Анакреон(т)
греч. лирик из Теоса (ионич. М. Азия), живший в сер. 6 в. до н. э. Покинув свою родину накануне перс, вторжения, он поселился в Абдере (Фракия). Позднее жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. В своих грациозных стихотворениях А. воспевал мирские наслаждения: любовь (в т. ч. гомосексуализм), вино, пиры. Наряду с этим в стихах А. звучат старческие стенания и страх перед смертью. Поли гика его не интересовала. А. использовал различные стихотворные размеры. В отличие от подлинных стихотворений А., сохранившего до глубокой старости живой ум и умение наслаждаться прелестями жизни, созданная позднее т. н. анакреонтич. поэзия (Carmina Anacreontea) является лишь подражанием поэту. К этой написанной преим. в эпоху Империи анакреонтич. лирике примыкает творчество Ронсара и анакреонтиков 18 в. (Хагедорн, Глейм и пр.).
Источник: Словарь античности. 1989
Анакреон(т)
• Anacreon,
????????, знаменитый греческий лирик из Теоса в Ионии, отсюда ? ?????, Teius; был уже в возрасте мужества, когда Гарпаг, полководец Кира, покорил Ионию (545 г. до Р. X.). А. переселился тогда на Самос, ко двору Поликрата, где и жил до смерти этого тирана (522 г. до Р. X.); отсюда отправился по приглашению Гиппарха в Афины ко двору Писистратидов и там оставался до их изгнания. Некоторые полагают, что из Афин он возвратился в Теос, а после восстания ионян, поднятого Гистиеем, переселился в Абдеру. Умер он 85 лет, как говорит предание, подавившись виноградною ягодой. Поэзия А., как по внешним своим формам, так и по духу и содержанию, сродна с поэзией эолян: подобно последней и она служит выражению личных чувств; но в силе и глубине чувства А. много уступает Алкею и Сапфо. Подчиняясь тому настроению, которое было обычным для роскошных дворов самосских и других тиранов, покровителей Анакреонта, он не высказывает серьезного нравственного воззрения на жизнь, а весь отдается наслаждению настоящим и относится ко всему окружающему легко, беззаботно и игриво. Любовь и вино, пляска и веселье были любимыми сюжетами песен А. Эти песни знамениты были по своему изяществу, но им чужд был высокий полет мысли и слова. Стихотворные размеры А. также отражают на себе ионийскую изнеженность. Диалект его ионический. Слог очень прост и близок к безыскусственному строю обыденной речи. Отрывки произведений А. изд. Bergk отдельно (1834) и в сборнике Poetae lyrici Grassi. Так называемые ????????????, анакреонтические песни, собрание которых дошло до нас, не принадлежат А.; это слабые подражания Анакреонтовой поэзии, принадлежащие различным, частью очень поздним временам. Изд. Moebius (1826), Melhhorn (1825), Val. Rose (3-е изд., 1876). [Мартынов. Греч. клас. Ч. 26.] ср.: Welcker. Kl. Schriften, I, стр. 251; II, стр. 356.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
АНАКРЕОН (Т)
•Anacreon,
Άνακρέων, знаменитый греческий лирик из Теоса в Ионии, отсюда ó Τήιος, Teius; был уже в возрасте мужества, когда Гарпаг, полководец Кира, покорил Ионию (545 г. до Р. X.). А. переселился тогда на Самос, ко двору Поликрата, где и жил до смерти этого тирана (522 г. до Р. X.); отсюда отправился по приглашению Гиппарха в Афины ко двору Писистратидов и там оставался до их изгнания. Некоторые полагают, что из Афин он возвратился в Теос, а после восстания ионян, поднятого Гистиеем, переселился в Абдеру. Умер он 85 лет, как говорит предание, подавившись виноградною ягодой. Поэзия А., как по внешним своим формам, так и по духу и содержанию, сродна с поэзией эолян: подобно последней и она служит выражению личных чувств; но в силе и глубине чувства А. много уступает Алкею и Сапфо. Подчиняясь тому настроению, которое было обычным для роскошных дворов самосских и других тиранов, покровителей Анакреонта, он не высказывает серьезного нравственного воззрения на жизнь, а весь отдается наслаждению настоящим и относится ко всему окружающему легко, беззаботно и игриво. Любовь и вино, пляска и веселье были любимыми сюжетами песен А. Эти песни знамениты были по своему изяществу, но им чужд был высокий полет мысли и слова. Стихотворные размеры А. также отражают на себе ионийскую изнеженность. Диалект его ионический. Слог очень прост и близок к безыскусственному строю обыденной речи. Отрывки произведений А. изд. Bergk отдельно (1834) и в сборнике Poetae lyrici Grassi. Так называемые Άνακρεόντεια, анакреонтические песни, собрание которых дошло до нас, не принадлежат А.; это слабые подражания Анакреонтовой поэзии, принадлежащие различным, частью очень поздним временам. Изд. Moebius (1826), Melhhorn (1825), Val. Rose (3-е изд., 1876). [Мартынов. Греч. клас. Ч. 26.] Ср.: Welcker. Kl. Schriften, I, стр. 251; II, стр. 356.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
Анакреон(т)
греческий лирический поэт. Когда персы овладели Малой Азией ок. 545 г., А. вместе с другими жителями Теоса оставил родной город и осел в Абдерах, где принял участие в борьбе с фракийскими племенами. Большую часть своей долгой жизни провел при дворах тиранов. Приглашенный Поликратом с Самоса, много лет пребывал при его дворе. После падения тирана переселился в Афины, где правили сыновья Писистрата. Особая дружба связывала его с Гиппием, который был любителем литературы и искусства. После изгнания Писистратидов, возможно, подался в Фессалию. Согласно традиции, он умер в возрасте 85 лет. Жители Теоса поставили ему символическое надгробие и статую. В афинском Акрополе также стояла статуя А., выполненная Фидием. - Наследие А. собрали александрийские ученые в 5 или 6 книгах и разделили по метрическим критериям на песни, ямбы и элегии. Сохранились только фрагменты. В самых ранних из них еще звучало эхо сражений с фракийцами. Позднее А. писал чаще всего песни, предназначенные для исполнения во время пиров и придворных празднеств, поэтому в них так много говорится о питье вина и о любовных утехах. Легкость тематики сочетается, однако, с высоким художественным уровнем и совершенным знанием поэтического ремесла. В сохранившихся фрагментах А. рисует картину общества людей образованных, привыкших к излишествам, которые большую часть времени посвящают развлечениям. Несколько раз А. излагал правила, которым должны следовать хорошо воспитанные участники пира. Он осуждал шумные, кончающиеся дракой пирушки и говорил об умеренном принятии вина в кругу друзей, посреди песен и беззаботной беседы. Любовные стихи А. адресовал как девушкам, так и юношам. В них есть легкость, очарование, юмор и немало тонкой самоиронии. Вдохновителем этих стихов был Эрос, к которому поэт обращался за помощью в любовных делах. Длань Эроса не всегда была мягкой, в чем А. не стыдился признаться. В одном из стихотворений мы читаем, что Эрос, подобно кузнецу, оглушил влюбленного молотом, а затем кинул в холодную воду, в другом - бросил в стареющего поэта свой пурпуровый шар и, таким способом приглашая его к любовным забавам, обрек его на новое соперничество. Большое мастерство выказывает А. в комплиментах своим возлюбленным и любовных признаниях. Он восхищается пышными волосами Стердия, шутливо склоняет во всех падежах имя Клеобула, раскрывая ему свои, с каждым разом все более горькие чувства, гордую девушку он сравнивает с неприрученной фракийской кобылицей, другую, чересчур робкую, с косулей, он умеет должным образом оценить и изящество наряда. Старость, которая уничтожает красоту, подводит черту под любовью и в конце концов ведет за собой смерть, наполняет его грустью. Некоторые фрагменты ямбов указывают на то, что А. умел также насмехаться. В одном их них А. нападает на некоего Артемона, который некогда ходил в грязных лохмотьях и был посмешищем всего города, а разбогатев, хочет затмить всех претенциозным изяществом. А. писал на ионийском диалекте с незначительными включениями эолийского. Его стиль прост, образность оригинальна и выразительна. Песни А. в классический период часто пели на пирах. В эллинистической Александрии ему подражали Каллимах, Феокрит и эпиграмматики (Асклепиад, Посейдипп, Гедил). А. был включен в число 9 лириков. Поэты Палатинской антологии посвятили ему множество эпиграмм. Они создали ложный образ А. - пьяницы и распутника. Сложенные эпигонами А. так называемые анакреонтики в огромной степени добавили поэту популярности, но на несколько десятков веков обрекли забвению его подлинное творчество.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999