Слово

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Слово
Бог, выражение воли Божией и Его явление в Иисусе Христе (Ин 1.1-3; 1Ин 1.1-3; От 19.13), осуществление пророчеств (Ин 1.14). О духовном значении и силе Слова было несколько открыто уже древним (Пс 32.6; 106.20; 118.89-90; 147.4,7), которые понимали Его как премудрость (Иов 28.12-28; Пр 8.22-31; 9.10; Лк 11.49). Премудрость и Слово воплотились во Христе Иисусе (1Кор 1.24,30; Еф 3.10-11). (См. пророчест­вовать)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

"СЛОВО"
ежедневная рус. бурж. газета; издавалась в 1903-09 (с перерывом в июле - нояб. 1906) в Петербурге. Вначале "С." являлось органом правых земцев, в нояб. 1905 - июле 1906 - правых октябристов, а затем - мирнообновленцев (см. Партия мирного обновления). Издателями газеты были разновременно: И. В. Скворцов, Н. П. Дучинский, Н. Н. Перцов, М. М. Федоров, редакторами - И. В. Скворцов, Н. П. Дучинский, П. В. Быков, Н. Н. Перцов, M. M. Федоров, И. Лазаревский, С. П. Андрианов. Объясняя прекращение издания в 1909, "С." писало об отсутствии в обществ. кругах "широкой поддержки" газеты.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СЛОВО
жанр византийской и древнерусской церковной письменности и проповеди.
В Византии жанр Слова достиг расцвета в IV в. благодаря проповеднической деятельности свв. Григория Назианзина, Василия Великого, Епифания Kипрского и особенно Иоанна Златоуста, творения которого стали образцами в странах православного мира. По традиции Слово слагается из вступления, основной части повествовательного характера и заключения – похвалы. K похвале обычно присоединяется молитва Богу или святому, к которому обращено Слово. В древнерусской традиции церковно-учительного и торжественного красноречия, опиравшейся на византийскую традицию, до нас дошли сборники Слов: «Пролог», «Измарагд», «Златоуст», «Маргарит», «Златая цепь» и др. В XI- XII вв. наиболее известными были «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона; слова-поучения св. Феодосия Печерского, торжественные проповеди на праздники св. Kи- рилла Туровского; в XII в. – слова-проповеди Серапиона Владимирского, рисующие ужасы татарского нашествия; в XV-XVI вв. – торжественные проповеди Епифания Премудрого, Фотия и митрополита Даниила; в XVII – начале XVIII вв. – Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, проповедников Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и др.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Слово
одно из имен, которым Иоанн называет Иисуса Христа. «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог... и Слово стало плотью» (Иоан. 1:1,14). В 1 Иоан. он называет Его «Словом жизни» и в Отк. 19:13 «Словом Божиим». В 1. главе книги Бытия повторяется более 10 раз «Бог сказал». Все эти слова Божий Иоанн заключает в единственном, великом, живом и личном «Слове». Во всех сказанных словах апостол Иоанн находит говорящее «Слово». Мессия есть Слово, в Котором живет слово Божие и из Которого исходит Слово Божие, подобно тому, как Он есть Премудрость, ибо в Нем обитает и через Него говорит премудрость Божия (Лук. 11:49; 1 Кор. 1:24,30; Еф. 3:10). Слово Божие и премудрость Божию уже в Ветхом Завете начинали понимать, как личность, что видно из следующих мест: о Слове — Пс. 32:4,6; 106:16-20; 118:89-105; 147:4, 7; и о премудрости — Иов. 28:12 и дал.; Прит. гл. 8 и 9, а также и в апокрифических книгах: книга Сираха и Премудрости Соломона. См. Прит. 8: 22 и дал. Премудрость была создана прежде всего, от вечности; она присутствовала, когда Бог водрузил горы и уготовил небо и т.д. 6 халдейских переводах Ветхого Завета, т.н. Таргумах, часто встречается выражение Мемра», т.е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано Иегова, особенно в тех случаях, где Иегова открывается Своему народу или говорит с ним. Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т.д.; в Быт. 19:24 сказано, что «Слово Иеговы низвело на Содом огонь и серу от Иеговы». В одном из этих халдейских переводов (Таргум Ионафана) сказано в Ис. 45: 18,22,25: «Так говорит Иегова... если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь». В Слове Иеговы все семя Израилево будет оправдано и прославлено. Когда в Быт. 31:13 ангел Иеговы говорит Иакову, что Он тот Бог, Которому Иаков дал обет в Вефиле, то в «Онкелос Таргум», другом халдейском переводе, говорится, что Иаков дал свой обет Слову Иеговы: «если Слово Иеговы сделается моею помощью, то Слово Иеговы будет мне Богом» (Быт. 28:20 и дал.). Эти места показывают, что определенное (различие между Иеговою и Его Словом, которое рассматривается, как личность — Ангел Господень» или «Ангел Союза», все яснее и яснее выступало в сознании ветхозаветных людей, пока, наконец, Слово Само не воплотилось и не указало на Себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11:49), говоря: «Я есмь путь, истина и жизнь, ...кто видел Меня, видел Отца» (Иоан. 14:6,9).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

СЛОВО
основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из морфем, и само входит в состав словосочетаний и предложений.
Как единица художественного текста, слово выполняет множество функций. План выражения слова участвует в образовании ассонансов и аллитераций: подбора одинаковых гласных и согласных звуков соответственно. Напр., в четверостишии А. А. Блока:
Я, не спеш а , собр а л бесстр а стно
Воспомин а нья и дел а ,
И ст а ло беспощ а дно я сно:
Жизнь прошум е ла и ушл а –
(«Весенний день прошел без дела…»)
все ударные гласные а , и только в слове прошумела – е , что выделяет его на фонетическом уровне. Примером аллитерации может служить фраза из «Слова о полку Игореве»: «С п озаранку в п яток п ото п тали они п оганые п олки п оловецкие», где подобраны слова со звуком п , чтобы создать ощущение конского топота. В поэтической речи план выражения слова участвует также в организации строки: количество слогов в слове и ударение образуют стихотворный размер строки.
Подбор слов может создавать интонацию речи, наиболее типичный случай – создание эффекта торжественности, возвышенности с помощью слов высокого стиля, напр.:
Восстань , пророк, и виждь , и внемли ,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей –
(А. С. Пушкин, «Пророк»)
или же, наоборот, использование слов низкого, разговорного стиля для создания эффекта сниженной речи:
Гетры белые носила,
Шоколад «Миньон» жрала ,
С юнкерьем гулять ходила,
С солдатьем теперь пошла?
(А. А. Блок, «Двенадцать»)
Слово также может вступать в различные смысловые ряды, проясняя и уточняя смысл понятия, использованного автором в тексте. Противопоставление слов по семантическому признаку – средство создания антитезы: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог» (Г. Р. Державин). Столкновение слов с противоположной или несочетаемой семантикой в тексте приводит к возникновению парадоксов и оксюморонов; напр., оксюморонные заглавия позволяют по-разному осмыслять их: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Живой труп» Л. Н. Толстого. Переносное значение слов становится основой образной стороны речи, служит средством создания метафор, метонимий и других тропов.
Отличительной особенностью поэтической речи является использование авторами придуманных ими слов, так называемых неологизмов:
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной вы проходите морево …
(И. Северянин, «Кензели»)
Синтаксис также участвует в организации художественной речи, напр., образуя синтаксическийпараллелизм:
Когда умирают кони, дышат.
Когда умирают травы, сохнут.
Когда умирают солнца, они гаснут.
Когда умирают люди, поют песни.
(В. Хлебников, «Когда умирают кони, дышат…»)
Термин «слово» также обозначает один из жанров древнерусской литературы – ораторская проза, написанная очень эмоциональным и поэтическим языком: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
171.19 кб

Журнал «Русское слово» и российский анархонигилизм

Воронцова Е. Е.
Читать PDF
324.31 кб

Слово о «голом (или не вполне голом) короле»

Шнирельман Виктор Александрович
Цивилизационный подход рассматривается критически с точки зрения как научной методологии, так и его социальной значимости.
Читать PDF
340.12 кб

История как ключевое слово культуры (А. В. Михайлов, «Из истории нигилизма»)

Данилина Галина Ивановна
Читать PDF
223.76 кб

Новое слово в историографии современной российской государственности. Рецензия на книгу: Архипова Т.

Еремина О. С.
Читать PDF
1.73 мб

Слово о целинном хлебе

Губин Павел Дмитриевич
Читать PDF
156.66 кб

Слово об историках: к 20-летию факультета истории и международных отношений

Луночкин А. В.
Читать PDF
410.05 кб

«о бедном магистре замолвите слово. . . » материальные проблемы преподавателей Саламанки XVI-XVII вв

Жеравина Ольга Александровна
В статье рассматриваются некоторые аспекты материального положения преподавателей Саламанкского университета, отраженные в петициях бакалавров, лиценциатов, магистров и докторов совету университетских депутатов второй половины XVI
Читать PDF
484.03 кб

Слово о человеке с большой буквы

Посвящается 90-летию со дня рождения Ф.К. Шорикова, его жизни и деятельности.
Читать PDF
88.70 кб

Роль заимствований в произведении тверского книжника XV В. «Слово похвальное инока Фомы»

Хафизова О. Р.
Читать PDF
285.17 кб

Слово о профессоре Михаиле Васильевиче клочкове

Макаров Н. А.
Читать PDF
392.65 кб

«Слово о забывших грешных»: к вопросу о поминовении в усть-цилемской культурной традиции

Дронова Т. И.
В статье рассматриваются традиционные представления русских староверовбеспоповцев, проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми, о поминовении усопших.
Читать PDF
468.62 кб

Слово об учителе: Н. С. Киняпина как ученый и как личность

Страхова Наталья Петровна
В статье анализируется научное наследие Н.С. Киняпиной как крупнейшего специалиста по истории внешней политики России XIX века, уделяется внимание ее педагогической деятельности.
Читать PDF
108.89 кб

Неизданное слово блж. Симеона Метафраста на преставление св. Иоанна Богослова по рукописи monac. Gr.

Виноградов Андрей Юрьевич
В настоящей статье публику ется текст неизданного слова Симеона Метафраста на преставление св. апостола Иоанна Богослова.
Читать PDF
388.87 кб

Газета «Новое русское слово» организатор патриотических акций русской диаспоры в СшА в начале Велико

Сёмочкина Екатерина Ивановна
Автор показывает деятельность газеты «Новое Русское Слово» по организации патриотических акций русских эмигрантов в США в начале Великой Отечественной войны.
Читать PDF
49.48 кб

Слово редактора. К 150-летию Парижского мира 1856 года

Шеремет В. И.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Слово святых апостол

    Слово святых апостол: Петра и Андрея, Матфея и Руфа, и Александра – апокрифический памятник, посвященный описанию хождения апостолов в «варварский город» для проповеди. Он известен в настоящее вр
  • СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ

    литературное произведение XI в., написанное киевским митрополитом Иларионом, в котором он возвышал Русь и прославлял ее правителей.
  • Слово Бога

    Мессия, см. «Слово».
  • СЛОВО, БОГ-СЛОВО

    «Логос». Это слово в Священном Писании означает второе Лицо Святой Троицы – Бога Сына, бывшего от века с Отцом и воплотившегося в человека для нашего спасения. «В начале было Слово, и Слово было у Б
  • слово Божие

    живой голос Божий, который руководил всеми действиями пророков (Быт 6.13; 12.1; Исх 3.4-6; 3Ц 17.2,8) и который был основой известных нам священных писаний (Ис 1.2; Иер 1.2; Иез 1.3). Часто словом Божиим называют тол
  • СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы, изображенной с Младенцем Иисусом, стоящим в обнаженном виде. Празднуется 9/22 марта. Прот. И. Бухарев
  • Глаголь, Слово

    псевд. журн. Серг. Серг. Гусева. {Венгеров}
  • Слово Завета

    См. «Библия».
  • СЛОВО И.В. СТАЛИНА

    Современники и сподвижники И.В.Сталина единодушно отмечали емкость и точность его слова. А.А.Громыко «Ни малейшей скованности, никакого желания произвести эффект, ни единой шероховатости в изложе
  • СЛОВО О ЖИТИЙ И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА, ЦАРЯ РУСКАГО

    анонимное произведение, прославляющее московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350—1389). Оно состоит из насыщенной похвалами исторической части, где повествуется о жизни князя, его п
  • СЛОВО О ПИСЬМЕНАХ ЧЕРНОРИЗЦА ХРАБРА

    болг. анонимный лит. памятник, созданный, очевидно, не позже нач. 10 в. Повествует об истории создания слав. азбуки Кириллом (Константином; см. Кирилл и Мефодий). Выступает в защиту слав. письма, доказы
  • СЛОВО И ДЕЛО ГОСУДАРЕВО ЗА МНОЙ

    формула заявления о том, что сделавший его знает о государственной измене, преступлениях против царя и другие сведения государственной важности (политический донос). Поноситель и обвиненный подв
  • СЛОВО И ДЕЛО ГОСУДАРЕВО

    система политического сыска в России конца XVI—XVIII вв. Каждый российский подданный под страхом смерти был обязан донести об известных ему умыслах против царя или членов его семьи, оскорблении царс
  • СЛОВО О ПОЛЬЗЕ ХИМИИ

    речь, произнесенная Л. на торжественном собрании АН 6 сентября 1751 г. Подлинная рукопись не сохранилась. Впервые напечатана на русском языке в книге «Торжество академии наук..., публично говоренное р
  • СЛОВО И ДЕЛО

    формула объявления о государственном преступлении. В полном виде звучало: «Слово и дело государево за мной» и означало, что человек имеет сообщить сведения государственной важности, например, сде
  • Слово о житьи... князя Дмитрия Ивановича

    «Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» – анонимное произведение, прославляющее московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350–1389 гг.); состоит
  • Слово Епифания Кипрского

    Слово Епифания Кипрского о погребении Иисуса Христа и о Иосифе Аримафейском – переводная гомилия пасхального цикла, содержащая апокрифические мотивы. В С., приписываемом Епифанию, епископу Кипра
  • Слово святого Григория изобретено в толцех

    Слово святого Григория изобретено в толцех – компиляция, составленная на основании слова Григория Богослова на богоявление (PG, 1886, t. 36, col. 335–360) и направленная против славянских языческих верован
  • Слово о Хмеле

    литературный памятник 2-й пол XV в В С развивается тема осуждения пьянства, широко распространенная в переводных и оригинальных поучениях, начиная с XI в Однако именно в С. Хмель персонифицирован, от
  • Слово некоего христолюбца

    Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере – сочинение, направленное против пережитков славянских языческих верований и языческих обрядов. В пространной редакции С. называется: «Се же