АЛЬБЕРТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Альберти
Леон Баттиста (1404 1472), итал. художник и разносторонний ученый. В теоретич. трудах, посвящ. вопросам искусства (например, «Об архитектуре», «De re aedificatoria», издан в 1484), А. опирался на античное искусство. А. считал геометрию основой основ всех искусств, а изучение античности должно, по его мнению, соединяться с изучением природы. Руководство для деятельности архитектора он видел в трудах Витрувия. Во мн. постройках (например, церковь св. Андрея в Мантуе) он использовал принцип гармонии целого с контрастом отдельных элеменюв (concinnitas). Утверждением колонны как архитектурного элемента и обоснованием центр, перспективы А. в решающей степени определил развитие архитектуры эпохи Ренессанса.

Источник: Словарь античности. 1989

Альберти
Alberti) Ле?н Баттиста
итал. ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Возрождения; род. 18.02.1404, Генуя, ум. 25.04.1472, Рим.
Учился в Падуе и Болонье; с 1428 служил у кардинала Альбергати, в свите которого побывал во Флоренции, Ферраре и Болонье. В эти годы им были написаны трактаты De pictura (О живописи), De statua (О ваянии), заложившие основы худож. теории Возрождения, а также этический трактат Della famiglia (О семье). В 1432–64 А. работал в Римской курии. Результатом изучения античной архитектуры и увлечения математикой стали картографический труд Descriptio urbis Romae (Описание города Рима) и трактат De re aedificatoria libri X (Десять книг о зодчестве, опубл. в 1485). Теоретические труды А. и разработанная им теория живописной перспективы оказали большое влияние на формирование классического стиля в архитектуре, живописи и пластике не только Италии, но и других европ. стран.
Начало архитектурной деятельности А. связано с градостроительными инициативами Папы Николая V, задумавшего реконструкцию базилики Св. Петра и Ватиканского дворца. Первой осуществленной постройкой по проекту А. было Палаццо Ручеллаи (1446–51) во Флоренции, на фасаде которого впервые использованы пилястры классического ордера. А. обновил фасад церкви Санта Мария Новелла (1456–70), построил Лоджию Ручеллаи и часовню Гроба Господня в церкви Св. Панкратия (1467) во Флоренции; в Римини он реконструировал готическую церковь Св. Франциска (1450–68), придав ей облик величественного античного храма. В проектах церквей Св. Себастьяна (осуществлен частично в 1460–72) и Св. Андрея (1472–94) в Мантуе А. кардинально переосмыслил в классическом духе фасад и интерьер базиликального купольного храма, создав нац. стиль церк. архитектуры. Разработанный А. тип центрического или базиликального купольного храма, обладающий математически ясными пропорциональными соотношениями структурных элементов, гармонической соразмерностью интерьера с пространственной доминантой купола, стал идеальным воплощением рел. сознания эпохи Возрождения и получил развитие в архитектуре европ. барокко и классицизма.
Соч.: De re aedificatoria libri X. Fi., 1485; Opere volgari / A cura di C. Grayson. Bari, 1960–66. 2 vol.; Десять книг о зодчестве. М., 1935–37. 2 т.
Лит-ра: Л.Б. Альберти. М., 1977; Grayson C. L.B. Alberti on Painting and on Sculpture. L., 1973; Borsi F. L.B. Alberti. Mi., 1980.
В. Дажина

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АЛЬБЕРТИ
alberti) Леон Баттиста (1404, Генуя – 1472, Рим), итальянский архитектор, инженер, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Сын знатного флорентийца, изгнанного из города по политическим мотивам. Получил образование в Падуе, в школе гуманиста Гаспарино да Барцицца. Окончил Болонский университет со степенью доктора канонического права (1428). С 1432 г. обосновался в Риме, где до конца жизни служил аббревиатором (нотариусом) при папской курии. Среди его друзей были гуманисты и художники (Ф. Брунеллески, Донателло, Л. Гиберти), ученые (П. дель Поццо Тосканелли), папа Николай V, правители (П. и Л. Медичи, Л. Гонзага, С. Малатеста, Л. д’Эсте, Ф. да Монтефельтро) и простые ремесленники. В ряде трактатов обобщил художественный опыт своего времени, обогатив его достижениями науки («О статуе», 1435; «О живописи», 1436, – первое научное описание линейной перспективы; «О семье» (1437–41); «Десять книг о зодчестве», 1450, – первая печатная книга об архитектуре, основанная на труде Витрувия. Опубликована в 1485 г. и др.).
Преодолев средневековое видение мира, Альберти стремился к новаторству, творчески интерпретируя законы античного искусства. Его картины и скульптуры почти не сохранились. Классический ордер, взятый из римской античной архитектуры, творчески применил к традициям тосканского зодчества. В палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–51, строил Б. Росселлино) на фасад трехэтажного здания наложена сетка классических ордеров. Плоский рустованный (облицованный прямоугольными каменными плитами) фасад расчленен тремя ярусами пилястр, обрамляющих арочные окна, и лентами антаблементов; завершается сильно вынесенным карнизом. Альберти создал новый тип городского дворца, в котором замкнутость и «крепостной» характер средневековых построек сменяются ясностью форм и идеальными пропорциями античной архитектуры. По заказу Ручеллаи завершил фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456–70; строил Дж. да Бертино). Не разрушая элементы готической базилики 14 в. (узкие боковые двери, стрельчатые арки, круглое окно-розу), создал декор, отвечающий духу нового времени: применил инкрустацию цветными мраморами, впервые использовал волюты, объединившие центральный высокий неф с пониженными боковыми. Фамильная капелла Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио (1467), украшенная пилястрами и мраморной инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, стилистически близка к предыдущей постройке.
В проектах Альберти в Северной Италии ярко воплотилась программа «возрождения» древнеримской архитектуры. Перестройка готической церкви Сан-Франческо в Римини (1447–68), согласно воле тирана Сиджисмондо Малатеста, должна была превратить это здание в фамильный мавзолей. Альберти спроектировал монументальный фасад в виде двухъярусной триумфальной арки, напоминавший о величии Древнего Рима (замысел был осуществлен лишь частично). Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460, строил Л. Фанчелли), возведенная по заказу герцога Лодовико Гонзага, представляла собой центрическую, крестообразную в плане постройку, перекрытую большим куполом. В высоком цокольном этаже находилась крипта с отдельным входом. Фасад воссоздавал портик храма-периптера. Ко входам вела высокая лестница, стены были украшены пилястрами большого ордера (пилястры охватывали весь фасад здания на высоту нескольких этажей). Большой ордер, впервые примененный Альберти, стал любимым мотивом церковного зодчества Позднего Возрождения и барокко. Последний проект был осуществлен в Мантуе уже после смерти мастера. Капеллу дель Инкороната (1478–80) отличают архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок, легко несущих купол и своды.
Альберти воплотилв себе ренессансный идеал гармонической личности: с безмерным упорством он совершенствовал свой физический и нравственный облик, воспитывая в себе человеколюбие, доброжелательность, сдержанность. Круг его интересов был поистине безграничен: наука и искусство, проблемы семьи и общества, психология и этика, математика, оптика, механика, породы лошадей, тайны женского туалета, шифровальные коды; он изобрел гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), проектировал механизмы для подъема затонувших римских галер, заново переосмыслил теорию пропорций. Теоретические сочинения и художественные произведения Альберти, его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства эпохи Возрождения.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Становление образа архитектора в произведениях эпохи Ренессанса (на примере работ Л. Б. Альберти «Де

Семенова Юлия Сергеевна
Рассмотрен процесс становления фигуры архитектора от витрувианского uomo universale и архитектора как ученого-теоретика у Л.Б. Альберти до его образа как создателя воображаемого мира в XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Природа урбанистической неопределенности: интерпретация темы Природы у Альберти

Карпов В. В.
Пожалуй, самое плодотворное архитектурное произведение Альберти трактат «Об архитектуре», признаваемое в последнее время первым трактатом об урбанистике, -может рассматриваться сегодня еще шире: как литературное произведение, кото
Читать PDF
0.00 байт

Леон Баттиста Альберти: воплощение гуманистического идеала «Uomo universale»

Сопов Александр Валентинович
данная статья посвящена исследованию социально-политических взглядов виднейшего итальянского гуманиста эпохи Возрождения Л.Б. Альберти.
Читать PDF
0.00 байт

98. 02. 013. Геннер X. , кастагнетти г. Альберт Эйнштейн как пацифист и демократ в период первой мир

Рачкова Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Интервью с Альбертом Ивановичем Рукавишниковым

Рушан Саберов
Читать PDF
0.00 байт

30 лет в Афганистане. Фотоотчет Альберто Каиро (фото из архива МККК)

Альберто Каиро
Подборка фотографий из фотоархива МККК, где представлены снимки, рассказывающие о работеорганизации в ситуациях конфликта по всему миру с 1860-х гг. по настоящее время.
Читать PDF
0.00 байт

Кант, Кёнигсберг и Альбертина. Из писем польского студента

Купщ Томаш, Данилкина Наталья Валерьевна
К концу XVIII века, вследствие трех разделов Речи Посполитой между соседними державами, примерно половина некогда принадлежавшей ей территории оказалась в составе Прусского королевства.
Читать PDF
0.00 байт

ШВЕЙЦЕР АЛЬБЕРТ 1875-1965 НЕМЕЦКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ВРАЧ, ТЕОЛОГ, ФИЛОСОФ, МУЗЫКАНТ. ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКО

Шпилянский Эдуард Маркович
Читать PDF
0.00 байт

2018.04.011. ВСПОМИНАЯ АЛЬБЕРТО БОСКОЛО. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИОГРАФИИ. RICORDANDO ALBERTO BOSCO

Эман И.Е.
Читать PDF
0.00 байт

Фортепианная педагогика Альберта Лемана: истоки, педагогические взгляды, последователи

Гимадиева Римма Дамировна
Проанализированы педагогические принципы известного композитора, педагога, пианиста Альберта Семеновича Лемана (1915-1998), одного из основателей Казанской консерватории, длительное время наряду с классом композиции и музыкально-т
Читать PDF
0.00 байт

Альберто Санчес в русско-испанском культурном контексте

Степутенко Галина Алексеевна
В статье речь идет о диалоге культур в творчестве испанского художника и скульптора Альберто Санчеса, в 1938 г. навсегда покинувшего Испанию в результате гражданской войны. Советский Союз становится для него второй родиной. А.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство кинооператора Альберта Явуряна на примере фильма «Здравствуй, это я!»

Амбарцумян Эдуард Давидович
Данная работа, посвященная творчеству кинооператора Альберта Явуряна, одна из цикла работ, посвященных анализу творчества видных представителей армянского кинооператорского искусства, конечной целью которых является приведение к о
Читать PDF
0.00 байт

Странный урожай, храм Шамблы и св. Альберт Хофманн: психоделия в цифровом информационном пространств

Кузьмина В.А.
Автор показывает особенности психоделического направленияв искусстве. Законы интернет-пространства позволяют посетителям сайтов сохранять максимальную анонимность и минимум цензуры.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы культурологии искусства и религии в трудах Альберта Швейцера

Каплан А. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Русское театрально-декорационное искусство в собрании музея Виктории и Альберта

Юренева Тамара Юрьевна
В статье анализируется коллекция русского театрально-декорационного искусства в лондонском Музее Виктории и Альберта.

Похожие термины:

  • ИЛОВАЙСКАЯ-АЛЬБЕРТИ Ирина Алексеевна

    (1924-2000) Журналистка, переводчица. Жила с родителями - эмигрантами в Югославии, во время войны вышла замуж за итальянца, позднее обосновалась во Франции. Гл. ред. газ. "Русская мысль" в Париже (1980-90-ые). П
  • Альберти, Борис Аркадьевич

    (06. 08. 1872 — ?) В 1904 окончил ПИГИ со званием гр. инж., служил в СО Курского ГП. Выстроил и перестроил ряд крупных зд. в Курске и Курской губ. В 1907 выполнил конкурсный проект курского женского Епархиальног
  • ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ

    1404—1472) — ит. гуманист, писатель, мыслитель, архитектор, теоретик искусства. Происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе, где и родился А. В 1428 г. закончил Болонский ун-т
  • Фиораванти дельи Альберти, Рудольфо

    называвшийся также Аристотелем (за его хитрость, как сказано в летописях) — зодчий ХV в. (1475—85 гг.) в Москве. Род. в 1415 г. в Болонье, умер после 1485 г. По преданию, он происходил из известной флорентинско
  • Альберти Фиораванти

    Альберти Фиораванти - знаменитый механик и архитектор XV века, известный на Руси под именем Аристотеля. Слава о его необыкновенных постройках в Италии (особенно в Болонье, месте его родины) и Венгри
  • АЛЬБЕРТИ Франсиско

    Итальянский гитарист и композитор. Родился в Фаэнце в 1750 году. В 1783 уехал в Париж, где обосновался и давал уроки гитары. Опубликовал несколько сочинений, среди них дуэты для скрипки и гитары, собран
  • Люджер, Альберт Альберт

    писатель по морскому делу, † 27 н. 1863. {Венгеров}
  • БЕНУА Альберт (Альберт-Константин) Альбертович

    17(5).07.1879 (С.-Петербург) - 22.04.1930 (Париж). Акварелист. Сын и ученик Альберта Н. Бенуа. Жил в Петербурге. Окончил реальное училище Гуревича. В 1901-03 учился на архитектурном отделении АХ. На выставках Обществ
  • Маунтбеттен Луис Френсис Альберт Виктор Николас, 1-й граф Маунтбеттен Бирманский

    Маунтбеттен Луис Френсис Альберт Виктор Николас, 1-й граф Маунтбеттен Бирманский(Mountbatten, Louis Francis Albert Victor Nicholas, 1st Earl Mountbatten of Burma) (1900-79), англ, адмирал и гос. деятель. После службы в годы 1-й мировой войны
  • АЛЬБЕРТО А

    Гитарист, композитор и педагог. В 1912 году в Лейпциге вышло его небольшое "Руководство игры на гитаре", переведенное на испанский, итальянский, датский, шведский и голландский языки. Предполагают, чт
  • Альберт Аахенский

    лат. Alberti Aquensis, англ. Albert of Aix) — хронист 1-го крестового похода, каноник церкви в Аахене, живший в XII веке. Биография Происхождение и подробности жизни хрониста не дошли до наших времен. Известно лишь,
  • Малахов, Альберт Абдулович

    род. 19 апр. 1936 в Бауманском сельсовете Регарского р-на ТаджССР, ум. 8 дек. 1969 в Ташкенте. Композитор. В 1959 окончил Ташкентскую конс. по кл. композиции Б. Б. Надеждина. С 1959 преподавал в Ташкентской конс.
  • Камусин, Альберт Абетдинович

    Заведующий кафедрой транспорта леса Московского государственного университета леса в 1988 г.; родился 4 сентября 1938 г. в г. Медногорске Оренбургской области; окончил Уральский лесотехнический инсти
  • АБРАМОВИЧ Альберт

    24.01.1879 (Рига) - 1963 (США). График, живописец. Учился в Рижской, Киевской и Одесской рисовальных школах. В 1905 уехал в Париж, где посещал академию Гранд Шомьер. В 1911-13 выставлял графику в салонах: Осеннем (ч
  • Валентинов, Альберт Абрамович

    (р. 1932). Рус. сов. прозаик и журналист, известный также произв. науч.-поп. лит-ры. Род. в Москве, окончил Моск. ин-т стали и сплавов. Первые НФ публикации - р-зы "Защита от дурака", "Экзамен" и пове
  • Абзалов Альберт Феликсович

    21.09.1963) – политик, обществ. деятель, меценат. Окончил Омскую высшую школу милиции и Уральскую академию госслужбы. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике. 14.03.2004 г. избран депутатом па
  • Адам, Альберт

    живописец на фарфоре 1750 (с Тр. 1782 г.), образоват. школы живописцев Императорского фарфорового завода, † 14 сент. 1820 г. {Половцов}
  • Адан, Генрих Альберт

    (Adam) — живописец по фарфору; род. в 1770 году, умер 17 сентября 1820 г. в Петербурге. Рекомендованный Лабенским графу Гурьеву, Адан был приглашен в 1807 г. из Парижа главным живописцем и рисовальщиком на Имп
  • Аганов, Альберт Вартанович

    Декан физического факультета и одновременно научный руководитель лаборатории ядерного магнитного резонанса при химическом факультете Казанского государственного университета с 1991 г.; родился 2
  • Люджер, Альберт Альбертов

    капитан корпуса штурманов, пис.; † 27 ноября 1863 г. {Половцов}