ПЕТРОВ-ВОДКИН

Найдено 1 определение
ПЕТРОВ-ВОДКИН
Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск – 1939, Ленинград), русский живописец, педагог, теоретик искусства. Учился в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица в Санкт-Петербурге (1895–97), в 1897–1904 гг. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905–08). С 1910 г. был одним из руководителей частной художественной школы Е. Н. Званцевой (совместно с М. В. Добужинским). В 1918 г. был избран профессором-руководителем мастерской живописного отделения реформированной АХ (тогда – Высшее художественное училище). Член Союза русских художников (с 1910 г.), объединений «Мир искусства» (1910–22) и «Четыре искусства» (1925–28).
В годы учебы в МУЖВЗ испытал влияние В. А. Серова. В период пребывания за границей создал ряд полотен, в которых заметно воздействие европейского символизма («В кафе», «Берег»; оба – 1907). Ключевой работой этого времени стал портрет М. Ф. Петровой-Водкиной, жены художника (1907). Живописная манера, напоминающая гобелен, вызывает ассоциации с творчеством В. Э. Борисова-Мусатова, в то время как точная портретная характеристика выдает школу В. А. Серова. Вернувшись в Россию, художник заканчивает полотно «Сон» (1910), композиция которого восходит к картине Рафаэля «Сон рыцаря». Тема произведения – сон юноши, который должен сделать выбор между Красотой и Уродством, – соответствовала поэтике символизма. В картине «Мальчики» (1911) Петров-Водкин находит собственную живописную систему. В картине господствуют три главных цвета (желтый, красный, зеленый), пространство становится плоскостным, движения мальчиков подчиняются сложному ритму.
В 1910-е гг. Петров-Водкин создает свои лучшие полотна: «Купание красного коня» (1912), «Мать» (варианты 1913 и 1915 гг.), «Девушки на Волге» (1915), «Полдень. Лето» (1917), «1918 год в Петрограде» (1920). В этих картинах художник использует изобретенную им «сферическую» перспективу. Очень высокая точка зрения, круглящаяся линия горизонта побуждают зрителя воспринимать землю как планету, плывущую по просторам Вселенной. В картине «Розовый натюрморт. Ветка яблони» (1918) плоскость стола, на которой расположены предметы, наклонена и максимально приближена к зрителю, а ветка яблони «парит» в пространстве.
Петров-Водкин использовал особую систему цвета. Колористическая гамма строится, как правило, на сочетании трех главных цветов – красного, желтого, синего (или зеленого), но сквозь верхний красочный слой просвечивает предыдущий, благодаря чему краски обретают светоносность. Часто художник дополнял основные цвета оттенками розового. В полотнах Петрова-Водкина важна линия, четкий, пластичный контур. Художник обращается к опытудревнерусского искусства (новгородская икона, фрески Дионисия), живописи эпохи Раннего Возрождения (Джотто, Фра Б. Анджелико, Мазаччо, Джорджоне) и современной живописи (символизм, А. Матисс). «Купание красного коня» – сложный образ-символ, в котором воплотились художественные и философские поиски эпохи. Петров-Водкин сопоставляет в картине движение и статику, плоскость и объем, вводит напряженные цветовые соотношения. В полотне ощущаются тревожные предчувствия; стихийную силу фантастического коня (как некоего символа эпохи) не может укротить юный всадник. Но в картине воплощена и надежда на победу светлых идеалов (облик лучезарного юноши-всадника восходит к иконописному образу св. Георгия Победоносца), мечта о красоте и упование на возрождение искусства. В полотне «1918 год в Петрограде» (1920) образ женщины с ребенком на руках напоминает о традициях древнерусского искусства, о богородичных иконах. В городском пейзаже подчеркнуты приметы тревожного времени – стекла окон разбиты, на стенах листовки, улицы пустынны. Неземную тонкость и чистоту приобретают черты лица женщины, она крепко прижимает ребенка к себе, пытаясь защитить его от враждебного мира. В 1920-е гг. Петров-Водкин продолжал разрабатывать ранее найденные темы материнства, красоты русской женщины (крестьянки или работницы), писал портреты и натюрморты, обращался к событиям Гражданской войны и революции («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928; «1919 год. Тревога», 1934).
В творчестве Петрова-Водкина, развивавшегося в стороне от крайне «левых» течений, органично соединились опыт современного искусства и древние национальные традиции.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
242.49 кб

К. С. Петров-Водкин

Галинская И.Л.
Читать PDF
703.15 кб

Семантика мотива сна в творчестве К. С. Петрова-Водкина

Христолюбова Татьяна Павловна
В статье автор рассматривает мотив сна в творчестве К. С. Петрова-Водкина на примере его картины «Сон» (1910). Внимание уделяется как искусствоведческим, так и философским трактовкам символики данного произведения.
Читать PDF
532.42 кб

ОБРАЗЫ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ К.С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА

Христолюбова Татьяна Павловна
В статье анализируется творчество русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939).
Читать PDF
278.69 кб

Особенности теоретико-художественных идей К. С. Петрова-Водкина

Христолюбова Татьяна Павловна
Рассматриваются теоретические взгляды К.С. Петрова-Водкина, которые художник развивал, защищал и использовал в своем искусстве в течение всего творческого пути. Автор статьи обращается как к печатным работам К.С.
Читать PDF
151.83 кб

ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВЕЩИ И ИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАТЮРМОРТАХ К.С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА

Василишен А.А., Железняк В.Н.
Читать PDF
234.26 кб

Идеи русского символизма как основа художественной картины мира К. С. Петрова-водкина

Христолюбова Татьяна Павловна
В данной статье автор рассматривает проблему влияния философских и теоретико-художественных идей русского символизма на различные аспекты творчества русского художника К.С. Петрова-Водкина.
Читать PDF
95.70 кб

Между соцреализмом и соцмодернизмом: к вопросу о стилистике К. С. Петрова-Водкина в отечественном ис

Грибоносова-гребнева Е. В.
Читать PDF
208.03 кб

Русское искусство как защита от информационной агрессии. К. С. Петров-водкин (культуролого-педагогич

Суслова И.Б.
В статье рассмотрена философская функция информационной защиты, которой обладает русское искусство, и, в частности, творчество выдающегося русского художника К.С. Петрова-Водкина.
Читать PDF
9.20 мб

Творчество К. С. Петрова-Водкина на итальянских и других международных выставках. К вопросу о зарубе

Грибоносова-Гребнева Елена Владимировна
Проходившие в 1914 году в Мальмё, в 1924, 1928, 1932, 1934 в Венеции, в 1927-1928 и 1930 годах в Стокгольме, Осло, Берлине, Вене и других европейских городах масштабные выставочные смотры русского искусства способствовали вхождени

Похожие термины:

  • КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН

    Кузьма Петров-Водкин родился в октябре 1878 г. в волжском городке Хвалынске в семье сапожника Сергея Водкина. Детство его во многих отношениях оказалось счастливым. Хотя жизнь семьи была трудной и б
  • ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич

    (1878-1939) – русский художник, в начале века был под влиянием символизма и модернизма. Мировую известность принесла ему картина «Купание красного коня». Входил в объединение «Мир искусства». Среди лу