Байрон
БАЙРОН
Byron), Джордж Ноэл Гордон (22.I.1788 - 19.IV.1824) - англ. поэт, борец против политич. реакции в Англии, участник освободит. движения в Италии и Греции. Вошел в лит-ру как родоначальник и один из виднейших представителей революц. романтизма. Характерной для Б. является идея непримиримой, трагич. борьбы против враждебной действительности. Такие произв. Б., как поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда" (1-я и 2-я песни вышли в свет в 1812, 3-я и 4-я - в 1817-18), "Шильонский узник" (1816), филос. драмы "Манфред" (1817) и "Каин" (1821), роман в стихах "Дон Жуан" (1818-24) и др. принесли Б. мировую славу. Род. в Лондоне в обедневшей аристократич. семье. Учился в колледже Харроу, окончил Кембриджский ун-т. В 1798 Б. унаследовал титул лорда, в 1809 занял свое место в палате лордов. 27 февр. 1812 Б. произнес в палате лордов речь, к-рая была направлена против проекта закона, вводившего смертную казнь для луддитов. Резко оппозиционными были и последующие выступления Б. в парламенте в 1812-13. Борьбе луддитов Б. посвятил стихотворения: "Ода авторам билля" (1812), "Песнь для луддитов" (написана в 1816). Политич. выступления Б. и его лит. деятельность восстановили против него англ. реакц. круги, к-рые воспользовались разрывом Б. с женой как поводом для того, чтобы вынудить его покинуть родину. В 1816 Б. уезжает из Англии. С 1817 он живет в Италии. Участвует в работе карбонарской орг-ции (см. Карбонарии) в Равенне. Создает ряд произв., посвященных проблемам нац. освобождения и политич. свободы Италии: поэмы "Жалоба Тассо" (1817), "Пророчество Данте" (1821), стихотворения "Ода к Венеции" (1819), ист. трагедии - "Марино Фальеро, дож Венеции" (1820), "Двое Фоскари" (1821) и др. В 1822-23 Б. вместе с Шелли и Ли Гентом выпускает несколько номеров лит. журн. "The Liberal". В первом номере этого журнала была напечатана сатирич. поэма Б. "Видение суда" (1822), в к-рой Б. рисует картину бедствий и несчастий, связанных с царствованием короля Георга III. В сатирич. стихотворении "Бронзовый век" (1823) Б. клеймит участников Веронского конгресса Священного союза. К актуальнейшим проблемам современности Б. постоянно обращается и в романе "Дон Жуан". В 1823 Б. покинул Италию и направился в Грецию, где принял участие в нац.-освободит. борьбе греч. народа. Борьбе греч. народа Б. посвятил в 1824 несколько стихов: "Песнь к сулиотам", "Последние слова о Греции" и др. Б. снарядил на свои средства корабль, нанял и обмундировал 500 солдат, командовал отрядом. Тяжело заболев, Б. отказался покинуть лагерь и пал на боевом посту. Память Б. была отмечена в Греции нац. трауром. На родине же Б. его прах не был принят в "Уголок поэтов" Вестминстерского аббатства, в чем ярко проявилось отношение правящих классов Англии к мятежному поэту. Соч.: (кроме указ. в статье) The Works, v. 1-7, ed. by E. Н. Coleridge, L.-N. Y., 1901-04; The works, letters and journals, ed. by R. E. Prothero, v. 1-6, L.-N. Y., 1898-1901; в рус. пер. - Соч., под ред. С. А. Венгерова, т. 1-3, СПБ, 1904-05; Избр. произв., M., 1953. Лит.: Елистратова А. А., Байрон, М., 1956; Кургинян М. С., Джордж Байрон, M., 1958; Cline C. L., Byron, Schelley and their Pisan circle, Camb., 1952; Quennell P., Byron in Italy, Harmondsworth, 1955. M. С. Кургинян. Москва.
Байрон
1788 - 1824) - великий английский поэт, родоначальник названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Первым крупным произведением Байрона были две первые песни поэмы "Чайльд-Гарольд", появившиеся в печати в 1812 г. Это были путевые впечатления из путешествия Байрона по европейскому востоку, чисто внешним образом объединенные вокруг личности Чайльд-Гарольда. Основные черты этого образа повторялись в дальнейшем в центральных фигурах всех произведений Байрона, развивались и осложнялись, отражая на себе эволюцию душевной жизни самого поэта, и в целом создали образ носителя мировой скорби, "байронического" героя, господствовавший в европейской литературе первые три десятилетия XIX века. Сущность этого характера, как и всего европейского романтизма, составляет восходящий к Руссо протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя. Байрона отделяют от Руссо три десятилетия, заполненные величайшими событиями новой истории. За это время европейское общество пережило вместе с французской революцией эпоху грандиозных замыслов и пылких надежд и полосу самых горьких разочарований. Правящая Англия и сто лет тому назад, как сейчас, стояла во главе политической и общественной реакции, а английское "общество" требовало от каждого своего члена безусловного внешнего подчинения официально признанному кодексу моральных и светских правил. Все это в связи с необузданной и страстной природой самого поэта способствовало тому, что у Байрона протест Руссо превратился в открытый вызов, непримиримую войну с обществом и сообщил его героям черты глубокой горечи и разочарования. В произведениях, появившихся непосредственно за первыми песнями Чайльд Гарольда и также отразившими на себе впечатления востока, образы героев становятся все мрачнее. Они отягощены загадочным преступным прошлым, тяжело лежащим на их совести, и исповедуют мщение людям и судьбе. В духе этой "разбойничьей романтики" написаны герои "Гяура", "Корсара" и "Лары". Политическое вольномыслие Байрона и свобода его религиозных и нравственных воззрений вызвали против него настоящее гонение всего английского общества, воспользовавшегося историей его неудачного брака, чтобы заклеймить его как неслыханного грешника. Байрон с проклятием порывает все связи со старой жизнью и отечеством и отправляется в новое путешествие по Швейцарии. Здесь им были созданы третья песня Чайльд-Гарольда и "Манфред". Четвертая и последняя песня этой поэмы написана Байроном уже в Италии. Она воссоздавала его странствия среди руин античной Италии и была проникнута таким горячим призывом к освобождению итальянского народа, что явилась в глазах реакционных правительств Италии опасным революционным актом. В Италии Байрон примкнул к карбонарскому движению, стремившемуся в 20-х годах XIX в. к освобождению Италии от австрийского владычества и тирании собственных правительств и к национальному объединению. Он скоро становится главой одной из деятельнейших карбонарских секций и основывает в Лондоне орган для распространения идей карбонаризма и поддержки обще-европейского либерального движения. В эти годы Байроном была создана оставшаяся неоконченной поэма "Дон Жуан", блестящая сатира на все цивилизованное общество. В 1823 г. сторонники освобождения Греции предложили Байрону стать во главе восставшей Греции. Байрон последовал этому призыву, собрал добровольческий отряд и отправился в Грецию. Среди работ по организации греческой армии он заболел и умер в Миссолунги в 1824 г. Поэзия Байрона оказала большое влияние на поэтическое творчество Пушкина и особенно Лермонтова.
БАЙРОН
byron) Джордж Ноэл Гордон (1788, Лондон – 1824, Миссолунги, Греция), английский поэт, один из крупнейших представителей романтизма. Детство и юность были омрачены бедностью и болезнью (врожденной хромотой). Однако юноша сумел преодолеть физический недостаток и стал прекрасным спортсменом: фехтовал, боксировал, плавал и ездил верхом. В 1798 г. Байрон унаследовал титул лорда и поместье, через три года поступил в частную школу (где и начал писать стихи), а в 1805 г. – в Кембриджский ун-т. С 1809 г. Байрон – член палаты лордов. Его речь 1812 г. в защиту луддитов (английских рабочих, которые ломали машины, лишающие их заработка) признана одним из лучших образцов ораторского искусства. В это же время он пишет «Оду авторам билля против разрушителей станков». Писать стихи Байрон начал в 13 лет, его первый поэтический сборник «Часы досуга» (1807) вызвал критику журнала «Эдинбургское обозрение», но юный поэт не проявил ожидаемой робости и ответил сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), в которой выступил против литературы, уводящей читателя в прошлое, и против бездарных и пошлых пьес, шедших в английских театрах, вступил в полемику с поэтами «озерной школы» и В. Скоттом. В 1809–11 гг. Байрон путешествует по Португалии, Испании, Албании, Турции, Греции. Удивительная природа этих стран, их богатая событиями история (и их нищета в настоящем) потрясли поэта. Вернувшись в Англию, наряду с лирическими произведениями он сочиняет политические стихи, в которых обличает тиранию и произвол правителей. Одновременно пишет романтические «восточные поэмы»: «Гяур», «Абидосская невеста» (обе – 1813), «Корсар», «Лара» (обе – 1814), принесшие ему общеевропейскую славу и развившие тему романтического героя. Непременным мотивом этих поэм была трагическая любовь. Поначалу дающая герою надежду на преодоление одиночества, она заканчивалась либо изменой, либо гибелью возлюбленной, что еще более усугубляло одиночество и причиняло герою нечеловеческие страдания. В центре этих поэм – сильная, волевая личность, наделенная мощными страстями и находящаяся в состоянии войны с обществом. Образ «байронического героя» – разочарованного, чуждого всем страдальца, бросившего вызов окружающему миру, получил дальнейшее развитие в поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812–18), «Шильонский узник» (1816). Герой поэм Байрона – всегда изгой, нарушающий законы общественной морали, жертва общества и одновременно мститель, герой и преступник в одно и то же время. Чайльд Гарольд, чье имя стало нарицательным,
…в обществе был сумрачен и хмур,
Хоть не питал вражды к нему. Бывало,
И песнь споет, и протанцует тур,
Но сердцем в том участвовал он мало,
Лицо его лишь скуку выражало.
(Перевод В. В. Левик)
Образ Чайльд Гарольда оказал большое влияние на литературу Европы и России (в т. ч. на творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).
В 1816 г. из-за семейных неурядиц (неудачного брака и затянувшегося бракоразводного процесса) и политической травли Байрон покидает Англию. Он едет в Швейцарию, где знакомится с П. Б. Шелли, который становится его другом и политическим единомышленником. Затем переезжает в Италию и вступает в ряды борцов за ее независимость – карбонариев (по собственному признанию, «сочувствуя национальному делу итальянцев более, чем любому другому»). В 1824 г. поэт погибает от лихорадки в Греции, где был участником борьбы греческого народа за освобождение от турецкого ига.
Байрон жил в мире, в котором рушились старые устои, менялись идеалы, с этим во многом связаны пессимизм и разочарованность, которыми отмечены произведения поэта. Неприятие зла во всех его проявлениях и отстаивание свободы личности в поэме «Бронзовый век» (1823) переходит в сатиру и прямой политический протест в романе в стихах «Дон Жуан» (1818–24, не окончен). Слова героя этого произведения могут служить эпиграфом ко всей жизни и творчеству Байрона:
Вечно буду я войну вести
Словами – а случится и делами –
С врагами мысли. Мне не по пути
С тиранами. Вражды святое пламя
Поддерживать я клялся и блюсти…
…в обществе был сумрачен и хмур,
Хоть не питал вражды к нему. Бывало,
И песнь споет, и протанцует тур,
Но сердцем в том участвовал он мало,
Лицо его лишь скуку выражало.
(Перевод В. В. Левик)
Образ Чайльд Гарольда оказал большое влияние на литературу Европы и России (в т. ч. на творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).
В 1816 г. из-за семейных неурядиц (неудачного брака и затянувшегося бракоразводного процесса) и политической травли Байрон покидает Англию. Он едет в Швейцарию, где знакомится с П. Б. Шелли, который становится его другом и политическим единомышленником. Затем переезжает в Италию и вступает в ряды борцов за ее независимость – карбонариев (по собственному признанию, «сочувствуя национальному делу итальянцев более, чем любому другому»). В 1824 г. поэт погибает от лихорадки в Греции, где был участником борьбы греческого народа за освобождение от турецкого ига.
Байрон жил в мире, в котором рушились старые устои, менялись идеалы, с этим во многом связаны пессимизм и разочарованность, которыми отмечены произведения поэта. Неприятие зла во всех его проявлениях и отстаивание свободы личности в поэме «Бронзовый век» (1823) переходит в сатиру и прямой политический протест в романе в стихах «Дон Жуан» (1818–24, не окончен). Слова героя этого произведения могут служить эпиграфом ко всей жизни и творчеству Байрона:
Вечно буду я войну вести
Словами – а случится и делами –
С врагами мысли. Мне не по пути
С тиранами. Вражды святое пламя
Поддерживать я клялся и блюсти…
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006