"ЦИВИЛИЗАЦИЯ"
обобщенное понятие, характеризующее уклад западного типа, возникший в России в начале XVII в. «Цивилизация» была антагонистична «почве».
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Цивилизация
синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определенных эпох и народов.
Источник: Исторический словарь
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1) сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями, имеющих устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу; 2) совокупность материальных и духовных достижений общества.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Цивилизация
лат. сivilis – гражданский, государственный) – 1) синоним культуры, в узком смысле – материальной культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
лат. civilis - гражданский) - 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; 2) совр. мировая культура; 3) в культ.-ист. периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв. - третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень - дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом).
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
гражданский, государственный – синоним культуры. Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры: античная Ц., современная Ц. Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). В некоторых идеалистических теориях, напротив – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Цивилизация
характеристики, определяющие в комплексе специфику, своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов (или отдельной страны, народов) на определенном этапе развития. Непременным атрибутом цивилизации является наличие государственности и письменности. С появлением письменности совершается переход от протогосударства к государству, устанавливается в различных законах легитимность его образования и существования.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Цивилизация
1) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры общества, общественных отношений; 2) процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются различные этапы. Им соответствует определенный уровень развития экономического и технологического способа производства, политического строя, общественных отношений, ментальности, духовных ценностей и идеалов. Каждая цивилизация отражает представление о человеке, обществе и государстве.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Цивилизация
Цивилизация (civilisation), ступень обществ, развития, характеризующаяся опред. эконом., социальными ирелиг. особенностями. Вдревн. Месопотамии, напр., развитие ирригации и методов ведения с.х. привело к замене простого натурального с.-х. произ-ва и появлению структурированного об-ва с разделением труда. Строители, ремесленники и жрецы выполняли свои обязанности, а крестьяне обеспечивали произв-во продуктов питания для всего об-ва. Поселения и города развивались под контролем царя или жреца; велась запись событий; сооружались храмы для богослужений. К 3000 г. до н.э. возникла и стала складываться гор. жизнь в Др. Египте, а затем (независимо) в долине р. Инд, в Китае, Мексике и Перу. Подобные формы эконом, и социальной обществ, орг-ции распространились и на близлежащие терр.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат. civilis - гражданский, государственный). 1) Цивилизация - высшая стадия развития человечества, следующая за дикостью и варварством (периодизация А. Фергюсона, Л. Моргана, Ф. Энгельса). Под цивилизацией в данном случае понимается состояние общества, характеризуемое наличием ряда положительных (в сравнении с варварством) качеств: выделение социума из природы, разделение труда, урбанизация, наличие государственных структур, письменности, развитой религии, рационализация различных сфер жизни общества. В зависимости от степени развития всех этих качеств принято выделять традиционные цивилизации и техногенные (вариант: традиционная - либеральная).
В таком понимании понятие «цивилизация» часто выступает в качестве взаимозаменяемого с понятием «культура» (например, у К. Ясперса). Однако существует и традиция противопоставления цивилизации и культуры. Н. А. Бердяев вслед за славянофилами считал цивилизацию «смертью духа культуры». О. Шпенглер определял цивилизацию как стадию упадка культуры, с характерной холодной рассудочностью, интеллектуальным голодом, практическим рационализмом, сменой душевного бытия умственным, преклонением перед деньгами, развитием науки, безрелигиозностью и др. 2) Цивилизация - процесс наработки означенных выше положительных качеств. Такую трактовку понятия цивилизации предложил Н. Элиас. Данный процесс характеризуется большой длительностью, носит стадиальный (т. е. в различных обществах протекает не одновременно) и неравномерный характер (возможны периоды стагнации и откатов). 3) Цивилизация - культурно-историческая общность. Данная трактовка разрабатывалась в рамках теории локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби), хотя исследователи предлагали различные термины для обозначения одного и того же понятия (культурно-исторические типы, культуры идр.), а также разнообразные характерные черты для его описания. Наиболее общей характеристикой локальной цивилизации является наличие универсальных (сверхлокальных) ценностей, отражающихся в мировых религиях (западно-христианская, восточнохристианская, исламская, индусская, буддийская), культуре и ментальности. Кроме того, значимыми являются языковая общность, единство экономического и политического строя. О. H. МУХИН
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.
Цивилизация
от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) синоним культуры; в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация. 3) Определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие "Цивилизация" появилось в 18 веке в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие "цивилизация " употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.
Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций. Каждый автор проводит это деление по своим основаниям - хронологическим, пространственным, религиозным и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
В концепции О. Шпенглера цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат. У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.
В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются также продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей.
Таким образом, цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» картина развития общества.
Слабые стороны: 1) наличие множества оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств; 2) изначальная направленность "цивилизации" на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и объединений.
Источник: Краткий исторический словарь
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
от лат. civilis - гражданский, государственный) - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его ист. развитии, уровень обществ. развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономич. формацией; степень и характер развития культуры определенных эпох и народов. В более узком смысле понятие Ц. обозначает только материальную культуру.
К. Маркс и Ф. Энгельс применяли термин "Ц." к определенной ступени обществ. развития, следующей за дикостью и варварством. Энгельс писал, что Ц. "...является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 173-74). Основоположники марксизма проанализировали движущие силы и противоречия в развитии Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому, высшему ее этапу - коммунистич. обществу.
Понятие Ц. появилось в 18 в. во Франции. Франц. просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. Ц. обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры зап.-европ. народов, употреблялась как характеристика капитализма в целом. Н. Я. Данилевский считал, что история отд. замкнутых Ц., имеющих индивидуальный характер, составляет существо всемирной истории. По О. Шпенглеру, Ц.- лишь заключительный этап развития к.-л. культуры или к.-л. периода обществ. развития. Шпенглер считал, что для Ц. характерны высокое развитие науки и техники, упадок лит-ры и искусства, превращение отд. человека в безликое существо - частичку инертной и аморфной массы. А. Тойнби полагает, что всемирная история состоит из множества частей, на к-рые мы искусственно ее подразделяем, называя каждую из частей - Ц. В современной бурж. историографии понятия Ц. и смены Ц. нередко выдвигаются в качестве противопоставления марксистскому учению о процессе развития и смене общественно-экономич. формаций.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Арзаканьян Ц. Г., Культура и цивилизация. Проблемы теории и истории, "Вестник истории материальной культуры", 1961, No 3; его же, Трактовка гуманизма в современных буржуазных концепциях культуры и цивилизации, в кн.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962.
В. Я. Балязин. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976