Змей

Найдено 1 определение
Змей
Змей, по Быт. 3:1, был самый хитрый из всех зверей и своею хитростью прельстил Еву (2 Кор. 11:3), почему Господь Бог сказал ему: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14); «семя жены будет поражать тебя в голову» (16). Срав. слова Иоанна о драконе, древнем змие, называемом диаволом и сатаною, обольщающем всю вселенную (Отк. 12:9; 20:2) и слова Иисуса о человекоубийце (Иоан. 8:44). В символических выражениях Библии встречаются часто слова: «змей», «ехидна», «яд змеи» и «порождения ехидны», обозначающие хитрость, злобу, идолопоклонство и безбожие (Быт. 49:17; Втор. 32:33; Пс. 57:5; 90:13; Мат. 3:7; 12:34). Изредка мудрость змеи представляется достойной подражания, но в соединении с простотою голубя (Мат. 10:16). Змеи и вообще пресмыкающиеся животные были нечисты по закону и их воспрещалось употреблять в пищу (Лев. 11:41 и дал.). В грядущем Царстве Божием змея будет освобождена от проклятия (Ис. 65:25) «и младенец будет играть над норою и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. 11:8). В Библии упоминаются некоторые породы ядовитых змей, но точное их определение затруднительно. 1) Аспид (евр. Петен), (Втор. 32:33; Иов. 20:14 и дал.) «затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях (Пс. 57:5,6), прячется в норах (Ис. 11:8). Предполагают, что это египетская очковая змея. 2) Аспид (евр. Шефифон), (Быт. 49:17). Возможно, что это опасная рогатая гадюка (vipera Cerastes ), которая имеет земляную окраску, лежит в засаде в песке и впивается в ногу своей добычи. 3) Аспид, палестинская гадюка, (евр. Цефа, Цифони) (Ис. 11:8; 14: 29; 59:5; Иер. 8:17; Прит. 23:32) весьма ядовитая змея.
4) Василиски, ядовитые змеи (евр. срафим), которые жалили евреев в пустыне (Чис. 21:6; Втор. 8:15); «Сараф» переведено словом «летучий дракон» у Ис. 14:29 и «летучие змеи» в 30:6. 5) Ехидна (евр. Ефе), Иов. 20:16; Ис. 30:6; 59:5. Вследствие того, что евр. название напоминает арабское «афа», думают, что это — ехидна, в 1 аршин длиною и 1 вершок толщиною с коричневыми и черными пятнами, отличающаяся своим шипением. Вероятно, такую змею Павел стряхнул в огонь, не потерпев от нее никакого вреда (Деян. 28:3 и дал.). 6) Аспид (евр. Ахшув) в Пс. 139:4, предполагают, что это — встречающаяся в северной Африке ехидна « Echis arenicola«. 7) Летучий змей (евр. Киппоз), который, согласно пророчеству, будет жить в развалинах Едома (Ис. 34:15), опасная змея ( Erix jaculus), родина которой Египет, Аравия и Палестина. Она живет среди ветвей на верхушках деревьев, и бросается с быстротою молнии на свою добычу. Кроме перечисленных названий, змеи обозначаются словом «нахашг» т.е. шипящий (Быт. 3:1 евр.) и « no лзающий по земле» (Втор. 32:24). ! ,; О медном змее, смотри «Медный змей». Заклинатели змей упоминаются • некоторых местах (Пс. 57:6; Еккл. 10:11; Мер. 8:17; срав. Иак. 3:7). Это искусство известно и теперь в Африке и в Индии. Брюс видел в Каире человека, который голою рукою взял змею (cerastes), положил ее себе на голову и одел сверх нее шапку; затем положил ее на грудь, обвил вокруг шеи, без всякого вреда для себя. После этого змея была подпущена к курице, сейчас же ужалила ее и та через несколько минут околела.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
318.40 кб

Анионные липиды как детерминанты связывания цитотоксинов из яда змей на поверхности клеточной мембра

Коншина А. Г., Болдырев И. А., Омельков А. В., Уткин Ю. Н., Ефремов Р. Г.
Цитотоксические свойства цитотоксинов (ЦТ) из яда змей опосредованы их взаимодействием с мембраной клеток.
Читать PDF
244.67 кб

О поедании змей саксаульной сойкой Podoces panderi

Пекло Александр Михайлович
Второе издание. Первая публикация: Пекло А.М. 1975. О поедании змей сойкой саксаульной ( Podoces panderi Fisch.) // Вестн. зоол. 3: 41.
Читать PDF
388.28 кб

Змей-искуситель с женским лицом: генезис и вариации образа в русской иконографии

Антонов Дмитрий Игоревич
В статье рассматривается образ змея-искусителя с женским лицом или торсом, распространившийся в русской иконографии XVI-XVIII вв., его вариации и истоки.
Читать PDF
190.86 кб

Былина «Добрыня и змей» как социокультурный феномен

Рыльский Герман Витальевич
В статье подвергается анализу русская былина «Добрыня и Змей». Рассматриваются истоки мифологических мотивов, языческая и христианская символика. Проводятся параллели с аналогичными мифами других народов.
Читать PDF
234.89 кб

Архетипическая парадигма «змей» в русской литературе XIX века:

Ларионова М. Ч.
Читать PDF
358.93 кб

Мертвая царевна и змей: о скрытой семантике стыда и зависти в «Записках из подполья»

Ваганова Ольга Константиновна
В статье рассматриваются возможные мифологические и сказочные претексты повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья».
Читать PDF
461.07 кб

Баллада А. Фета «Змей» и народные мифологические рассказы о змее-любовнике

Козлова Н. К.
В ходе сравнительного анализа мотивов восточнославянских мифологических рассказов о змее-любовнике (на материале Омского Прииртышья) и содержания литературной баллады А. А.
Читать PDF
104.29 кб

Поэтика сюжета былины «Добрыня и змей» в эпической традиции Рябининых—Андреевых

Захарова О. В.
В статье предпринят анализ поэтики сюжета былины «Добрыня и змей» в эпической династии Рябининых-Андреевых.
Читать PDF
527.67 кб

Мифотектоника рассказа С. Василенко «Змей»

Бычков Дмитрий Михайлович, Игумнова Елена Сергеевна, Тараканова Лариса Александровна
В статье анализируется мифотектонический план рассказа современной российской писательницы Светланы Василенко «Змей». Интерпретируются символы, ключевые для индивидуально-авторского дискурса.
Читать PDF
475.18 кб

Легенда о Короле Змей как сюжетообразующее начало в романе Б. Стокера «Ущелье змеи»

Лаштабова Наталия Владимировна
В статье рассматривается колониальная проблематика в романе Б.Стокера «Ущелье змеи». Сюжетообразующим началом романа является легенда о Короле Змей.

Похожие термины:

  • Большой Змей

    Черноногий (пиеган). Известен также под именами Человек Черная Змея и Громкий Голос. Был вождем общины пиеганов, которая в 1843 г. угнала скот из форта Маккензи, что привело к обстрелу из пушки Алекса
  • Медный змей

    в Ветхом Завете (Числа, 21, 9) рассказывается о том, как во время скитаний по пустыне иудеи были наказаны ядовитыми змеями за ропот на Истинного Бога. Тогда Моисей получил от Господа повеление сделать
  • ЗМИЙ, ЗМЕЙ, ЗМЕИ

    Быт 3:1) — животное пресмыкающееся, отличающееся своею хитростью (Мф 10:16), равно как паническим страхом, который оно наводит на человека и животных. Известно более 600 видов этого пресмыкающегося, бол
  • Змей Горыныч

    Змей Горыныч – многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок, смок или цмок. Многоголовость змея –