АНАСТАСИЙ II

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Анастасий II
Anastasius) — Папа Римский (24.11.496–19.11.498), римлянин. Его избрание Папой отражало настроения неудовлетворенности во влиятельных кругах Рима жесткой линией во взаимоотношениях с Визант. Церковью (эта линия проводилась Феликсом II и Гелазием I в связи с Акакиевой схизмой). Сразу же после интронизации А. направил миссию в Константинополь к имп. Анастасию I с посланием, в котором выражал надежду на восстановление церк. единства. Хотя А. был согласен с обвинениями патр. Акакия в гетеродоксии, тем не менее он признал действительными совершенные им и его духовенством рукоположения и крещения. В своем послании А. изложил традиционное для катол. богословия учение о независимости действенности таинств от личных качеств совершающего их дух. лица, сравнивал благодать с лучами солнца, которые остаются чистыми и неискаженными, хотя порой проникают сквозь грязнейшие места. Из этой умозрительной богосл. предпосылки Папа сделал практические полит. выводы: признав посвящения, совершенные патр. Акакием, действительными, он счел, что после смерти Акакия есть все основания для восстановления общения между Рим. и Константиноп. Церквями. При этом А. принял диакона Фотина, представителя Фессалоникийского архиеп. Андрея (в прошлом сторонника патр. Акакия), и направил его в Константинополь для участия в богосл. диспутах. Такое поведение А. ужаснуло многих в Риме, а сам факт принятия Фотина был расценен как предательство катол. веры. В это время Папа внезапно скончался, и его противники увидели в этом несомненный знак Божественного суда. Имя А. не было включено в древние мартирологи; даже тени подозрения о каких-то соглашениях с гетеродокс. визант. иерархами и властями было достаточно для того, чтобы он стал вторым (после Либерия) из неканонизированных Римских пап, хотя его предполагаемая вина так и осталась неподтвержденной. Согласно ср.-век. легенде, нашедшей отражение в Божественной Комедии Данте, А. был ввержен в ад: «Здесь Папа Анастасий заточен / Вослед Фотину правый путь забывший» (Ад, XI, 8–9).
Сохранилось послание А. к епископам Галлии, посвященное богосл. проблеме происхождения души, в котором он, развивая идеи августинистского креационизма, выступил против традукционизма.
А. похоронен в соборе Св. Петра.
Соч.: Thiel A. Epistolae Romanorum Pontifi***** genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II. Brunsbergae, 1868, t. 1, p. 615–639.
Источн.: LP 1, 44.
Лит-ра: Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 2, с. 56–59; Viani L. Vite dei due pontefici S. Gelasio e Anastasio II. Modena, 1880; Grisar H. Geschichte Roms und der PКpste im Mittelalter. Fr., 1901, S. 457–460; Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Age: 476–752. L., 1979; Kelly, 49–50; EP 1, 462–464.
В. Задворный

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АНАСТАСИЙ II

Византийский император в 713- 716 гг. Умер 719 г.
Анастасий, прозывавшийся прежде Артемием, был грамматиком и первым секретарем императора Филиппика. После того как Филиппик был низложен и ослеплен по приказу патрикия Георгия и патрикия Федора, народ собрался к храму Божьего Слова и провозгласил Артемия императором. Во время коронации он сменил свое имя и стал отныне называться Анастасием. Вскоре Георгий и Федор были ослеплены и сосланы в Фессалонику.
После этого император обратился к внешним делам. От посла Даниила он узнал, что арабы собрали много войск, конницы и кораблей для нападения на Константинополь. Предвидя, что столице предстоит выдержать длительную осаду, Анастасий приказал каждому жителю заготовить припасов на три года. Всем, кому это было не по карману, он предписал покинуть город. Анастасий заботливо обновил крепостные стены, а также приготовил военные машины и снабдил Константинополь всем, что требуется для отражения вражеского нападения (Никифор: 713).
В 715 г. Анастасий получил известие, что арабы перевели свой флот в Финикию и ведут заготовку кипарисовых деревьев. Тогда он посадил на легкие суда воинов Опсикиева легиона, поставил над ними логофета геникона Иоанна и приказал напасть на арабские верфи, сжечь нарубленные деревья и все приготовления мусульман. Но когда Иоанн добрался до Родоса, солдаты восстали и убили его. Захватив корабли, они возвратились к Константинополю и пристали в Анд-рамитии. Здесь мятежники нашли некоего Феодосия, человека неизвестного и ничтожного, и провозгласили его императором. Когда Анастасий узнал о мятеже, он оставил начальниками в столице своих домашних людей, снарядил флот и удалился в Никею. Восставшие между тем заняли Хрисополис и отсюда стали нападать на городской флот, стоявший у пристани св. Маманта. Стычки и сражения продолжались в продолжении шести месяцев. Все это время дела Анастасия шли в целом благополучно. Но после того, как городской флот удалился к Неорийской пристани, Феодосий сумел переправиться во Фракию и подступил к городским укреплениям. Изменники открыли перед ним Влахерн-ские ворота, и он ночью вступил в столицу. Узнав об этом, Анастасий отчаялся в спасении, переоделся в монашеское платье и отдался в руки Феодосию. Тот не сделал ему никакого вреда, только сослал в Фессалоники (Феофан: 707).
Последовавшая затем смена императоров и бурные события, связанные с осадой Константинополя арабским флотом, отвлекли внимание от судьбы низложенного Анастасия. Но он сам напомнил о себе. В 719 г. Анастасий попытался снова овладеть престолом. Он написал своим друзьям, призвал болгар и выступил против правившего тогда Льва III. Однако интриги его вскоре раскрылись. Всех замешанных в заговоре Лев казнил. Сам Анастасий был схвачен у Гераклей фракийской и обезглавлен (Никифор: 718).

Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
439.28 кб

Исторический ревизионизм: образ русской революции в американском мультипликационном фильме «Анастаси

Рипма Д. Э.
Читать PDF
1.23 мб

История, архитектура и роспись Анастасиевской часовни в Пскове

Муравьева Наталия Петровна
Читать PDF
310.67 кб

Династия Романовых: акушерский анамнез (часть i: от Анастасии Романовны до Анны Леопольдовны)

Танаков А. И.
65535 В статье проанализированы состояние здоровья, течение беременностей, родов у русских цариц в XVI и первой половине XVIII веков, особенности здоровья их детей.
Читать PDF
78.60 кб

Продажа книг типографии Львовского Ставропигийского братства по реестрам Анастасии Лясковской (1676-

Шустова Юлия Эдуардовна
Исследуются механизмы продажи книг типографии Львовского Успенского Ставропигийского братства во второй половине 70-х годов XVII в.
Читать PDF
126.80 кб

Рецензия на: Элиаде М. Мемуары / [Пер. С рум. Анастасии Старостиной]. М. : Критерион, 2008. 460 С. Т

Коростиченко Екатерина Игоревна
Читать PDF
1.68 мб

Алексей Лаврентьевич и анастасия Ивановна романовы - авторы фундаментальной монографии «Птичье яйцо»

Шергалин Евгений Эдуардович
Читать PDF
249.25 кб

АНАСТАСИЯ УГЛИК. МУЗЫКА БЕЗ ПРАВИЛ ВЛАДИМИРА СВЕРДЛОВА-АШКЕНАЗИ

И.Г.
Читать PDF
440.33 кб

Письмо архиепископа Анастасия Братановского архимандриту Августину Виноградскому

П. С. Горючко
Читать PDF
11.56 мб

Неизвестный альбом Великой Княжны Анастасии

Исаченко Татьяна Александровна
В центре внимания данной публикации — девичий альбом младшей дочери Императора Николая II — Великой Княжны Анастасии, малоизвестный исторической науке и ранее не исследовавшийся источник.
Читать PDF
984.45 кб

НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ДВИЖЕНИИ ПОЧИТАТЕЛЕЙ АНАСТАСИИ: КЕЙС ПОСЕЛЕНИЯ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ «ИМБИРЕНЬ»

Яшин Владимир Борисович, Костин Борис Ильич
Статья посвящена проблеме диффузии концептов и религиозных практик движения «Анастасии» («Звенящие кедры России») и славянского неоязычества.
Читать PDF
433.39 кб

Отзыв официального оппонента на диссертационную работу кошечко Анастасии Николаевны «Формы экзистенц

Габдуллина В.И.
Читать PDF
314.05 кб

Наука любви в классическом университете (рассказ Николая Кононова "Амнезия Анастасии")

Дмитровская Мария Алексеевна, Дегтяренко Ксения Андреевна
На материале рассказа Н. Кононова «Амнезия Анастасии» (1999) рассмотрена изоморфность «университетского» концептуального поля ядру понятийной системы писателя.
Читать PDF
152.56 кб

Новые религиозные практики горожан: движение Анастасии как феномен религиозной и социокультурной жиз

Грусман Я.В.
Данная статья посвящена характеристике движения Анастасии относительно нового явления религиозной и социокультурной жизни современного российского мегаполиса, а также Санкт-Петербургского «читательского клуба» «Сотворение», входящ
Читать PDF
107.28 кб

Милица Николаевна и Анастасия Николаевна Романовы: от черногорских княжон до великих княгинь при дво

Струнина Наталия Григорьевна
На основе архивных материалов России и Черногории, большого пласта мемуарных источников, а также литературы мы постараемся воссоздать жизненный путь двух черногорских княжон, ставших впоследствии довольно влиятельными особами при
Читать PDF
4.37 мб

Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселен

Андреева Юлия Олеговна
В статье рассматриваются проекты властных отношений, популярные среди последователей движения «Анастасия».

Похожие термины: