Аргуновы
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
— русские живописцы из крепостных Шереметева. Иван А. учился портретной живописи у иностранных художников, был знаменит в половине XVIII ст. По приказанию императрицы Елисаветы к нему отданы были в ученье художеству придворные певчие: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачев (инспектор Академии худ.), И. И. Саблучок (академик). — Никита А. славился как портретист в Москве в начале XIX столетия.
{Брокгауз}
Аргуновы
—1) Иван Петрович (р. 1727, ум. после 1797), рус. живописец, крепостной графа Шереметьева, отец живописцев Николая и Якова А. А. самый выдающийся и типичный живописец из крепостных усадебных мастеров. Им исполнены портреты П. Шереметьева, фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены, М. Голицына (все — в бывш. подмосковной Шереметьевых "Кусково"). В Третьяковской галерее хранятся его лучшие полотна — портрет архитектора Ветошникова и его жены (1786—87).
2) Николай Иванович, художник (1771, ум. после 1829). Сын и ученик предыдущего. Будучи крепостным гр. Н. П. Шереметьева, ездил с ним за границу, где завершил свое художественное образование. В возрасте 44 лет отпущен на волю. Произведения его находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и, в наибольшем количестве, в Кускове.
Иван Петрович (1729–1802) воспитывался в Санкт-Петербурге, в семье своего дяди, дворецкого «Миллионного дома» Шереметевых. Обучался живописи у немецкого художника Г. Х. Гроота. По поручению своего учителя написал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца и для Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме под Москвой. По поручению графа П. Б. Шереметева принимал участие в формировании его живописных коллекций, копировал картины европейских мастеров. Работы Аргунова отличаются разнообразием изобразительного языка и живописных приемов. Его раннее произведение – «Умирающая Клеопатра» (1750) выполнено в духе чувствительного рококо. «Портрет княгини Е. А. Лобановой Ростовской» (1754) своим жестким рисунком, локальным цветом тяготеет к архаической, почти парсунной манере. Шедевр Аргунова – парные портреты супругов Хрипуновых (оба – 1757). Возможно, это первые в русском искусстве интимные портреты. Знаменитый «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784) отмечен влиянием стиля классицизм и формирующегося сентиментализма.
В 1750 х гг. в живописной мастерской художника по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны обучались трое «спавших с голоса» певчих придворной капеллы – А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии известными мастерами. В последние годы жизни Аргунов практически отошел от творчества и посвятил себя педагогической деятельности. Среди его учеников были сыновья – архитектор П. И. Аргунов и художники Н. И. и Я. И. Аргуновы.
Николай Иванович (1770–1828) начал заниматься живописью в юном возрасте. По завещанию графа, в 1815 г. получил вольную. В 1816 г. Петербургская академия художеств признала его «назначенным» в академики; в 1818 г. за «Портрет сенатора П. С. Рунича» (1817) был удостоен звания академика живописи.
Одна из лучших работ раннего периода – «Портрет Т. В. Шлыковой-Гранатовой» (1789), примы балерины крепостного театра Шереметевых. Копировал произведения известных европейских мастеров в Эрмитаже, много работал в Останкино – летней загородной резиденции Н. П. Шереметева, руководил живописными работами в здании Странноприимного дома в Москве, занимался благоустройством Фонтанного дома в Санкт Петербурге. В нач. 19 в. создал несколько замеча тельных портретов графини П. И. Шереметевой – бывшей крепостной актрисы, певицы шереметевского театра Ковалевой-Жемчуговой («Портрет П. И. Шереметевой в красной шали», «Портрет П. И. Шереметевой в полосатом халате»). Историк искусства М. В. Алпатов писал: «В истории русской школы Николаю Аргунову принадлежит скромное место. Но перед его портретами невольно приходят на ум замечательные явления русской культуры нач. 19 в. Вспоминаются пушкинские „Повести Белкина“ с их безыскусной простотой слога, русские романсы, в которых много душевного благородства и напевности. Вспоминаются также особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир» с его чертами народности и чистотой классических форм».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007