Антропология

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Антропология
наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

АНТРОПОЛОГИЯ
(от греч. antropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

АНТРОПОЛОГИЯ
от греческого antropos - человек и logos - слово, учение), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В России зародилась в начале 18 в., сформировалась к середине 19 в. Значительный вклад в А. внесли К. М. Бэр, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. П. Богданов, Д.Н. Анучин, В. В. Бунак, Г. Ф. Дебец, Я. Я. Рогинский, М. М. Герасимов, В. П. Алексеев и др. Антропологические материалы являются одним из классов исторических источников.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

АНТРОПОЛОГИЯ
по точному греческому смыслу - "учение о человеке". А. изучает формы человеческого тела в их много­образии, существовавшем на протяжении тысячелетий по всему земному шару и включая сюда человека современного. А. исследует возникновение этих форм, их происхождение и развитие, сравнивает внешние признаки рас и физиологические проявления их жизнедея­тельности, постоянство их признаков и изменчивость (вариации) в наследственности. Изучает живого человека и остатки его, сохранившиеся тысячелетиями в погребениях, пользуясь при этом методами особых измерений черепа и отдельных частей костяка. В общий круг задач А-гии входят только вопросы физического строения человека, в то время, как психика народов относится к другой науке - народоведению или этнологии.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Антропология
(antropos - человек + logos - наука) - межотраслевая дисциплина (на грани естественных и общественных разделов науки), исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей среды. Как самостоятельная наука антропология сформировалась в XIX веке, хотя первое использование термина приписывается Аристотелю, который употреблял это слово при изучении духовной природы человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX века на границе антропологии, физиологии человека и медицины усиленно развиваются комплексы научных отраслей, объединяемых под названием биология человека (изучение физиологии, биохимии и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма) и экология человека (исследование воздействия на человека природных и социальных факторов окружающей среды). Оба эти направления в настоящее время формируются в самостоятельные научные дисциплины. См. Морфология, Антропогенез, Расоведение, Человек, Биология человека, Археология.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Антропология
(греч. учение о человеке). Понятие А. в совр. значении, как науки о природе и происхождении человека и расах, в совр. и будущем этапе развития гоминид (человекообразных) восходит к Аристотелю. Своим всеобъемлющим осмыслением природы он заложил основы научной А., исходящей из систематич. наблюдения и сравнительной анатомич. классификации всего животного мира. Человек в представлении Аристотеля являлся частицей космоса, воплощал в себе единство духа и тела, венчал все многообразие живых существ. Однако различия между людьми рассматривались А. не с точки зрения их телесной дифференциации, а с социально-психологич. позиций. Выводы Аристотеля о месте человека в природном мире были сформулированы Линнеем лишь два тысячелетия спустя. Согласно дошедшим до нас сведениям, вопросами наследования внешних черт людьми занимались Платон, Гиппократ и Аристотель. Гл. внимание обращалось на внешние различия представителей отдельных народов. Геродот, родоначальник этнографии, тщательно описывал наблюдаемые им телесные и культурные особенности народов. Вместо рас Геродот употреблял понятие этнос. Его труды позволяют сделать вывод, что причину возникновения расовых различий он видел не только в наследств, факторах и влиянии климатич. условий, но и в различных укладах жизни народов. В глубокой древности у эллинов сложились представления, согласно которым их отношение к соседним и удал, народам характеризовалось не презрением, а скорее их идеализацией. (Это было распространено и у римлян, о чем свидетельствуют, например, высказывания Тацита о германцах.) Варварские народы представлялись выразителями некоего безмятежного, «чистого», первобытного состояния человечества. Военные кампании Александра Македонского позволили расширить этнографич. картину мира; идеализируемые народы были отодвинуты на периферию. Новыми «идеальными» народами стали индийцы и другие. «Расового вопроса» не существовало, людей различали не по их нац. принадлежности или цвету кожи, а делили на свободных и рабов. Никогда пе делалось даже попытки разделить людей по расовому признаку; известны только случаи разделения людей на основе психич. особенностей. Так, например, в трудах по страноведению и народоведению Посидония содержатся наблюдения о якобы психич. примитивности менее цивилизованных народов, сделаны выводы о взаимосвязи биологич. приспособляемости и степени цивилизованности, трактуемой в качестве доместикации (утверждалось, что народы, как растения и животные, могут успешно развиваться только на своей родине; переселившиеся на Ю. сев. народы утратили свою первозданную силу, выродились и изнежились, как доместицированные, т. е. прируч. животные), и перенесены эти взгляды на всю психофизиологич. конституцию народов. Теория Посидония о расовых различиях носит отчетливые космологич. черты (например, что причина телесных различий между представителями сев. народов, имеющих крупное телосложение и белый цвет кожи, и более низкорослыми и смуглыми представителями юж. народов — астральные и атмосферные влияния). Изображения человека в греч. искусстве свидетельствуют о тщательных наблюдениях за манерой поведения людей и их движениями, а также о блестящем знании внешней топографич. анатомии тела. При этом типич. и расовые особенности людей не передавались; также и индивидуальное во многом оттеснялось на задний план. В качестве идеала искусства выступала некая обобщ. благородная греч. личность. Рим. ученые не внесли в А. к.-л. кардинально новых знаний. Богатейший и единств, в своем роде материал о народах и расах, объедин. под властью Рима, не был научно осмыслен. Др.-греч. утверждение о том, что люди рождаются свободными и рабами, нисколько не потеряло в Риме своей актуальности и продолжало разделять людей по социальному, а не по антропологич. признаку.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Антропология севера: Каллистрат Жаков (антропология межкультурного взаимодействия)

Фадеева Ирина Евгеньевна
Статья посвящена антропологическим аспектам межкультурного взаимодействия и представляет собой исследование философской автобиографии К.Ф. Жакова «Сквозь строй жизни».
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциальная антропология как антропология образования

Ниязбаева Н.Н.
В статье предлагается авторский вариант концепции экзистенциальной антропологии образования, в которой усилена аксиологическая составляющая как основание образовательной бытийности человека.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая антропология и микроистория в курсе преподавания русской культуры на занятиях по РКИ

Вознесенский К. А.
Данная статья даёт некоторый обзор понятиям «микрокультура», «столкновение культур», «микроистория» и «связь антропологии с микрокультурами».
Читать PDF
0.00 байт

Антропология и научно-техническая эволюция: от каменного рубила до Всемирной компьютерной сети

Васильев Юрий Сергеевич, Грякалов Алексей Алексеевич, Кузнецов Дмитрий Иванович
С давних времен человек быстро подхватывал и усваивал технические возможности, чтобы облегчить условия своей жизни, удовлетворить свои основные потребности.
Читать PDF
0.00 байт

Близость «Другому». Рецензия на выставку фоторабот Анны Асриянц «Мадагскар. Визуальная антропология»

Крышталева Марина Константиновна
Читать PDF
0.00 байт

Историческая антропология ФРГ в зеркале традиций и новаций познания прошлого

Ким Светлана Григорьевна
Столь популярная сегодня в мировой гуманитарной мысли идея выявления и формулировки антропологических составляющих исследования прошлого получила широкий отклик в научном сообществе Германии.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на коллективную монографию «Антропология коми»

Балановская Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Год 1960. Антропология повседневного пространства

Козлова Ольга Дмитриевна
Рассматривается антропология повседневного пространства, художественная литература в 50ые-60ые годы ХХ века отдельных поэтов, писателей.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая антропология в системе научного знания

Малякова Наталия Сергеевна
Предлагаемая статья обосновывает понимание места педагогической антропологии в системе наук о человеке, что открывает для педагогики ценностное образовательное пространство.
Читать PDF
0.00 байт

Антропология детского тела: описание, функции, семантика (на примере чувашей Урало-Поволжья)

Егорова Оксана Вениаминовна
В традиционной чувашской культуре немало внимания уделяли формированию образа тела. Одним из важных моментов считались обряды, связанные с появлением зуба, первым обрезанием волос и ногтей, и обучения хождению и речи.
Читать PDF
0.00 байт

Антропология повседневного быта: макроистория из микроанализа

Кобозева Зоя Михайловна
Данная статья посвящена исследовательской рефлексии в отношении познавательных приоритетов, методов и концепций, позволяющих объединить микрои макроподходы в исследовании сословной жизни провинциального мещанства второй половины X
Читать PDF
0.00 байт

Антропология населения Джукетау (по материалам Донауровского некрополя)

Газимзянов Ильгизар Равильевич, Набиуллин Наиль Гатиатуллович
В публикации представлены некоторые результаты антропологических исследований погребений Донауровского некрополя города Джукетау. Исследованная часть могильника датирована XI XII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Археология, этнология, политическая антропология: к 50-летию Н. Н. Крадина

Кривошеев Юрий Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

2010. 01. 021. Рисджорд М. Научный сдвиг как политическое действие. Франц Боас и антропология расы.

Ермолаев С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Антропология манипулирования

Пую Юлия Валерьевна
В данной статье автор исследует антропологические основы политического манипулирования. Рассматриваются средства политического манипулирования и анализируются виды пропаганды.

Похожие термины:

  • Антропология культурная

    научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США. Ее родоначальником считается Ф. Боас.
  • Антропология социальная

    исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в ХIХ-ХХ вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У. Риверса, А. Радклиф
  • АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

    Этот подход к изучению общества получил развитие в 1970-е гг. Он характеризуется междисциплинарным методом (сочетанием, главным образом, истории, антропологии и этнологии) и специфическим интересом
  • ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    область культурной антропологии, которая занимается изучением визуальных репрезентаций, таких как ритуалы, церемонии, рисунки, фотографии, фильмы и др. Первоначально В. а. была вспомогательной ди
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    (англ. skeletal analysis). Там, где сохраняются человеческие кости, они могут дать важную информацию, в других случаях недоступную. Антропологи с большой долей вероятности определяют расовые особенности д
  • МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

    МАЭ) - старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛЮДЕЙ ПРОШЛОГО

    считалось, что развитие человека прошло 3 стадии: архантропов (питекантроп, синантроп), палеоантропов (неандерталец) и неоантропов (человек современного типа).
  • Антропологическая типология

    определяет физические (расовые) разл. между народами У. К среднеевроп. малой расе (входящей в большую европеоидную расу) относится большинство народов ц. ч. Вост.-Европ. равнины - русские, татары, чув
  • Антропологические индексы черепа

    соотношения трех основных диаметров черепа: продольного, поперечного и высотного. См. Абсолютная масса мозга, Вертикальная профилировка, Высота переносья, Горизонтальная профилировка, Лица морфо
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

    группы людей, чьи физические особенности являются результатом исторических контактов различных рас.
  • Антропологический тип древних славян

    Славянство сложилось на территории распространения различных расовых типов, и если обратиться к погребениям восточных славян IX–XII вв., то, естественно, мы увидим различные физические особенности