положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные и духовные ценности, положительные и отрицательные.
Ценность
Ценность
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЦЕННОСТЬ
категория, являющаяся в ряде методологических концепций основанием для выбора фактов в процессе исторического исследования. (См.: Ценностный подход в историческом исследовании).
В специальный философский лексикон понятие ценности вводится в 1860-е годы. Г. Лотце, который определял Ц. как значимость чеголибо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Лидер неокантианского течения в исторической мысли Г. Риккерт, выдвинувший понятие ценности в качестве базового для отбора исторических фактов, писал: «Сущность ценности состоит в ее значимости, а не в ее фактичности». Сами же ценности трактовались Г. Риккертом как вневременные, надысторические, трансцендентные. Отрицание же роли категории ценности в качестве критерия выбора существенного в научно-историческом исследовании обусловливалось отрицанием ее общезначимого характера, обоснованием исторической и субъективной ее природы как проявление отношения субъекта к предмету ценности. Сами же ценности традиционно подразделяются на эстетические, этические, правовые, идеологические, политические.
Лит.: Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1967; Он же. Понятие морали. М., 1974; Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1903; Рамазанов С. П. Проблема ценности в истории: историографические и методологические аспекты. Волгоград, 2006. С. П. РАМАЗАНОВ
В специальный философский лексикон понятие ценности вводится в 1860-е годы. Г. Лотце, который определял Ц. как значимость чеголибо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Лидер неокантианского течения в исторической мысли Г. Риккерт, выдвинувший понятие ценности в качестве базового для отбора исторических фактов, писал: «Сущность ценности состоит в ее значимости, а не в ее фактичности». Сами же ценности трактовались Г. Риккертом как вневременные, надысторические, трансцендентные. Отрицание же роли категории ценности в качестве критерия выбора существенного в научно-историческом исследовании обусловливалось отрицанием ее общезначимого характера, обоснованием исторической и субъективной ее природы как проявление отношения субъекта к предмету ценности. Сами же ценности традиционно подразделяются на эстетические, этические, правовые, идеологические, политические.
Лит.: Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1967; Он же. Понятие морали. М., 1974; Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1903; Рамазанов С. П. Проблема ценности в истории: историографические и методологические аспекты. Волгоград, 2006. С. П. РАМАЗАНОВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.