усадебный ансамбль в стиле классицизма, в 20 км к западу от Москвы. В 1703-1810 принадлежало кнн. Голицыным, в 1810-1917 - кнн. Юсуповым. Музей-усадьба с 1918. Двухэтажный дворец (проект 1780-х, арх. де Герн) с богатой коллекцией произведений искусства, в т.ч. живописи (картины А. Ван Дейка, К. Лоррена и др.), скульптуры (антики, работы Э.М. Фальконе, И.П. Витали и др.), графики, керамики. В библиотеке Архангельского - около 16 тыс. томов.
Регулярный парк Архангельского (XVIII в.) - один из лучших образцов "зеленой архитектуры" в России. Он имеет геометрическую планировку партера, соединен с дворцом террасами (арх. Дж. Тромбаро), украшен многочисленными (ок. 200) бюстами и статуями, выполненными в XVIII - н. XIX в. Сохранились парковые сооружения: Малый дворец "Каприз" (1819), "Чайный домик" (1829), храм-памятник Екатерине II (1819), памятник А.С. Пушкину (1899), который посещал Архангельское в 1827 и 1830, деревянный театр с декорациями П. Гонзаго и др. На территории Архангельского - храм-усыпальница Юсуповых (т.н. колоннада) (1910-14), а также церковь Михаила Архангела (1646) с въездными "Святыми воротами" (1825-26). Усадьбу с регулярным парком окружает пейзажный парк.
АРХАНГЕЛЬСКОЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЕ
музей-усадьба в окрестностях Москвы, дворцово-парковый ансамбль кон. 18 - нач. 19 вв. А. известно по док-там с 1584 под именем Уполозы как вотчина моск. служилых людей. Совр. наименование получило в 1646. С 1703 А. принадлежало Д. М. Голицыну, к-рый в 30-х гг. положил начало превращению его в парадную резиденцию, соорудив дворец, окруженный франц. парком. В кон. 18 в. дворец был разобран и построен по новому проекту. После 1810, когда А. перешло в собственность князя Н. Б. Юсупова, работы по завершению дворцового ансамбля и внутр. убранству дворца и павильонов развернулись особенно широко. В это время А. стало одним из центров крепостной художеств. интеллигенции, где работали мастера различных специальностей, в частности архитекторы В. Стрижаков и И. Борунов, живописцы Ф. Сотников, М. Шебапин, М. Полтев, братья Г. и И. Новиковы и др. С 1818 по 1831 в А. имелась художеств. школа, к-рую прошли 51 юноша и 18 девушек из крепостных Юсупова. Одновременно в А. работали фарфоровый и хрустальный з-ды, краснодеревная мастерская. В 1812 крепостные А. и окрестных деревень подняли восстание против усиления крепостнич. эксплуатации, подавленное воинской командой. В результате новой вспышки недовольства крепостных в 1815 был убит управляющий имением. Окончат. облик, сохранившийся до наших дней, А. приобрело в 20-х гг. 19 в., когда после пожара в 1819 внутр. убранство дворца было восстановлено под рук. арх. Е. Тюрина, при участии О. Бове, С. Мельникова и др.; террасы парка были перестроены. Превращенное в 1918 в музей, А. является комплексным памятником рус. культуры и иск-ва. Включает парк, дворец, павильоны "Каприз", "Чайный домик", храм Екатерины II, Розовый фонтан, театр. Во дворце-музее размещены коллекции живописи, скульптуры и прикладного иск-ва, в составе к-рых - картины Д. Б. Тьеполо, ван Дейка, Г. Робера, Ж. Калло, Ж. Б. Греза, Ф. С. Рокотова, С. С. Щукина, А. О. Орловского, скульптура А. Канова, И. П. Витали и др. Спец. экспозиция посвящена материалам о творчестве крепостных архитекторов, живописцев и мастеров художеств. фарфора. Во дворце имеется б-ка, состоящая преим. из изданий 16-18 вв. (более 16 тыс. томов). В здании усадебного театра хранятся единств. в мире подлинные декорации П. Г. Гонзага. Лит.: Вениаминов Б., Архангельское, "Мир искусства", 1904, т. 11, в. 2, с. 31-42; Шамурин Ю., Подмосковные, (кн. 1), М., 1912 (Культурные сокровища России, в. 3); Бессонов С. В., Архангельское. Подмосковная усадьба, М., 1937; Торопов С. A., Архангельское, М., 1928; Сивков К. В., Крепостная суконная фабрика в Архангельском в нач. XIX в., в кн.: Московский край в его прошлом, ч. 2, М., 1930; его же, Крепостные художники в с. Архангельском, в сб.: ИЗ, т. 6, М., 1940. В. В. Познанский. Москва.