АРХАНГЕЛЬСКИЙ
АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Сергей Иванович (22.I.1882 - 7.Х.1958) - сов. историк, специалист по истории Англии. Чл.-корр, АН СССР (с 1946). В 1906 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (занимался у проф. П. Г. Виноградова, Р. Ю. Виппера, А. Н. Савина). С 1917 преподавал в Нижегородском пед. ин-те, с 1946- проф. Горьковского ун-та. Осн. работы: "Агр. законодательство великой английской революции 1643-1648" (ч. 1, 1935), "Агр. законодательство англ. революции 1649-1660" (1940), "Крестьянские движения в Англии в 40-50-х годах XVII века" (1960). А. принадлежит 6 глав в коллективном труде: "Английская бурж. революция XVII века" (2 тт., 1954), статьи по вопросам внеш. политики Англии во время революции и об англ. деревне накануне и во время революции. Написал также ряд работ по истории Нижегородского края. Лит.: Некролог, "ВИ", 1958, No 12.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Александр Григорьевич (1889, Ейск – 1938, Москва), русский поэт-сатирик. Из-за ранней смерти отца не смог получить образования; чтобы содержать семью, начал работать. В 1910 г. переехал в Петербург, где начал писать стихи, которые не публиковал. Первые произведения были подражательными, близкими к символизму. В 1919 г. выходит первый поэтический сборник «Черные облака», который критики назвали несамостоятельным, подражательным, но довольно «умелым». С 1921 г. Архангельский начинает публиковать в периодике многочисленные стихотворные фельетоны, статьи и заметки на политические темы. Активно сотрудничает в сатирических изданиях: журналах «Крокодил», «Лапоть», «Красный перец», газете «Вечерняя Москва» и др. В 1920-е гг. выходят многочисленные сатирические сборники: «Бабий комиссар» (1925), «Коммунистический Пинкертон» (1925, 1926), «Банный лист» (1927), «Частушки» (1929) и др., которые принесли писателю сиюминутную известность, но не выдержали проверку временем. В то же время автор открывает для себя жанр пародии, первая из которых была написана на В. В. Маяковского («Вам, сидящим в мещанства болоте…», 1926). Затем последовали сборники пародий: «Пародии» (1929), «Поэтические пародии» (1934) и др. Пародии был своеобразным жанром литературной критики и одновременно творческим портретом писателя.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006