Анакреон(т)

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Анакреон(т)
греч. лирик из Теоса (ионич. М. Азия), живший в сер. 6 в. до н. э. Покинув свою родину накануне перс, вторжения, он поселился в Абдере (Фракия). Позднее жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. В своих грациозных стихотворениях А. воспевал мирские наслаждения: любовь (в т. ч. гомосексуализм), вино, пиры. Наряду с этим в стихах А. звучат старческие стенания и страх перед смертью. Поли гика его не интересовала. А. использовал различные стихотворные размеры. В отличие от подлинных стихотворений А., сохранившего до глубокой старости живой ум и умение наслаждаться прелестями жизни, созданная позднее т. н. анакреонтич. поэзия (Carmina Anacreontea) является лишь подражанием поэту. К этой написанной преим. в эпоху Империи анакреонтич. лирике примыкает творчество Ронсара и анакреонтиков 18 в. (Хагедорн, Глейм и пр.).

Источник: Словарь античности. 1989

Анакреон(т)
   • Anacreon,
         ????????, знаменитый греческий лирик из Теоса в Ионии, отсюда ? ?????, Teius; был уже в возрасте мужества, когда Гарпаг, полководец Кира, покорил Ионию (545 г. до Р. X.). А. переселился тогда на Самос, ко двору Поликрата, где и жил до смерти этого тирана (522 г. до Р. X.); отсюда отправился по приглашению Гиппарха в Афины ко двору Писистратидов и там оставался до их изгнания. Некоторые полагают, что из Афин он возвратился в Теос, а после восстания ионян, поднятого Гистиеем, переселился в Абдеру. Умер он 85 лет, как говорит предание, подавившись виноградною ягодой. Поэзия А., как по внешним своим формам, так и по духу и содержанию, сродна с поэзией эолян: подобно последней и она служит выражению личных чувств; но в силе и глубине чувства А. много уступает Алкею и Сапфо. Подчиняясь тому настроению, которое было обычным для роскошных дворов самосских и других тиранов, покровителей Анакреонта, он не высказывает серьезного нравственного воззрения на жизнь, а весь отдается наслаждению настоящим и относится ко всему окружающему легко, беззаботно и игриво. Любовь и вино, пляска и веселье были любимыми сюжетами песен А. Эти песни знамениты были по своему изяществу, но им чужд был высокий полет мысли и слова. Стихотворные размеры А. также отражают на себе ионийскую изнеженность. Диалект его ионический. Слог очень прост и близок к безыскусственному строю обыденной речи. Отрывки произведений А. изд. Bergk отдельно (1834) и в сборнике Poetae lyrici Grassi. Так называемые ????????????, анакреонтические песни, собрание которых дошло до нас, не принадлежат А.; это слабые подражания Анакреонтовой поэзии, принадлежащие различным, частью очень поздним временам. Изд. Moebius (1826), Melhhorn (1825), Val. Rose (3-е изд., 1876). [Мартынов. Греч. клас. Ч. 26.] ср.: Welcker. Kl. Schriften, I, стр. 251; II, стр. 356.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

АНАКРЕОН (Т)

•Anacreon,


Άνακρέων, знаменитый греческий лирик из Теоса в Ионии, отсюда ó Τήιος, Teius; был уже в возрасте мужества, когда Гарпаг, полководец Кира, покорил Ионию (545 г. до Р. X.). А. переселился тогда на Самос, ко двору Поликрата, где и жил до смерти этого тирана (522 г. до Р. X.); отсюда отправился по приглашению Гиппарха в Афины ко двору Писистратидов и там оставался до их изгнания. Некоторые полагают, что из Афин он возвратился в Теос, а после восстания ионян, поднятого Гистиеем, переселился в Абдеру. Умер он 85 лет, как говорит предание, подавившись виноградною ягодой. Поэзия А., как по внешним своим формам, так и по духу и содержанию, сродна с поэзией эолян: подобно последней и она служит выражению личных чувств; но в силе и глубине чувства А. много уступает Алкею и Сапфо. Подчиняясь тому настроению, которое было обычным для роскошных дворов самосских и других тиранов, покровителей Анакреонта, он не высказывает серьезного нравственного воззрения на жизнь, а весь отдается наслаждению настоящим и относится ко всему окружающему легко, беззаботно и игриво. Любовь и вино, пляска и веселье были любимыми сюжетами песен А. Эти песни знамениты были по своему изяществу, но им чужд был высокий полет мысли и слова. Стихотворные размеры А. также отражают на себе ионийскую изнеженность. Диалект его ионический. Слог очень прост и близок к безыскусственному строю обыденной речи. Отрывки произведений А. изд. Bergk отдельно (1834) и в сборнике Poetae lyrici Grassi. Так называемые Άνακρεόντεια, анакреонтические песни, собрание которых дошло до нас, не принадлежат А.; это слабые подражания Анакреонтовой поэзии, принадлежащие различным, частью очень поздним временам. Изд. Moebius (1826), Melhhorn (1825), Val. Rose (3-е изд., 1876). [Мартынов. Греч. клас. Ч. 26.] Ср.: Welcker. Kl. Schriften, I, стр. 251; II, стр. 356.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Анакреон(т)
греческий лирический поэт. Когда персы овладели Малой Азией ок. 545 г., А. вместе с другими жителями Теоса оставил родной город и осел в Абдерах, где принял участие в борьбе с фракийскими племенами. Большую часть своей долгой жизни провел при дворах тиранов. Приглашенный Поликратом с Самоса, много лет пребывал при его дворе. После падения тирана переселился в Афины, где правили сыновья Писистрата. Особая дружба связывала его с Гиппием, который был любителем литературы и искусства. После изгнания Писистратидов, возможно, подался в Фессалию. Согласно традиции, он умер в возрасте 85 лет. Жители Теоса поставили ему символическое надгробие и статую. В афинском Акрополе также стояла статуя А., выполненная Фидием. - Наследие А. собрали александрийские ученые в 5 или 6 книгах и разделили по метрическим критериям на песни, ямбы и элегии. Сохранились только фрагменты. В самых ранних из них еще звучало эхо сражений с фракийцами. Позднее А. писал чаще всего песни, предназначенные для исполнения во время пиров и придворных празднеств, поэтому в них так много говорится о питье вина и о любовных утехах. Легкость тематики сочетается, однако, с высоким художественным уровнем и совершенным знанием поэтического ремесла. В сохранившихся фрагментах А. рисует картину общества людей образованных, привыкших к излишествам, которые большую часть времени посвящают развлечениям. Несколько раз А. излагал правила, которым должны следовать хорошо воспитанные участники пира. Он осуждал шумные, кончающиеся дракой пирушки и говорил об умеренном принятии вина в кругу друзей, посреди песен и беззаботной беседы. Любовные стихи А. адресовал как девушкам, так и юношам. В них есть легкость, очарование, юмор и немало тонкой самоиронии. Вдохновителем этих стихов был Эрос, к которому поэт обращался за помощью в любовных делах. Длань Эроса не всегда была мягкой, в чем А. не стыдился признаться. В одном из стихотворений мы читаем, что Эрос, подобно кузнецу, оглушил влюбленного молотом, а затем кинул в холодную воду, в другом - бросил в стареющего поэта свой пурпуровый шар и, таким способом приглашая его к любовным забавам, обрек его на новое соперничество. Большое мастерство выказывает А. в комплиментах своим возлюбленным и любовных признаниях. Он восхищается пышными волосами Стердия, шутливо склоняет во всех падежах имя Клеобула, раскрывая ему свои, с каждым разом все более горькие чувства, гордую девушку он сравнивает с неприрученной фракийской кобылицей, другую, чересчур робкую, с косулей, он умеет должным образом оценить и изящество наряда. Старость, которая уничтожает красоту, подводит черту под любовью и в конце концов ведет за собой смерть, наполняет его грустью. Некоторые фрагменты ямбов указывают на то, что А. умел также насмехаться. В одном их них А. нападает на некоего Артемона, который некогда ходил в грязных лохмотьях и был посмешищем всего города, а разбогатев, хочет затмить всех претенциозным изяществом. А. писал на ионийском диалекте с незначительными включениями эолийского. Его стиль прост, образность оригинальна и выразительна. Песни А. в классический период часто пели на пирах. В эллинистической Александрии ему подражали Каллимах, Феокрит и эпиграмматики (Асклепиад, Посейдипп, Гедил). А. был включен в число 9 лириков. Поэты Палатинской антологии посвятили ему множество эпиграмм. Они создали ложный образ А. - пьяницы и распутника. Сложенные эпигонами А. так называемые анакреонтики в огромной степени добавили поэту популярности, но на несколько десятков веков обрекли забвению его подлинное творчество.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Анакреонтическая ода как средство создания поэтического автопортрета в творчестве Г. Р. Державина

Маслова Анна Геннадьевна
В статье исследуется феномен авторского мифотворчества Державина, создавшего в своей поэзии яркий, противоречивый и привлекательный автопортрет, обладающий такими характеристиками, как рвение к службе, горячее стремление к истине
Читать PDF
0.00 байт

Н. А. Львов и «Русский Анакреон»

Милюгина Е. Г.
Статья посвящена главному переводческому труду Н.А.Львова (1753 1803) «Анакреону» (1794).
Читать PDF
0.00 байт

Традиции немецкой литературы в анакреонтической лирике А. А. Дельвига

Жаткин Дмитрий Николаевич
Осмысливаются традиции немецкой литературы в анакреонтических произведениях А.А. Дельвига.
Читать PDF
0.00 байт

Русская анакреонтика как «Поэтический турнир» переводчиков

Беляева Оксана Николаевна
Рассматривается проблема перевода на русский язык песен Анакреонта и анакреонтики.
Читать PDF
0.00 байт

«Притчи» А. П. Сумарокова (1762): продолжение русского «Спора об Анакреонте»

Салова С. А.
Предметом настоящей статьи является один эпизод скрытой полемики А. П. Сумарокова с М. В. Ломоносовым о морализаторской ценности жанра анакреонтической оды.
Читать PDF
0.00 байт

«Притчи» А. П. Сумарокова (1762): продолжение русского «Спора об Анакреонте»

Салова С. А.
В статье разрабатывается актуальная для отечественного литературоведения проблема творческого освоения античного наследия в русской поэзии XVIII века. Предметом исследования является конкретный эпизод скрытой полемики А. П.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории античной анакреонтики

Поплавская Л. Б.
Статья посвящена поэзии подражателей древнегреческого поэта Анакреонта. В ней рассказывается о том, как складывался сборник эпиграмм «Anthologia Palafina». Первое анонимное стихотворение античной анакреонтики (Fr.
Читать PDF
0.00 байт

Анакреонтическая самоирония Г.Р. Державина: контекстуальный аспект

Салова Светлана Алексеевна
C целью мотивировать эстетическую природу интенции самоиронии, которой интонируются лирические миниатюры на геронтологическую тему в поэтическом сборнике Г.Р.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин и развитие русской анакреонтики

Скибин Сергей Михайлович
В данной статье исследуются жанровые поиски Н.М. Карамзина в области легкой поэзии конца XVIII века. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской анакреонтики. Н.М.
Читать PDF
0.00 байт

Был ли поэтом Семён Гамалея и что такое «Стихи анакреонтические, С. И. Г. »?

Касаткина Анна Леонидовна
В статье анализируется стихотворение, напечатанное в масонском журнале «Магазин свободно-каменщический» за 1784 год.
Читать PDF
0.00 байт

Анакреонтическое стихотворение А. Д. Кантемира «о спящей своей полюбовнице»

Салова С. А.
Настоящая статья представляет собой первый в истории отечественного литературоведения опыт монографического анализа стихотворного подражания А.Д. Кантимира Анакреонту.
Читать PDF
0.00 байт

«Анакреонтические песни» Г. Р. Державина и традиция русской анакреонтической оды XVIII века

Лаппо-Данилевский К.Ю.
Статья посвящена поэтике книги Г.Р. Державина «Анакреонтические песни» (1804), единственному прижизненному сборнику его стихов, составленному по жанрово-тематическому принципу.
Читать PDF
0.00 байт

«Анакреонтические стихотворения» и их связь с «Эпиталамой» в лирическом цикле Эдмунда Спенсера «Амоr

Чжан Цзычжу
Актуальность и цели. Статья посвящена четырем анакреонтическим стихотворениям Э. Спенсера, опубликованным в сборнике «Аmоrеtti и Эпиталама» (1595).
Читать PDF
0.00 байт

Анакреонт или лукиан?

Брагинская Нина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Образ Анакреонта в поздней античной традиции

Поплавская Лариса Борисовна
В статье рассматривается образ Анакреонта в поздней античной традиции.

Похожие термины:

  • Анакреон

    ок. 570 — 487 гг. до н. э.) — замечательный греческий поэтлирик, родом из Теоса. Тираны Поликрат Самосский и Гиппарх Афинский покровительствовали ему и принимали у себя. В своих песнях Анакреон воспева
  • АНАКРЕОНТ

    греч. лирик из Теоса (М. Азия), живший в сер. 6 в. до н.э. Покинув свою родину накануне перс. вторж., он поселился в Абдере (Фракия). Позднее жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. В своих
  • АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

    жизнеутверждающая лирическая поэзия, воспевающая земные радости, чаще всего – любовь к женщине, вино, веселье и свободу. Название этого вида лирики образовано от имени древнегреческого поэта Ана
  • Анакреонтики

    сохранившийся в одной из рукописей Палатинской антологии сборник песен разных авторов, взявших за образец произведения Анакреонта. Первое издание а. состоялось в 1554 г. До XX в. они признавались под
  • Анакреонт (Анакреон)

    греч. Anakreon) (ок. 570 - 487 до н.э.)    греческий лирический поэт с о-ва Теос. Жил при дворах тиранов Поликрата на о-ве Самос и Гиппарха в Афинах, а также у Эхекратида в Фессалии. Автор ямбов, элегий и лиричес