католический монастырь. Подчинялся епископу, в ряде случаев Папе римскому. Аббатства владели землями, выступали как феодальные сеньоры.
Аббатство
Аббатство
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Аббатство
католич. монастырь под управлением настоятеля — аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями (Сен-Дени, Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Аббатство
католический монастырь, управляемый настоятелем (аббатом - мужской) или настоятельницей (аббатисой - женский); подчинялся только епископу или непосредственно папе римскому. Аббатствами являлись наиболее крупные и богатые монастыри, игравшие в средние века в Западной Европе важную роль в религиозной, политической и экономической жизни (Сен-Дени, Клюни, Клерво, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Боббио и другие).
Источник: Исторический словарь
«АББАТСТВО»
Кружок поздних французских символистов начала 20 века, в своем творчестве объединяющих традиции т.н. «научной» поэзии и новейшие открытия в области символистской поэзии, выводящие ее за пределы собственно символизма. Согласно мнению Н. Гумилева, группа «Аббатство» получала «в наследие от школы Научной Поэзии высоту и серьезность заданий, а от Верхарна и других вождей символизма находчивость и смелость их разрешений» [23, 191]. Лит-ра: Н. Гумилев. О французской поэзии / Н. Гумилев. Соч.: в 3 т. – М., 1991. – 3 т.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.
АББАТСТВО
католич. монастырь, находящийся под управлением аббата (лат. abbas, от арамейск. Або - отец) или аббатисы, подчиняющийся только епископу, а иногда непосредственно папе. А. являлись наиболее крупные и богатые монастыри, игравшие в ср. века в Зап. Европе важную роль в религ., политич. и экономич. жизни (Сен-Дени, Клюни, Клерво, Сен-Галлен, Фульда, Сент-Олбанс, Монтекассино, Боббио и др.). Владея нередко значит. землями, А. являлись феод. сеньориями. Со времен Реформации и особенно в эпоху франц. революции конца 18 в. утратили былое значение, хотя в католич. странах часть из них продолжает существовать.
Аббатство
лат. abbatia) — монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы.
Первые А. возникли в VI–VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили б?льшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. — abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).
Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.
Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.
В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.
Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127–248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.
Первые А. возникли в VI–VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили б?льшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. — abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).
Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.
Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.
В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.
Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127–248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002