Гад

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Гад
в Ветхом Завете сын Иакова от Зелфы (служанки Лии), родоначальник одного из двенадцати колен Израилевых (см. Двенадцать сыновей Иакова), отличавшегося воинственностью.

Источник: Исторический словарь

ГАД
Гадде — в зар.-семит. миф. бог счастья и удачи. Г. широко почит. в Сирии в эпоху эллинизма как местный бог — покровитель ряда городов, источ., рек. Возможно, олицетв. «счастливую» планету Юпитер. Отожд. с греч. Тиха.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Гад
счастье, удача)-а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену-обширнейшее пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (См. колена Израилевы)
б) (1Ц 22.5; 2Ц 24.11,13,14,18,19; 1Пар 21.9,11,13,18,19; 29.29; 2Пар 29,25)-прозорливец Давида;
в) (Ис 65.11)-языческое божество (солнца или счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян. (См. Мени)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ГАД
Gadh), Хемминг (р. ок. сер. 15 в. - ум. 16. II. 1520) - швед. гос. деятель, епископ. Вместе с регентами Стуре возглавлял в 1501-13 борьбу против попыток дат. королей восстановить свою власть над Швецией. В 1518 был схвачен и отправлен в Данию в качестве заложника; здесь стал ярым пособником унионистской политики дат. короля Кристиана II по отношению к Швеции, в частности помог ему овладеть в 1520 Стокгольмом. Это не спасло Г. от казни по приказу того же короля.

Лит.: Bergstr?m R., Studier till den stora krisen i Nordens historia 1517-23, Uppsala, 1943.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Гад
т. е. счастье или отрада). 1) Седьмой сын Иакова, первенец от Зелфы (Быт. 30:10 дал.; 49:19), был отцом семи сыновей (48:16). 2) верный пророк Давида, руководивший им, когда он убежал от Саула, и часто посылаемый к нему со словом от Господа (1 Цар. 22:5; Цар 24:11; 1 Пар. 21:9). Он оставил после себя исторические записки о Давиде (1Пар. 29:29) и руководство относительно игры на музыкальных инструментах в храме (2 Пар. 29:25). 3) языческое божество, бог счастья, по предположению, планета Юпитер, которой вместе с Мени (вероятно, богиня судьбы или Венера) поклонялись некоторые евреи (Ис 65:11).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ГАД
толпа, а по другим, счастье) — имя двух лиц, упоминаемых в Библии: Быт 30:11-13 — седьмой сын Иакова, первенец Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Умирая, патр. Иаков предсказал Гаду следующее: Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам (Быт 49:19). Моисей в Вт 33:20-21 еще подробнее предсказывает события, отличающие историю колена Гадова от прочих. После поражения царей Васанских, колена Рувимово и Гадово просили Моисея назначить им удел в бывших владениях Васана, так как они казались особенно пригодными для скотоводства. Моисей исполнил их просьбу, и колено Гадово было помещено к ю — от Рувимова, между горами Галаадскими и рекою Иорданом. В означенной местности оба колена неоднократно подвергались нападениям со стороны соседних языческих племен, но всегда оказывались храбрыми и победоносными (1Пар 5:19, 20-22, 12:8) и при Давиде одолели всех своих врагов. В песни Моисеевой (Вт 33:20,21) есть указание на расширение колена Гадова и его храбрость, равно как на его верность своему обещанию идти вместе с другими коленами на завоевание земли Обетованной, несмотря на то, что оно имело уже свой собственный удел в Васане. 1Цар 22:5 и др. — прозорливец и близкий друг Давида. Он явился к Давиду в Массифу и велел ему возвратиться в отечество, а после переписи народа, сделанной Давидом. Гад явился к нему для возвещения наказания (2Цар 24:11-19). Подобно пр. Нафану и Самуилу, Гад подробно записывал дела Давида и его царствования (1Пар 29:29), равно как и помогал ему в устройстве богослужения в Скинии (2Пар 29:25). Еврейское слово Гад в Ис 65:11 указывает на языческую богиню солнца и луны, а быть может, и на богиню счастья, почитаемую Финикиянами и Вавилонянами. Обычай приготовлять столы с пищею для идолов, на который указывается в приведенной нами цитате, пользовался известностью в древних языческих религиях.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990