БРАХМА
Брахма
Очень популярная у скотоводов Юго?Запада порода скота, в в. импортировавшаяся в США из Индии.
Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014
Брахма
в брахманизме и индуизме один из трех высших богов, бог - создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
БРАХМА
см. также Брама — в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную троицу (тримурти). Первоначально выступал как высшее божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме отступает на задний план.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Брахма
в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой (См. Вишну, Шива) божественную троицу (тримурти). Первоначально Брахма выступал как высшее божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум другим членам троицы. См. Брахманизм.
БРАХМА
1) По религ. филос. догмам брахманизма и индуизма - душа Вселенной, вечная и бескачеств. субстанция. Б. не является объектом культа, но объектом абстрактного мышления, посредством к-рого благочестивому индусу следует стараться слиться с Б. и избежать возрождения в материальном мире. 2) Один из 3 высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и всех живых существ. Б. обычно изображается трехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. Лит.: Ильин Г. P., Религии Др. Индии, M., 1959. Г. P. Ильин. Москва.
БРАХМА
в индуист. миф. высшее божество, творец мира, открывающий триаду богов индуизма. В этой триаде Б., как создатель вселенной, противостоит Вишну, к-рый ее разрушает. В эпосе за Б. в числе его эпитетов-ипостасей упомин. Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Локагуру («наставник мира»), Парамештхин («высочайший») и т.п., сохран. за ним и эпитет Праджапати («владыка сущего, «перворожденный»). Б. изображают красным, с бородой, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в к-рых четыре веды, сосуд с водой из Ганга, жертв. ложка, иногда цветок лотоса, жемчуж. ожерелье и лук. Б. «подобен тысяче солнц», сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде. Б. рожд. в яйце, золотом зародыше, плавающем в первобытных водах; проведя в яйце год, он силой мысли разделяет яйцо на две половинки; из одной создается небо, из другой — земля; между ними возникает воздушное пространство. Далее появл. пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а еще позже — боги, жертвоприношение, три веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, старость, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар — холод, сухость — влага, горе — радость и т.п.). Сам Б. разделяется далее на две час-ти — мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Все живое, весь мировой порядок контролируется, управл. и направл. Б. Б. живет сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеч.» лет. День Б. равен сроку существов. данного мира, а ночь Б. равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущ. акта творения. День Б. состоит из тысячи «больших веков» (махаюга), каждый из них равен 4 320 000 «человеч.» лет. Каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи: критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу; после окончания калиюги огонь, вырывающ. со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Б.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998