ЗМЕЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЗМЕЯ
в раннюю эпоху развития культуры отношение к 3. было различным. У мн. первобыт. народов 3. почитали (змеепоклонство). Вавилоняне видели в ней олицетв. зла, египтяне — олицетв. мудрости. В тех местах, где водились ядовитые 3., образовались с древ. времен касты заклинателей 3. Во времена греч. античности 3. часто содержали как домаш. животных для борьбы с мышами. К З. не чувств. отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили 3. вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре 3. высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображ. с посохом, обвитым З. Жезл Эскулапа до сих пор явл. символом медицины. В Афинах в спец. храме содержалась свящ. З. Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и 3. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовит. 3. В знак победы в битве под Платеями в 479 до н.э. в Дельфах была воздвигнута бронз. колонна из трех сплетен. змеиных тел, к-рые несли золотой треножник. Рим. племена марсов и офиогенов вели свой род от 3. Римляне заимств. у парфян жезл с шелковой 3., к-рая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус 3. аспида. Отвращение к 3. появ. только во времена поздней античности под влиянием христианства.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Змея
(греч. ophis, лат. serpens). В раннюю эпоху развития культуры отношение к З. было различным. У многих первобытных народов З. почитали (змеепоклонство — ophiolatrie). Вавилоняне видели в ней олицетворение зла, египтяне — олицетворение мудрости. В тех местах, где водились ядовитые З., образовались с др. времен касты заклинателей З. Во времена греч. античности З. часто содержали как домашних животных для борьбы с мышами. К З. не чувствовали отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили З. вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре З. высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображался с посохом, обвитым З. Жезл Эскулапа до сих пор является символом медицины. В Афинах в спец. храме содержалась священная З. Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и З. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовитыми З. (изображение Ночи — Nyx Пергамского алтаря). В знак победы в битве под Платеями в 479 до н. э. в Дельфах была воздвигнута бронзовая колонна из трех сплетенных змеиных тел, которые несли золотой треножник. Рим. племена марсов и офиогенов вели свой род от З. Римляне заимствовали у парфян жезл с шелковой З., которая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус З. аспида. Отвращение к З. появилось только во времена поздней античности под влиянием христианства. З. является также созвездием сев. неба.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
756.03 кб

Змея как символ жизни и смерти в африканской мифологии

Татаровская Ирина Геннадьевна
В статье рассмотрен вопрос о символическом значении змеи в африканской мифологии. Показано, что змея является символом мироздания, жизни и смерти, власти, реинкарнации.
Читать PDF
0.00 байт

Синтез художественного и документального в мемуарах М. В. Волошиной-сабашниковой «Зеленая змея»

Софьина Анастасия Валерьевна
Статья посвящена проблеме синтеза художественного и документального начал в мемуарах М.В.
Читать PDF
175.10 кб

Рецензия на книгу: Афанасьева В. К. «Орел и Змея в изобразительности и литературе Двуречья». М.: Вод

Емельянов Владимир Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Описание змея в буддийской литературе древней Японии

Лепехова Елена Сергеевна
Рассматривается один из сюжетов буддийского фольклора Древней Японии: противостояние змея и последователей учения Будды.
Читать PDF
353.68 кб

Змея в мифологии калмыков

Басангова Тамара Горяевна
В статье описаны народные представления о змее и связанные с нею ритуалы, сохранившиеся в народной культуре калмыков, также проанализированы устные рассказы о змее, записанные автором в полевых экспедициях
Читать PDF
0.00 байт

Роман-молитва Т. Линдгрена «Путь змея на скале» в контексте традиций Ф. М. Достоевского

Кобленкова Диана Викторовна, Сухих Ольга Станиславовна
В статье исследуется роман Т. Линдгрена «Путь змея на скале» с точки зрения религиозно-этической проблематики и особенностей художественной структуры; предлагается жанровая дефиниция романа-молитвы.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Змея в творчестве А. К. Толстого и А. Н. Толстого

Пасеева Александра Ивановна
Статья посвящена анализу фольклорных мотивов в сказке А. К. Толстого «Змей Тугарин» и поэме А. Н. Толстого «Странник и Змей». Оба произведения созданы на основе славянских преданий и былин и имеют ряд характерных признаков.
Читать PDF
892.83 кб

Мифологическая связь Змея, Кощея и василиска в волшебных сказках, мифах и поверьях

Гришанова Елизавета Викторовна
Русский народ всегда верил в чудо, чудесное, благодаря чему рождались фантастические образы, воплощенные в мифах, легендах, поверьях и сказках.
Читать PDF
291.74 кб

Мотив змея-поезда в русской прозе 1920-30-х годов

Комагина С. Г.
Автор обнаруживает знаки архаического змея в образе поезда в русской прозе 1920-30-х годовThe author of the article finds the signs of an archaic snake in the image of a train in the Russian prose of 1920-1930s

Похожие термины:

  • Домовая змея

    Мифы о том, что душа умершего предка может воплотиться в змею, существовали у всех славян. Однако в восточнославянских поверьях эта роль чаще отводилась домовым, и только в западнорусских областях