Асхаб ар-Рай

Найдено 1 определение
Асхаб ар-Рай
сторонники своего мнения». Выведение решения на основании своего мнения, в тех случаях, если по какимлибо вопросам не имеется однозначного решения в Коране и Сунне, называется «рай». Рай должен соответствовать духу Ислама и выводиться методом аналогии (кыяс). Этот метод применялся еще сподвижниками пророка Мухаммада, который разрешил им это. В период жизни пророка, мусульманская община решала проблемы на основании ниспосылаемых Откровений. Поэтому широкого применения в то время рай не получил. Но всетаки некоторые проблемы пророк решал на основании иджтихада (См. Иджтихад), при котором применял рай. В связи с его личным авторитетом, в то время это не вызывало никакой критики. После смерти пророка, границы исламского государства значительно рас–ширились и, со временем, стали возникать новые проблемы, однозначного ответа на которые в исламских первоисточниках не содержалось. Поэтому, при их решении стали появляться различные иджтихады. Значительная часть мусульманских улемов, решая возникшие проблемы, стала применять метод райа. Они в основном находились на территории современного Ирака и непосредственно сталкивались с различными новыми проблемами в условиях контактов с другими народами, культурами. Поэтому эту школа иджтихада получила название иракской. Именно представителей иракской школы назвали Асхаб арРай. В то же время, на территории Хиджаза сохранился тот самый общественнополитический климат, который существовал еще со времен пророка Мухаммада. Поэтому в этом регионе не было необходимости широко применять метод райа. В связи с этим, здесь проблемы продолжали решаться на основании непосредственного обращения к первоисточникам и этот метод стал еще более укрепляться. В связи с тем, что центр этой школы находился в Медине, ее назвали хиджазской. Представители хиджазской и иракской школ имели между собой тесные контакты и в значительной степени заимствовали методы друг друга. Например, иракцем был Ахмад ибн Ханбаль, который в своем методе широко использовал методы хиджазской школы, а Малик ибн Анас жил в Мекке, но широко применял и развивал методы иракской школы. Мухаммад ибн Идрис ашШафии же занимал промежуточную позицию между этими двумя школами. Среди основоположников метода аррая после пророка Мухаммада традиция называет имена Омара ибн Хаттаба, Али ибн Абу Талиба и Абдуллу ибн Масуда. Далее развили этот метод табиуны Алкама ибн Кайс (ум. в 62/681), Масрук ибн аль–Аджда аль–Хамдани (ум. в 63/682), Кади Шурайх ибн Харис ибн Кайс (ум. в 78/697), Саид ибн Джубайр (95/713), Хабиб ибн абу Сабит аль–Кахили (ум. в 119/737), Ибрахим анНахаи (ум. в 95/713), Хаммад ибн Абу Сулейман (ум. в 120/738), Ибн Абу Лайла (ум. в 148/765), Абу Ханифа (ум. в 150/ 767), Рабия бинт Абу абд арРахман (ум. в 136/753), Зуфар ибн Хузайл (ум. в 158/ 774), Абд арРахман ибн Амр аль–Авзаи (ум. в 157/774), Суфьян ас–Саври (ум. в 161/778), Абу Йусуф (ум. в 182/798), Мухаммад ибн Хасан ашШайбани (ум. в 189/804). В широком смысле этого слова, Асхаб арРайем можно назвать всех муджтахидов, которые так или иначе применяли и применяют метод аррайа. Однако это название традиционно укрепилось за иракской школой, из которой происходит правовая школа Абу Ханифы. Наиболее широко применялся им кыяс и истихсан (См. Истихсан). Но в месте с этим, Абу Ханифа, его последователи и предшественники не отрицали значения и важности хадисов (Подробнее см. Рай). Мазхабы, которые признали метод райа, разошлись относительно его определения. Например, шафииты признают в качестве райа только кыяс. Ханафиты прибавляют к этому истихсан, а маликиты и ханбалиты–«масалих аль–мурсала.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007