Драма

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДРАМА
   • Drama,
         (??????, см. Comoedia, Комедия, и Tragoedia, Трагедия.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ДРАМА
   • Drama,
         (??????, см. Comoedia, Комедия, и Tragoedia, Трагедия.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Драма
греч. drama – действие) – род литературы, в котором дается изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ДРАМА
(греч. Drama — действие) — род литерату-ры, основу которой составляет действие. Отличительная особенность драмы — диалогичность: развитие сюжета, решение конфликтов, раскрытие характеров осуществляется «разговорно», т.е. через диалоги и мо-нологи в процессе сценического действия. Драма под-разделяется на жанровые разновидности: трагедию, ко-медию, мелодраму, фарси др. Главной отличительной чертой драмы является то, что события жизни на сцене разыгрываются в соответствии с сюжетом, когда поведение героев целенаправленно, связано и последовательно, а побочные моменты, замедляющие восприятие драмы, отсутствуют. Такая особенность получила название «единство действия». В соответствии с зако-нами сцены, действие в драме всегда концентрированное, чаще всего прослеживается трехчленное разделение сюжета: завязка — развитие действия — развязка, среди которых выделяются действия или акты, которые «прослаиваются» антрактами.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДРАМА
от греч. drаma – действие), один из трех литературных родов, формальное отличие которого от других в том, что он предназначен для игры на сцене, и поэтому текст представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и разбит на действия и явления. По содержанию и приемам письма драма также отличается от лирики и эпоса: сведено к минимуму прямое выражение авторской точки зрения (авторские ремарки описывают только место действия и действия персонажей), главное средство для ее изображения – конфликт и его разрешение; драма предельно сценична, т. е. сосредоточена вокруг острого противоречия и соблюдает по возможности динамику действия; композиция драмы – деление на явления (эпизоды), сгруппированные в действия (акты), – позволяет выпускать промежутки времени любой длины между двумя напряженными моментами. Содержательную основу драмы, как и в эпосе, составляет действие – поступки персонажей.
Текст драмы может быть написан как в стихотворной, так и в прозаической форме. До появления реалистических драм стихотворная форма была обязательна (драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, драмы Ж. Расина и П. Корнеля). Затем большее распространение получила прозаическая форма («Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя, пьесы А. П. Чехова и др.).
В драму включается множество жанров – комедия, трагедия, водевиль, фарс, мелодрама и пр., которые отличаются друг от друга своей функцией (рассмешить зрителя, заставить задуматься и т. д.), объемом, композицией.
Наряду с драмами для сцены существуют драмы для чтения (напр., трагедии Дж. Г. Байрона, «Фауст» И. В. Гете, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина), драматическая форма которых облегчает понимание сюжета.
Возникновение драмы связывают с античными празднествами, в ходе которых исполнялись песни и солист «переговаривался» с хором. Эти праздничные выступления переросли в небольшие сценки, из которых впоследствии возникла драма. Обязательным элементом античной драмы был хор, функция которого – высказывать авторские суждения, комментировать события, сочувствовать герою или осуждать его и пр. В ранних драмах сохранялась структура «солист – хор»: на сцене, помимо хора, присутствовал один актер. В произведениях Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана на сцену впервые вводятся несколько актеров (кроме хора).
Первым теоретиком драмы стал Аристотель (трактат «Поэтика»), которому принадлежит теория катарсиса – очищающего воздействия драмы, возникающего в ходе переживания зрителями несчастий героя. В Др. Риме мастерами драмы были Плавт, Теренций, Сенека. Основной конфликт античной драмы – конфликт героя с роком, судьбой, предопределенной ему с рождения. Разрешение этого конфликта было, как правило, несчастливым. Драмы в древности отличались большой условностью: в театре играли только мужчины, декорации отсутствовали, актер выступал в сандалиях на очень высокой платформе – котурнах.
В Средние века появились новые жанры драмы – мистерия, миракль, моралите, школьная драма, которые также были очень условны. Для них важно морально-этическое содержание. Средневековые драмы дидактичны, и в драматической форме в них показывается истинность религиозных принципов. Часть из них пишется на библейский или апокрифический сюжет.
Драмы Нового времени и Просвещения связаны с эпохой классицизма в литературе – для всех жанров и родов литературы были созданы жесткие правила. Драма должна была иметь пять актов, быть написана александрийским стихом (шестистопный ямб с женской рифмой и парной рифмовкой) и соблюдать единство времени, места и действия, действие должно было умещаться в одни сутки, происходить в одном помещении, развивать и доводить до логического завершения одну сюжетную линию. Основной конфликт таких драм – конфликт между чувством и долгом в душе главного героя. Различные жизненные ситуации вынуждают героя выбирать, его переживания по поводу выбора и становятся содержанием драмы. Видные драматурги классицизма – П. Корнель и Ж. Расин в Европе, В. К. Тредиаковский и А. Д. Сумароков в России. Основными сюжетами классицистической драмы являются перипетии античных мифов, исторические события.
В начале 19 в., в эпоху реализма, в драме стали нарушаться эти каноны: так, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова четыре акта вместо пяти и не соблюдено единство действия. Наряду с конфликтом чувства и долга приобрел значение социальный конфликт: в «Горе от ума» он развивается параллельно любовному, а в «Ревизоре» Н. В. Гоголя присутствует только социальный конфликт.
В середине 19 в. появились драмы, насыщенные народным колоритом: фольклорные образы и лексические клише народной поэзии составляли отличительную особенность языка драм А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Не в свои сани не садись» и др.).
Следующая эпоха развития драмы связана с творчеством А. П. Чехова («Чайка», «Три сестры», «Иванов», «Вишневый сад» и др.), Г. Ибсена, А. Стриндберга, М. Метерлинка. Драма у этих авторов имеет исключительно внутреннее действие, «подводные течения», по выражению А. П. Чехова. Все важные, повлиявшие на жизнь героев события происходят вне сцены, а зрители становятся свидетелями переживаний, диалогов. Зрительный зал превращается в «четвертую стену», и основная задача актеров – создать максимальную достоверность.
В 20 в. возникает новое направление в развитии драмы – драма абсурда (напр., творчество Э. Ионеско), особенность которой состоит в том, что связь между репликами персонажей в диалогах, между действиями и реакцией на эти действия нарушена.
Термин «драма» подразумевает не только драму как род литературы, но и как вид ее, наряду с трагедией и комедией. В отличие от трагедии, драма изображает более ординарных людей и более ординарные конфликты, которые могут иметь благополучное разрешение. В отличие от комедии, драма не осмеивает людей, а изображает их в связи с тем обществом, где они существуют. В процессе развития действия в драме драматизм нарастает, и развязка редко бывает положительной.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Свершения и драма русского либерала С. А. Муромцева: между наукой, консультированием и политикой

Марченко Г. И.
Читать PDF
234.74 кб

Последние годы жизни митрополита Игнатия (Римского-Корсакова): личная драма в контексте эпохи

Никулин Иван Александрович
В статье на основании опубликованных и неопубликованных источников рас сматриваются события отъезда митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) из Тобольска в Москву и его конфликта с высшей церковной властью в лице патриарха Адриана
Читать PDF
0.00 байт

Драма ХХ века в судьбах Отечества и соотечественников

Фёдоров Павел Викторович
Читать PDF
0.00 байт

96. 02. 029. Оболонский А. В. Драма российской политической истории: система против личности - М. :

Листовская В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Ружейная драма» Дмитрия Фролова

Маратканов Владимир Александрович
Освещается деятельность Ижевского оружейного завода в период управления гвардии полковником Д. С. Фроловым первым арендатором предприятия. В статье приводятся основные факты биографии контрактных агентов.
Читать PDF
528.38 кб

Драма русского парламентария: политическая биография В. А. Маклакова

Сибиряков Игорь Вячеславович
Читать PDF
0.00 байт

2016. 02. 025. Ивонина Л. Драма династии Стюартов. - М. : Ломоносовъ, 2016. - 320 с

Эман И.Е.
Читать PDF
403.18 кб

Алексей Николаевич Куропаткин: драма неуместности

Свириденко Алексей Николаевич
Читать PDF
404.82 кб

Алексей Николаевич Куропаткин: драма неуместности

Свириденко Алексей Николаевич
Читать PDF
257.51 кб

Драма и театр: художественные системы, авторские модели и возможности их интерпретации

Муратова Н. А., Останина С. Н., Русанова О. Н.
Читать PDF
429.39 кб

Драма правления Ричарда III: взгляд социолога

Тамбиянц Юлиан Григорьевич
В статье осуществляется историко-социологический анализ обстоятельств прихода к власти и правления английского короля Ричарда III (1483-1485).
Читать PDF
385.45 кб

Воздвижение Креста Господня и свержение императора Эфиопии: лидж Иясу и драма во время праздника Мэс

Каплан Стивен
16 сентября 1916 г. эфиопский правитель Иясу был отлучен от Церкви и свергнут.
Читать PDF
0.00 байт

На пути к 1917 году: драма русского общественного самосознания

Поликарпов Владимир Васильевич
Показан разрастающийся в годы Первой мировой войны конфликт реальностей бытия и поведения людей, порождающий раскол российского общества и возникновение взаимного недоверия и ненависти.
Читать PDF
342.93 кб

Российские революции 1917 года: драма познания

Голдин Владислав Иванович
Анализируется широкий спектр проблем современного изучения российских революций 1917 г., исследуются научные и политические факторы эволюции их оценок и восприятия.
Читать PDF
0.00 байт

Т.Б. БУДАЕВА. ИСТОКИ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ: МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА КУНЬЦЮЙ

С.Г.

Похожие термины:

  • ДРАМА АПОЛЛОНА-11

    К этому дню был заранее заготовлен некролог. Президент США Ричард Никсон был намерен обратиться к нации со словами скорби и утешения. На астронавтов — Армстронга, Коллинза и Олдрина — смотрели ка
  • ПРЕДАННЫЙ ЗАБВЕНИЮ: ТРИУМФ И ДРАМА ПОДВОДНИКА ГРИЩЕНКО

    По материалам В. Шигина)   Когда-то его имя не сходило со страниц газет, его дружбой гордились писатели и поэты. Ему не было равных в годы войны по количеству уничтоженных вражеских кораблей, а о мас
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРАМА

    Тип драмы, создание которого обычно связывают с творчеством Бернарда Шоу. Наряду с этим наименованием часто к этому типу пьес применяются названия «драмы-дискуссии» или «драмы-диспута». Учитывая
  • ДРАМА ВОЛЖСКО-ТАТАРСКОГО ЛЕГИОНА

    60 лет назад под Витебском произошло событие, которое по политическому подтексту вышло далеко за рамки боев местного значения. В день Красной армии на сторону партизан, окруженных немецкими войска
  • ДРАМА ПАРОХОДА ЛЕНИН

    Немногие знают, что 27 июля 1941 года на погибшем у мыса Сарыч в Черном море крупнейшем пассажирском пароходе «Ленин» количество человеческих жертв превышает число погибших на «Титанике» и «Лузитан
  • Народная драма

    см.: Народный театр.
  • Литургическая драма

    ранняя форма западноевроп. средневекового театра. Представляла собой инсценировку эпизодов из Библии. Первоначально л.д. входила в состав католич. литургии (в основном на Пасху и Рождество), ас 1210г
  • НОВАЯ ДРАМА

    Как правило, термин «новая драма» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, этим понятием обозначают многообразное творчество драматургов (Г. Ибсен, А. Стриндберг, Г. Гауптман, Б. Шоу,      М.
  • Сатирова драма

    первоначально — местные веселые сценич. представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса. Им прицепляли толстые животы, либо — (в Афинах) конские хвосты и фалло
  • САТИРОВСКАЯ ДРАМА

    первонач. местные веселые сценич. представ. на Пелопоннесе. Их основн. персонаж. были сатиры из свиты Диониса. Им прицепл. толстые животы, либо (в Афинах) конские хвосты и фаллосы. Этим персонажам был
  • СОСТОЯНИЯ ДРАМА

    С помощью этого, возникшего в немецкой критике, понятия определяется тип драматического произведения, появившийся в эпоху к. 19 – нач. 20 в., откровенно нарушающий все канонические правила традицион