Байрон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАЙРОН
Byron), Джордж Ноэл Гордон (22.I.1788 - 19.IV.1824) - англ. поэт, борец против политич. реакции в Англии, участник освободит. движения в Италии и Греции. Вошел в лит-ру как родоначальник и один из виднейших представителей революц. романтизма. Характерной для Б. является идея непримиримой, трагич. борьбы против враждебной действительности. Такие произв. Б., как поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда" (1-я и 2-я песни вышли в свет в 1812, 3-я и 4-я - в 1817-18), "Шильонский узник" (1816), филос. драмы "Манфред" (1817) и "Каин" (1821), роман в стихах "Дон Жуан" (1818-24) и др. принесли Б. мировую славу. Род. в Лондоне в обедневшей аристократич. семье. Учился в колледже Харроу, окончил Кембриджский ун-т. В 1798 Б. унаследовал титул лорда, в 1809 занял свое место в палате лордов. 27 февр. 1812 Б. произнес в палате лордов речь, к-рая была направлена против проекта закона, вводившего смертную казнь для луддитов. Резко оппозиционными были и последующие выступления Б. в парламенте в 1812-13. Борьбе луддитов Б. посвятил стихотворения: "Ода авторам билля" (1812), "Песнь для луддитов" (написана в 1816). Политич. выступления Б. и его лит. деятельность восстановили против него англ. реакц. круги, к-рые воспользовались разрывом Б. с женой как поводом для того, чтобы вынудить его покинуть родину. В 1816 Б. уезжает из Англии. С 1817 он живет в Италии. Участвует в работе карбонарской орг-ции (см. Карбонарии) в Равенне. Создает ряд произв., посвященных проблемам нац. освобождения и политич. свободы Италии: поэмы "Жалоба Тассо" (1817), "Пророчество Данте" (1821), стихотворения "Ода к Венеции" (1819), ист. трагедии - "Марино Фальеро, дож Венеции" (1820), "Двое Фоскари" (1821) и др. В 1822-23 Б. вместе с Шелли и Ли Гентом выпускает несколько номеров лит. журн. "The Liberal". В первом номере этого журнала была напечатана сатирич. поэма Б. "Видение суда" (1822), в к-рой Б. рисует картину бедствий и несчастий, связанных с царствованием короля Георга III.

В сатирич. стихотворении "Бронзовый век" (1823) Б. клеймит участников Веронского конгресса Священного союза. К актуальнейшим проблемам современности Б. постоянно обращается и в романе "Дон Жуан". В 1823 Б. покинул Италию и направился в Грецию, где принял участие в нац.-освободит. борьбе греч. народа. Борьбе греч. народа Б. посвятил в 1824 несколько стихов: "Песнь к сулиотам", "Последние слова о Греции" и др. Б. снарядил на свои средства корабль, нанял и обмундировал 500 солдат, командовал отрядом. Тяжело заболев, Б. отказался покинуть лагерь и пал на боевом посту. Память Б. была отмечена в Греции нац. трауром. На родине же Б. его прах не был принят в "Уголок поэтов" Вестминстерского аббатства, в чем ярко проявилось отношение правящих классов Англии к мятежному поэту.

Соч.: (кроме указ. в статье) The Works, v. 1-7, ed. by E. Н. Coleridge, L.-N. Y., 1901-04; The works, letters and journals, ed. by R. E. Prothero, v. 1-6, L.-N. Y., 1898-1901; в рус. пер. - Соч., под ред. С. А. Венгерова, т. 1-3, СПБ, 1904-05; Избр. произв., M., 1953.

Лит.: Елистратова А. А., Байрон, М., 1956; Кургинян М. С., Джордж Байрон, M., 1958; Cline C. L., Byron, Schelley and their Pisan circle, Camb., 1952; Quennell P., Byron in Italy, Harmondsworth, 1955.

M. С. Кургинян. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Байрон
1788 - 1824) - великий английский поэт, родоначальник названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Первым крупным произведением Байрона были две первые песни поэмы "Чайльд-Гарольд", появившиеся в печати в 1812 г. Это были путевые впечатления из путешествия Байрона по европейскому востоку, чисто внешним образом объединенные вокруг личности Чайльд-Гарольда. Основные черты этого образа повторялись в дальнейшем в центральных фигурах всех произведений Байрона, развивались и осложнялись, отражая на себе эволюцию душевной жизни самого поэта, и в целом создали образ носителя мировой скорби, "байронического" героя, господствовавший в европейской литературе первые три десятилетия XIX века. Сущность этого характера, как и всего европейского романтизма, составляет восходящий к Руссо протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя. Байрона отделяют от Руссо три десятилетия, заполненные величайшими событиями новой истории. За это время европейское общество пережило вместе с французской революцией эпоху грандиозных замыслов и пылких надежд и полосу самых горьких разочарований. Правящая Англия и сто лет тому назад, как сейчас, стояла во главе политической и общественной реакции, а английское "общество" требовало от каждого своего члена безусловного внешнего подчинения официально признанному кодексу моральных и светских правил. Все это в связи с необузданной и страстной природой самого поэта способствовало тому, что у Байрона протест Руссо превратился в открытый вызов, непримиримую войну с обществом и сообщил его героям черты глубокой горечи и разочарования. В произведениях, появившихся непосредственно за первыми песнями Чайльд Гарольда и также отразившими на себе впечатления востока, образы героев становятся все мрачнее. Они отягощены загадочным преступным прошлым, тяжело лежащим на их совести, и исповедуют мщение людям и судьбе. В духе этой "разбойничьей романтики" написаны герои "Гяура", "Корсара" и "Лары". Политическое вольномыслие Байрона и свобода его религиозных и нравственных воззрений вызвали против него настоящее гонение всего английского общества, воспользовавшегося историей его неудачного брака, чтобы заклеймить его как неслыханного грешника. Байрон с проклятием порывает все связи со старой жизнью и отечеством и отправляется в новое путешествие по Швейцарии. Здесь им были созданы третья песня Чайльд-Гарольда и "Манфред". Четвертая и последняя песня этой поэмы написана Байроном уже в Италии. Она воссоздавала его странствия среди руин античной Италии и была проникнута таким горячим призывом к освобождению итальянского народа, что явилась в глазах реакционных правительств Италии опасным революционным актом. В Италии Байрон примкнул к карбонарскому движению, стремившемуся в 20-х годах XIX в. к освобождению Италии от австрийского владычества и тирании собственных правительств и к национальному объединению. Он скоро становится главой одной из деятельнейших карбонарских секций и основывает в Лондоне орган для распространения идей карбонаризма и поддержки обще-европейского либерального движения. В эти годы Байроном была создана оставшаяся неоконченной поэма "Дон Жуан", блестящая сатира на все цивилизованное общество. В 1823 г. сторонники освобождения Греции предложили Байрону стать во главе восставшей Греции. Байрон последовал этому призыву, собрал добровольческий отряд и отправился в Грецию. Среди работ по организации греческой армии он заболел и умер в Миссолунги в 1824 г. Поэзия Байрона оказала большое влияние на поэтическое творчество Пушкина и особенно Лермонтова.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

БАЙРОН
byron) Джордж Ноэл Гордон (1788, Лондон – 1824, Миссолунги, Греция), английский поэт, один из крупнейших представителей романтизма. Детство и юность были омрачены бедностью и болезнью (врожденной хромотой). Однако юноша сумел преодолеть физический недостаток и стал прекрасным спортсменом: фехтовал, боксировал, плавал и ездил верхом. В 1798 г. Байрон унаследовал титул лорда и поместье, через три года поступил в частную школу (где и начал писать стихи), а в 1805 г. – в Кембриджский ун-т. С 1809 г. Байрон – член палаты лордов. Его речь 1812 г. в защиту луддитов (английских рабочих, которые ломали машины, лишающие их заработка) признана одним из лучших образцов ораторского искусства. В это же время он пишет «Оду авторам билля против разрушителей станков». Писать стихи Байрон начал в 13 лет, его первый поэтический сборник «Часы досуга» (1807) вызвал критику журнала «Эдинбургское обозрение», но юный поэт не проявил ожидаемой робости и ответил сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), в которой выступил против литературы, уводящей читателя в прошлое, и против бездарных и пошлых пьес, шедших в английских театрах, вступил в полемику с поэтами «озерной школы» и В. Скоттом. В 1809–11 гг. Байрон путешествует по Португалии, Испании, Албании, Турции, Греции. Удивительная природа этих стран, их богатая событиями история (и их нищета в настоящем) потрясли поэта. Вернувшись в Англию, наряду с лирическими произведениями он сочиняет политические стихи, в которых обличает тиранию и произвол правителей. Одновременно пишет романтические «восточные поэмы»: «Гяур», «Абидосская невеста» (обе – 1813), «Корсар», «Лара» (обе – 1814), принесшие ему общеевропейскую славу и развившие тему романтического героя. Непременным мотивом этих поэм была трагическая любовь. Поначалу дающая герою надежду на преодоление одиночества, она заканчивалась либо изменой, либо гибелью возлюбленной, что еще более усугубляло одиночество и причиняло герою нечеловеческие страдания. В центре этих поэм – сильная, волевая личность, наделенная мощными страстями и находящаяся в состоянии войны с обществом. Образ «байронического героя» – разочарованного, чуждого всем страдальца, бросившего вызов окружающему миру, получил дальнейшее развитие в поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812–18), «Шильонский узник» (1816). Герой поэм Байрона – всегда изгой, нарушающий законы общественной морали, жертва общества и одновременно мститель, герой и преступник в одно и то же время. Чайльд Гарольд, чье имя стало нарицательным,
…в обществе был сумрачен и хмур,
Хоть не питал вражды к нему. Бывало,
И песнь споет, и протанцует тур,
Но сердцем в том участвовал он мало,
Лицо его лишь скуку выражало.
(Перевод В. В. Левик)
Образ Чайльд Гарольда оказал большое влияние на литературу Европы и России (в т. ч. на творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).
В 1816 г. из-за семейных неурядиц (неудачного брака и затянувшегося бракоразводного процесса) и политической травли Байрон покидает Англию. Он едет в Швейцарию, где знакомится с П. Б. Шелли, который становится его другом и политическим единомышленником. Затем переезжает в Италию и вступает в ряды борцов за ее независимость – карбонариев (по собственному признанию, «сочувствуя национальному делу итальянцев более, чем любому другому»). В 1824 г. поэт погибает от лихорадки в Греции, где был участником борьбы греческого народа за освобождение от турецкого ига.
Байрон жил в мире, в котором рушились старые устои, менялись идеалы, с этим во многом связаны пессимизм и разочарованность, которыми отмечены произведения поэта. Неприятие зла во всех его проявлениях и отстаивание свободы личности в поэме «Бронзовый век» (1823) переходит в сатиру и прямой политический протест в романе в стихах «Дон Жуан» (1818–24, не окончен). Слова героя этого произведения могут служить эпиграфом ко всей жизни и творчеству Байрона:
Вечно буду я войну вести
Словами – а случится и делами –
С врагами мысли. Мне не по пути
С тиранами. Вражды святое пламя
Поддерживать я клялся и блюсти…

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Идеология и поэзия английский романтизм в России: Байрон против Саути

Мигранян З. А.
Рассматривая пути проникновения романтической литературы из Европы в Россию и восприятие русскими читателями поэтами и просто образованными людьми своего времени разнообразных образчиков западноевропейской поэзии, автор затрагивае
Читать PDF
0.00 байт

Байрон в переводе Каролины Павловой

Балабанова А. А.
Рассмотрены переводческие трансформации, выполненные Каролиной Павловой при переводе фрагмента поэмы "Паломничество Чайлъд Гарольда"
Читать PDF
0.00 байт

2013. 02. 021. Кохран П. Байрон, Дон Жуан и Россия. Cochran p. Byron, Don Juan and Russia // a peopl

Красавченко Т. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Н. А. Соловьева Байрон в Италии

Каплан А. Б.
Соловьева Н.А. Байрон в Италии // Мир романтизма. Тверь, 2006. Т.11(35): К 45-летию научной деятельности профессора И.В. Карташевой. С. 31-39.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 03. 022. Эллис Д. Байрон в Женеве: то лето 1816. Ellis D. Byron in Geneva: that summer 1816. -

Соловьёва Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 03. 010. Кохран П. «Романтизм» и Байрон. Cochran p. «Romanticism» and Byron. - Cambridge: scho

Соловьёва Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Почему лорд Байрон заступился за леди Морган? (комментарий к письму поэта Дж. Меррею от 20 февраля 1

Бурова Ирина Игоревна, Дудкина Анастасия Игоревна
В статье предпринимается попытка объяснить осуждение жестокости, проявленной Джоном Мерреем по отношению к леди Морган, ясно выраженное в письме Байрона от 20 февраля 1818 г.
Читать PDF
0.00 байт

Тютчев и Байрон (стихотворение «Рим ночью» и монолог Манфреда)

Тамарченко Натан Давидович, Малкина Виктория Яковлевна
The article provides a comparison between Tyutchev's «Rome at Night» and one of the possible sources, Manfred's soliloquy from Act III of the dramatic poem, where the hero recalls Rome at night.
Читать PDF
0.00 байт

Байрон и Сассун: о поэтах и войне

Шишкова Ирина Алексеевна
Статья рассматривает наличие общих черт в жизни и творчестве двух английских поэтов, великого лорда Байрона и известного своими антивоенными выступлениями Зигфрида Сассуна. Судьбы обоих разворачивались на фоне войны.
Читать PDF
0.00 байт

БАЙРОН - ТУРГЕНЕВ - КАМЮ: ОТ "ЛИШНЕГО" ЧЕЛОВЕКА К "ПОСТОРОННЕМУ"

Шульц Сергей Анатольевич
В свете взаимосвязи творчества Тургенева с романтизмом и экзистенциализмом рассмотрены переклички между произведениями Байрона, Тургенева («Дневник лишнего человека»), Камю («Посторонний»).
Читать PDF
0.00 байт

Страдание как составляющая байронической литературной модели: Байрон и русская поэтическая традиция

Толстогузов Павел Николаевич, Толстогузова Елена Вадимовна
Романтическая литература сознательно строила и предъявляла для подражания модель страдающей личности. Участие Байрона в формировании этой модели самое непосредственное и влиятельное.
Читать PDF
0.00 байт

О «Байронизирующем симфонизме» в русской музыке (на примере «Антара» Н. А. Римского-Корсакова)

Горелик Наталья Геннадьевна
Симфоническая сказка «Антар» Н. А. Римского-Корсакова рассматривается как образец синтеза романтической западноевропейской (лирико-драматической) и русской программной (картинно-повествовательной) симфонических традиций.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности романтического мифотворчества Д. Г. Байрона в мистерии «Каин»

Михайленко Е. Н.
Романтическое мифотворчество направлено на постижение универсальных основ бытия и тяготеет к выстраиванию обобщенной модели мироздания, вмещающей в себя комплекс личных представлений романтика о состоянии мира.
Читать PDF
0.00 байт

Миф о рае в "метафизической" драме Байрона "Манфред".

Климова С. Б.
Статья рассматривает миф о рае в драме Байрона "Манфред" как трагический вариант романтического мифа. Автор прослеживает способы его создания; затрагивает вопросы его структуры и смысловых расхождений с мифом у других романтиков.
Читать PDF
0.00 байт

«Исключительный герой» в поэме Дж. г. Байрона «Мазепа»

Жилина Наталья Павловна
В ходе анализа байроновской поэмы рассматриваются ее мифопоэтические образы и ситуации испытания, составляющие основу сюжетной структуры произведения. Делается вывод о доминантах аксиологической системы Байрона.

Похожие термины:

  • ДЖОН БАЙРОН

    Дед известного поэта, Джон Байрон вошел в историю как открыватель новых земель и флотоводец. Джон Байрон родился 8 ноября 1723 года в Ноттингемшире. Второй сын четвертого барона Байрона, Джон с детст
  • Байрон Джордж

    1788- 1824 гг.) - английский поэт. Родился в Лондоне. Окончил Кембриджский университет. В 1798 г. унаследовал титул лорда и в 1809 г. занял свое место в Палате лордов английского парламента. В 1812 г. выступил та
  • Джордж Гордон Байрон

    1788–1824) Лермонтов в 1830 году написал: Я молод; но кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел; У нас одна душа, одни и те же муки, — О, если б одинаков был удел!.. Как он, ищу спокойствия напрасно
  • ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН

    1788—1824) Шестой барон Байрон. С 1809 года член палаты лордов. Английский поэт-романтик. Получил известность после публикации первых частей поэмы «Паломничества Чайльд Гарольда» (1812—1818). Позже написан