Аристид
Аристид
(ок. 540-ок. 467 до н.э.), афин. полководец. Избран стратегом, отличился в битве при Марафоне (490). Первый архонт. Благодаря интригам Фемистокла, А. подвергся остракизму (490). Возглавлял афин. войско в битве при Платее (479), один из организаторов Делосского союза.
Аристид
Аристид (Aristides) (5 в. до н.э.), афинский полководец и гос. деятель. Участвовал в Марафонской битве (Марафон), в 482 г. выступил против увеличения флота, за что был изгнан из Афин. После амнистии участвовал в Саламинском сражении. Командовал афинянами в кач-ве стратега в битве при Платеях. Определял степень долевого участия членов Делос-ского союза в общих расходах и играл ведущую роль в развитии Афинской державы на раннем этапе ее истории. Слыл образцом справедливости и неподкупности. Отсюда его прозвище "Справедливый".
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Аристид
ок. 540-467 до н. э.)
Афинский государственный деятель и полководец, видный лидер в войне против персов, был инициатором создания Афинского морского союза, который превратился фактически в Афинскую империю. Плутарх противопоставляет его Фемистоклу, но им обоим пришлось работать после Персидских войн над восстановлением крепостных стен. Репутация честности Аристида стала легендарной, и часто рассказывали историю, как один горожанин голосовал за изгнание Аристида из общества только потому, что устал слушать, как Аристида называют "самой справедливостью".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Афинский государственный деятель и полководец, видный лидер в войне против персов, был инициатором создания Афинского морского союза, который превратился фактически в Афинскую империю. Плутарх противопоставляет его Фемистоклу, но им обоим пришлось работать после Персидских войн над восстановлением крепостных стен. Репутация честности Аристида стала легендарной, и часто рассказывали историю, как один горожанин голосовал за изгнание Аристида из общества только потому, что устал слушать, как Аристида называют "самой справедливостью".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
АРИСТИД
сын Лисимаха (ок. 540 — ок. 467 до н.э.) — афинский гос. и воен. деятель периода греко-перс. войн (500 — 449 до н.э.). В молодости участв. в борьбе Клисфена за рабовлад. демократию. Позднее примкнул к олигархам. Один из 10 стратегов в битве при Марафоне (490). В 489 — архонт-эпоним. Отражая интересы землевлад., руководил «сухопутной партией», предлагал усилить сухопут. войско, чтобы не допустить персов в Аттику. После победы «морской партии» гор. демоса под рук. Фемистокла в 483 — 482 был изгнан из Афин. Возвращен в связи с возобновл. войны с персами в 480. Принял участие в битве при Саламине. В 479 команд. афинянами в битве при Платеях. В 478 участв. в организации 1-го Афинского мор. союза и установил первую раскладку фороса между союзниками, определив общую его сумму в 460 талантов («аристидовский форос»).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
АРИСТИД
Aristeidns), сын Лисимаха (ок. 540 - ок. 467 до н.э.) - афинский гос. и воен. деятель периода греко-персидских войн (500-449 до н. э.). В молодости участвовал в борьбе Клисфена за рабовладельч. демократию. Позднее примкнул к олигархам. Один из 10 стратегов в битве при Марафоне (490). В 489 - архонт-эпоним (см. Архонты). Отражая интересы землевладельцев, руководил "сухопутной партией", предлагал усилить сухопутное войско, чтобы не допустить персов в Аттику. После победы "морской партии" гор. демоса под рук. Фемистокла А. в 483-482 был изгнан из Афин. Возвращен в связи с возобновлением войны с персами в 480. Принял участие в битве при Саламине. В 479 командовал афинянами в битве при Платеях. В 478 участвовал в организации 1-го Афинского мор. союза и установил первую раскладку фороса между союзниками, определив общую его сумму в 460 талантов ("аристидовскии форос"). Лит.: Плутарх, Избр. биографии, М.-Л., 1941.
Аристид
1. Ум. ок. 468/467 до н. э., политич. деятель в Афинах, содействовал Клисфену в его реформе законодательства. В Марафонской битве 490 был одним из стратегов. В 489 — 488 стал первым архонтом. Являясь выразителем интересов крупных землевладельцев, выступал против проектов Фемистокла об увеличении мор. сил, вследствие чего был изгнан на 10 лет через процедуру остракизма. После всеобщей амнистии принял участие в Саламинском сражении. В качестве стратега предводительствовал афинянами в битве при Платеях. В 478 стал командующим греч. флотом и одноврем. инициатором создания Афинского морского союза, бразды правления которым он фактически взял в свои руки (например, в его компетенцию входило назначение степени долевого участия союзников в общих расходах). В 477 отошел от политич. деятельности. Его преемником как главы консервативной партии стал Кимон. Согласно дошедшим до нас сведениям, А. слыл образцом справедливости и неподкупности.
2. А. из Милета (ок. 100 до н. э.), греч. писатель, автор прозаич. сочинения «Милетские повести» («Milesiaka»). Это сборник эротич. рассказов, которые из-за пикантного содержания получили широкое распространение и известность. Они были переведены Л. Корнелием Сисенной на лат. яз. Сохранился один фрагмент.
3. А. Элий (ок. 117 (или 129) — 187 н. э.), греч. странствующий оратор из Адриануферая (Мезия). Происходил из богатой семьи. Получив всестороннее образование (в т. ч. и у Герода Аттика), стал признанным оратором в Риме. Своими помпезно обставл. разъездами завоевал славу в греч. и рим. кругах. Из сохранившихся 55 речей А. шесть «священных речей» в форме дневниковых записей повествуют историю его болезни, длившейся 17 лет и от которой его излечил бог врачевания Асклепий в Пергаме. В одной из своих речей А. призывал императора Марка Аврелия к восстановлению разруш. землетрясением г. Смирна (178). Значительное число речей А. посвящено защите риторики перед философией. Другие его речи восхваляли Рим, славное прошлое Афин и других городов. Во время своих поездок (например, в Египет) А. знакомился с различными религиозными культами. Им были написаны прозаич. гимны, прославлявшие богов (Зевс, Сарапис и т. д.). Христианство он отвергал. Для А., как представителя Второй софистики, ораторское искусство представлялось вершиной духовной деятельности человека. Речи А., соверш. в отношении языка (примером ему служили греч. классич. ораторы), снискали ему славу. Известную ценность они представляют и с точки зрения изучения культуры эпохи Империи.
2. А. из Милета (ок. 100 до н. э.), греч. писатель, автор прозаич. сочинения «Милетские повести» («Milesiaka»). Это сборник эротич. рассказов, которые из-за пикантного содержания получили широкое распространение и известность. Они были переведены Л. Корнелием Сисенной на лат. яз. Сохранился один фрагмент.
3. А. Элий (ок. 117 (или 129) — 187 н. э.), греч. странствующий оратор из Адриануферая (Мезия). Происходил из богатой семьи. Получив всестороннее образование (в т. ч. и у Герода Аттика), стал признанным оратором в Риме. Своими помпезно обставл. разъездами завоевал славу в греч. и рим. кругах. Из сохранившихся 55 речей А. шесть «священных речей» в форме дневниковых записей повествуют историю его болезни, длившейся 17 лет и от которой его излечил бог врачевания Асклепий в Пергаме. В одной из своих речей А. призывал императора Марка Аврелия к восстановлению разруш. землетрясением г. Смирна (178). Значительное число речей А. посвящено защите риторики перед философией. Другие его речи восхваляли Рим, славное прошлое Афин и других городов. Во время своих поездок (например, в Египет) А. знакомился с различными религиозными культами. Им были написаны прозаич. гимны, прославлявшие богов (Зевс, Сарапис и т. д.). Христианство он отвергал. Для А., как представителя Второй софистики, ораторское искусство представлялось вершиной духовной деятельности человека. Речи А., соверш. в отношении языка (примером ему служили греч. классич. ораторы), снискали ему славу. Известную ценность они представляют и с точки зрения изучения культуры эпохи Империи.
Источник: Словарь античности. 1989
АРИСТИД
• Arist?des,
??????????,
1. сын Лисимаха, родился ок. 540 г., участвовал в преобразованиях Клисфена Plut. Arist. 2) вместе с Ксантиппом и с тех пор принадлежал к числу влиятельнейших людей в Афинах. В 1-ю Персидскую войну был одним из 10 стратегов и принимал славное участие в Марафонской битве. Plut. Arist. 5. Hdt. 6, 110. После отражения персидского нашествия, будучи архонтом, деятельно заботился о благе родного города, но возбудил к себе зависть в беспокойном, стремившемся к славе и влиянию Фемистокле, который тяготился тем, что из-за А., получившего у народа прозвище Справедливый, сам остается в тени, и который, кроме того, расходился с А. во мнениях относительно талаттократии афинян. Он старался избавиться от сильного противника, и в 483 г. А. был удален из Афин остракизмом. Plut. Arist. 1. Фемистокл сумел некоторыми доводами расположить изменчивое настроение народа в пользу этой меры, между тем как честный, полагающийся только на силу правды А. ничего не сделал для предупреждения несправедливого приговора. Только незадолго перед саламинской битвой последний был отменен; А. добровольно стал в ряды защитников отечества и покрыл себя в этой битве новой славой. Plut. Arist. 8 (иначе Nep. Arist. 2. Hdt. 8, 79). Он принимал участие и в битве при Платее, как мужественный предводитель афинского отряда, а вскоре потом кротость А. и Кимона, командовавших афинским флотом, была причиной того, что союзники, возмущенные своеволием и надменностью Павсания, передали управление союзом афинянам. Hdt. 9, 18-70. Plut. Arist. 11 слл. ?., внушавший к себе всеобщее доверие, определил размеры взносов, требовавшихся с отдельных сочленов союза для содержания флота, и назначил Делос местом для совещаний и для хранения союзной казны. В Аттике он доставил гражданам четвертого класса, выказавшим во время войны много мужества и самоотвержения, полное пользование гражданскими правами и равенство с гражданами других классов. Plut. Arist. 22. Если впоследствии участь изгнанника выпала на долю Аристидова соперника Фемистокла, то А. вовсе не был этому виной. Он охотно предоставил управление государством более молодому и сильному, чем он сам, Кимону. Умер он в бедности в 467 г. (Plut. Arist. 26. Nep. Arist. 3. Plat. Gorg. 81); его дочерям, в уважение к заслугам отца, афинское государство назначило от себя приданое, а сына щедро одарило, и еще в позднейшие времена в память А. его потомки пользовались особенными почестями;
2. см. Pictores, 6, Живопись.
3. А. Милетский, жил во 2 или 1 в. до Р. X., основатель греческого романа, написал «Милетские истории или сказки», ?????????, fabulae Milesiae, в которых в форме рассказов с эротическими сюжетами изображал сцены из жизни Милета. Это произведение было много читаемо в древности (Plut. Crass. 32); римский анналист Сизенна перевел его на латинский язык. Немногие сохранившиеся отрывки изд. M?ller, fragm. bist. Graec., IV;
4. P. Aelius Aristides, греческий ритор 2 в. от Р. X., родился в мисийском городе Адрианы. В Смирне учился у Полемона, в Афинах у Ирода Аттика, слушал и других знаменитых риторов и на подражании образцам, данным в произведениях Платона, Исократа, Демосфена, выработал свой природный ораторский талант; много путешествовал, и даже тяжкая многолетняя болезнь не препятствовала ему с усердием служить своему искусству. Он по справедливости пользовался широко распространенной известностью и был высоко чтим Марком Аврелием, которого склонил к восстановлению разрушенной в 178 г. землетрясением Смирны, за что жители поставили в честь А., как «строителя» города, бронзовую статую. Умер он в Смирне в 190 г. Из множества его речей, служивших предметом усердного изучения и толкования для поздних греческих грамматиков, до нас дошло 55; замечательнейшие из них: ???? ???????? (подражание Демосфену), ???????????? (подражание Исократу), ´????? ?????????, ´????????. Речи А. отличаются вообще большим обилием и глубиною мыслей, чем произведения других софистов 2 в., язык показывает большую тщательность в выборе слов, но часто неудобопонятен и не всегда даже правилен. Изд. Dindorf (1829). ср.: Baumgart, Aelius Aristides als Repr?sentant der sophistischen Rhetorik (1874).