
142.42 кб

Антроподицея Бориса Пастернака (размышления над текстом «Доктора Живаго»)

Руденко Мария Сергеевна
В романе «Доктор Живаго» человек «не звучит гордо». Герой романа выбирает Христов путь. Талантливый поэт и врач не борется за процветание, даже за жизнь, но под влиянием обстоятельств сознательно умаляет себя.
Читать PDF
155.69 кб

Автобиографическая проза Бориса Пастернака: проблемы авторской идентификации

Пелихова Алена Анатольевна, Юрченко Ольга Олеговна
В статье рассматривается проблема авторской идентификации в ранней автобиографической прозе Бориса Пастернака.

Похожие термины:

  • Борис Леонидович Пастернак

    (1890-1960), советский поэт и писатель. Его отец был известным художником, мать-пианисткой. Получил образование в Москве и Гейдельберге. Изучал искусство, музыку и философию. Стал известным поэтом после
  • Пастернак, Борис Натанович

    Главный редактор журнала "Огонек" с 1998 г.; родился в 1946 г. в г. Минске; окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета; работал в белорусских республиканских газета