АНТИГОНА
АНТИГОНА
в греч. миф. дочь фиванск. царя Эдипа и Иокасты. Сопровожд. изгн. из Фив слепого отца в его скитаниях; после смерти Эдипа возврат. на родину как раз к нач. осады Фив семью вождями.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
АНТИГОНА
героиня мифологии, дочь Эдипа от матери его Иокасты, сестра Этеокла и Полиника. В трагической истории Эдипа она является благородной девушкой, поддерживающей отца и братьев во всех невзгодах. Она сопровождала отца, когда он слепой и в горе покинул Фивы, оставалась с ним до самой его смерти в Колоне и затем вернулась в Фивы. Когда царь Фив Креонт запретил хоронить ее брата Полиника, убитого в поединке своим братом Этеоклом, Антигона сама похоронила его. За такое ослушание она была заключена в подземную пещеру, где покончила с собой. Сын Креонта Гемон, любивший Антигону, узнав о ее печальном конце, также наложил на себя руки. Смерть Антигоны послужила сюжетом знаменитой трагедии Софокла.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Антигона
в греческой мифологии взамен рожденная дочь Эдипа и Иокасты. После смерти матери она вместе с отцом последовала в Колон, предместье Афин, где была свидетельницей кончины Эдипа, а затем вернулась в Фивы, где вместо ее малолетних братьев правил ее дядя Креонт. Младший брат изгнал брата из Фив, а тот обратился к аргосскому царю Адрасту. Они отправились брать Фивы, но их постигла неудача. Креонт приставил стражу к трупу Полиника, но Антигона попросила сестру Исмену помочь ей похоронить брата. Она пробирается к трупу Полиника, но ее предали. Ее замуровали в подземелье. Когда Креонт бросился освободить ее, она уже была мертва. Когда Гелеон, сын Креонта, который был женихом Антигоны, увидел это, то на глазах отца заколол себя над телом мертвой невесты.
Антигона
в греч. мифологии дочь Эдипа и Иокасты. А. последовала за старым и слепым отцом в добровольное изгнание в Колон и оставалась там до его смерти. Два ее брата, Этеокл и Полиник, соперничали между собой за правление Фивами. Полиник выступил с Адрастом в походе Семерых против Фив против своего брата. Оба брата погибли в сражении. А. погребла тело Полиника, несмотря на запрет своего дяди, царя Креонта. За это ее заживо замуровали в каменную пещеру, где она покончила с собой. Ее жених, сын царя Креонта Гемон, опоздавший спасти А., также лишил себя жизни. Миф об А. нашел наиболее яркое художеств, воплощение в трагедии Софокла. С тех пор легенды об А. неоднократно находили новое переложение и трактовку (Расин, Альфьери). Особенно часто этот сюжет использовался в оперном искусстве 18 в. (Скарлатти). В 20 в. писатели, пережившие две мировые войны, особенно подчеркивали гуманистич. направленность и пацифистские идеи мифа об А. Наиболее яркой антивоенной трактовкой мифа об А. явились пьеса Брехта («Антигона», 1948) и новелла Р. Хоххута («Берлинская А.», 1966).
Источник: Словарь античности. 1989
АНТИГОНА
• Antigona (-e),
????????,
1. дочь Эдипа и матери его Иокасты, сестра Этеокла и Полиника. Когда отец ее, узнав, что убил своего отца и был мужем своей матери, сам ослепил себя и удалился в изгнание, А. последовала за ним и сопровождала его до тех пор, пока он в роще Эвменид в Колоне близ Афин не нашел в могиле успокоения от своих страданий. Soph. Oed. Col. Как верная спутница Эдипа, А. изображается в трагической поэзии благородною страдалицей, до самопожертвования преданной отцу. Когда братья ее убили друг друга в борьбе за отцовский престол и новый царь Фив Креонт, брат Иокасты, запретил хоронить тело Полиника как врага родины, А. в сопротивлении этому запрещению обнаруживает всю силу сестринской любви и противопоставляет законы божеские законам человеческим. Она совершила обряд погребения над телом брата, посыпав его землею; Креонт заключил ее за это в подземелье Лабдакидов, и там она лишила себя жизни. Жених ее Гаймон, сын Креонта, убил себя возле ее трупа. Soph. Antig.;
2. супруга Пелея, мать Полидора;
3. дочь троянского царя Лаомедонта. Ov. met. 6, 93.
????????,
1. дочь Эдипа и матери его Иокасты, сестра Этеокла и Полиника. Когда отец ее, узнав, что убил своего отца и был мужем своей матери, сам ослепил себя и удалился в изгнание, А. последовала за ним и сопровождала его до тех пор, пока он в роще Эвменид в Колоне близ Афин не нашел в могиле успокоения от своих страданий. Soph. Oed. Col. Как верная спутница Эдипа, А. изображается в трагической поэзии благородною страдалицей, до самопожертвования преданной отцу. Когда братья ее убили друг друга в борьбе за отцовский престол и новый царь Фив Креонт, брат Иокасты, запретил хоронить тело Полиника как врага родины, А. в сопротивлении этому запрещению обнаруживает всю силу сестринской любви и противопоставляет законы божеские законам человеческим. Она совершила обряд погребения над телом брата, посыпав его землею; Креонт заключил ее за это в подземелье Лабдакидов, и там она лишила себя жизни. Жених ее Гаймон, сын Креонта, убил себя возле ее трупа. Soph. Antig.;
2. супруга Пелея, мать Полидора;
3. дочь троянского царя Лаомедонта. Ov. met. 6, 93.
Антигона
греч. Antigone)
в греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты, сестра Исмены, Этеакла и Полиника. Сопровождала царя в его добровольном изгнании, а после его смерти возвратилась в Афины, где живой была замурована в подземелье по приказу своего дяди царя Креонта за то, что нарушила его запрет и похоронила брата Полиника, участника похода против Фив.
Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 114-121, 131-133; Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь фиванского царя Эдипа и его матери Иокасты. До появления трилогии Софокла она и ее сестра Исмена не играли сколь-нибудь значимой роли в фиванской саге. В трагедии "Эдип в Колоне" Антигона ухаживает за ослепшим отцом в его добровольном изгнании; в другой - одноименной - трагедии она возвращается в Фивы, где в поединке за власть погибли оба ее брата - Полиник и царствовавший Этеокл; несмотря на запрет своего дяди, царя Креонта, предает земле тело Полиника, тем самым исполняя один из "неписаных, но прочных божественных законов". За нарушение царской воли Антигону замуровывают в пещеру, где она лишает себя жизни. Существуют и другие версии финальной развязки, но везде Антигона выступает героиней родственного долга.
К постановкам трагедии Софокла писали музыку Мендельсон, Сен-Санс.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты, сестра Исмены, Этеакла и Полиника. Сопровождала царя в его добровольном изгнании, а после его смерти возвратилась в Афины, где живой была замурована в подземелье по приказу своего дяди царя Креонта за то, что нарушила его запрет и похоронила брата Полиника, участника похода против Фив.
Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 114-121, 131-133; Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь фиванского царя Эдипа и его матери Иокасты. До появления трилогии Софокла она и ее сестра Исмена не играли сколь-нибудь значимой роли в фиванской саге. В трагедии "Эдип в Колоне" Антигона ухаживает за ослепшим отцом в его добровольном изгнании; в другой - одноименной - трагедии она возвращается в Фивы, где в поединке за власть погибли оба ее брата - Полиник и царствовавший Этеокл; несмотря на запрет своего дяди, царя Креонта, предает земле тело Полиника, тем самым исполняя один из "неписаных, но прочных божественных законов". За нарушение царской воли Антигону замуровывают в пещеру, где она лишает себя жизни. Существуют и другие версии финальной развязки, но везде Антигона выступает героиней родственного долга.
К постановкам трагедии Софокла писали музыку Мендельсон, Сен-Санс.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)