БАЛЬЗАК

Найдено 1 определение
БАЛЬЗАК
balzac) Оноре де (настоящая фамилия – Бальса) (1799, Тур – 1850, Париж), французский писатель.
Бальзак представляет собой классический тип профессионального писателя – автора романов, рассказов, повестей, очерков и статей. Предполагая, что литературное поприще окажется более прибыльным и быстрее приведет к успеху, Бальзак предпочел его профессии юриста. Первые литературные опыты Бальзака 1820–25 гг. (стихотворная классицистическая трагедия «Кромвель» и серия «готических» романов: «Бирагская наследница», «Жан-Луи, или Найденная дочь» и др.), бывшие данью тогдашней моде, выходили под разными псевдонимом – лорд Р Оон или Орас де Сент-Обен. Первым произведением, подписанным собственным именем автора, стал роман «Последний шуан» (1829), в котором чувствовалось большое влияние Дж. Ф. Купера и В. Скотта. Роман стал для Бальзака своего рода переходом от раннего творчества к зрелому – от романтизма к реализму. Именно в это время формируется характер бальзаковского реализма, в котором первостепенное значение приобрело изображение частной жизни и денежных отношений. Содержание современной ему эпохи писатель видел в борьбе эгоистичных личностей, в стремлении к личной выгоде, в погоне за деньгами. Деньги становятся безымянным, но одним из самых важных героев бальзаковских романов; они находятся в центре всех сюжетных перипетий, определяют характеры и судьбы героев. В художественном мире Бальзака основные события, меняющие облик мира, происходят не в тронных залах, не на полях сражений, а в гостиных, в будуарах певичек, среди семейных драм и идиллий. Частную жизнь Бальзак полагает обязательным слагаемым жизни общественной, проникнутой индивидуализмом. В сер. 1830-х гг. у Бальзака возникает замысел «Человеческой комедии» – цикла, в который должны были войти все произведения писателя, подчиненные единому замыслу: «предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия – мужчин, женщин и вещи, т. е. людей и материальное воплощение их мышления, – словом, изобразить человека и жизнь». Громадный цикл произведений различных жанров (предполагалось 150, написано 98) давал панораму целой эпохи, представляющую свыше 2000 персонажей, бесконечное разнообразие событий, конфликтов, типов, десятки семейных драм и деловых катастроф, где судьбы отдельных людей показаны на фоне реальных событий франц. истории. «Мой труд, – писал Бальзак, – имеет свою географию, так же как свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, своих действующих лиц и факты; также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию – словом, весь мир». В предисловии к 1-му изд. «Человеческой комедии» (1842) Бальзак дает принципиальное обоснование своего труда: он стремится «изобразить движение истории не через судьбы правителей и полководцев, а через частные судьбы людей»; кроме того, Бальзак намеревался «составить опись пороков и добродетелей», осмыслить жизнь общества и вынести о ней свое суждение: «Мне нужно было… уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий». Чтобы упорядочить созданную им панораму жизни, Бальзак придал «Человеческой комедии» стройную композицию (построив ее на манер «Божественной комедии» Данте). Она состоит из трех разделов: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Подавляющая часть романов вошла в первый раздел, который автор разделил на шесть тематических подразделов – «сцен»: «Сцены частной жизни» изображают детство, юность, их заблуждения; «Сцены провинциальной жизни» – зрелый возраст, страсти, расчеты, интересы и честолюбие; в «Сценах парижской жизни» дана картина вкусов, пороков и всех необузданных проявлений столичной жизни; в «Сценах политической жизни» и в «Сценах военной жизни» показана жизнь, «протекающая вне общих рамок». Наконец, «Сцены сельской жизни» завершают «вечер длинного дня» и показывают самые чистые характеры. Внутренняя цельность этих «сцен» не исчерпывается общими темами, они объединены и «возвращающимися» персонажами, переходящими из одного произведения в другое, – так, Растиньяк встречается в «Отце Горио» (1834–35) и в «Шагреневой коже» (1830–31); Жак Коллен – в «Отце Горио», «Блеске и нищете куртизанок» (1838–47), «Утраченных иллюзиях» (1837–43) и т. д. Второстепенные персонажи одного романа в другом становятся главными, и наоборот. У Бальзака нет завязок и развязок в общепринятом смысле слова (биографии его героев не завершенные, а раздробленные, хронологически неупорядоченные; читатель «знакомится с серединой жизни персонажа до ее начала, с началом – после конца, с историей смерти – до истории рождения») – в каждой книге завершается судьба одного и начинается судьба другого. В подобном сюжетном построении Бальзак видел аллюзию на реальную жизнь, где нет ни начала, ни конца; кроме того, такое повествование позволяло создать иллюзию достоверности – «картин движущейся истории»: «Нет ничего цельного в нашем мире, все в нем мозаично. Можно излагать в хронологической последовательности лишь события, случившиеся в прошлом; этот метод неприменим к настоящему времени, которое непрерывно движется…» В 1830–37 гг. Бальзак создает произведения, которые позднее войдут в «Философские этюды», изображающие «разрушительные бури мысли, чувство за чувством». Критериями отбора для этого раздела Бальзак избирает философскую насыщенность (она, однако, присуща не всем «Философским этюдам») и фантастику («Шагреневая кожа», «Эликсир долголетия», 1830; «Прощенный Мельмот», 1835; и др.). Первая книга этого раздела – «Шагреневая кожа» – является связующим звеном между «Сценами нравов» и «Философскими этюдами», в ней раскрывается суть эпохи – погоня за деньгами, за карьерой, за чувственными наслаждениями, не приносящими ни удовлетворения, ни духовной свободы. Маниакальной страстью к наживе заражены многие персонажи «Философских этюдов», и хотя тип «невольника страсти» встречается еще в 1-м разделе (скряга Гранде, скупец Гобсек, чадолюбивый отец Горио и др.), здесь он получает философское осмысление. Замысел «Аналитических этюдов» Бальзак так до конца и не реализовал (писатель намеревался включить в этот раздел «Физиологию брака», «Патологию социальной жизни», «Анатомию педагогической корпорации» и «Монографию о добродетели»). Э. Золя сравнивал «Человеческую комедию» с Вавилонской башней, которую «архитектор не успел, да и не имел бы времени, когда-либо окончить». Этим циклом (Бальзак называл его «главным событием моей жизни») писатель наметил пути дальнейшего развития реализма в мировой литературе, выступая новатором в отношении многих тем и образов. Бальзак первым во французской литературе открыл тему провинциальной жизни, найдя под тиной далеких от столицы будней «лица, достойные серьезного изучения, характеры, исполненные своеобразия», предвосхищая писателей натуральной школы и Г. Флобера. В романе «Утраченные иллюзии» Бальзак пишет о продажности прессы, открыв эту тему для мировой литературы за полвека до «Милого друга» Г. де Мопассана. «Одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных» назвал Бальзака друг писателя В. Гюго. Высоко оценивая творчество Бальзака, Гюго писал: «Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом… Бальзак идет прямо к цели, он вступает в рукопашную с современным обществом. У каждого он вырывает что-нибудь – у этого иллюзии, у того надежды, одного заставляет исторгать вопль, с другого срывает маску».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Неистовый» Бальзак в русской критике 1830-х годов

Дроздов Никита Алексеевич
В статье рассматривается литературная судьба Бальзака в русской критике 1830-х гг. на основании журнальных и газетных отзывов. Прослеживаются тенденции восприятии французского писателя как автора «неистовых» произведений.
Читать PDF
0.00 байт

Ф. М. Достоевский и О. Бальзак: диалог мировоззрений

Сафонова Светлана Юрьевна
В статье творчество Достоевского предстает в его многообразных связях с художественным миром Бальзака.
Читать PDF
0.00 байт

Неизвестный Бальзак последователь мистического учения Сен-Мартена

Решетняк Н. В.
Вопреки традиционным представлениям об Оноре де Бальзаке как о бытописателе статья предлагает подробное рассмотрение историко-биографических и духовных связей великого клас­сика с французским теософом Луи-Клодом де Сен-Мартеном, а
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция поэтического языка Б. Пастернака (на материале стихотворений “мельницы” и “Бальзак”)

Сальваторе Роберта
В данной статье на примере анализа стихотворений “Мельницы” (1916) и “Бальзак” (1927) показывается эволюция поэтического языка Бориса Пастернака за десять лет.
Читать PDF
0.00 байт

Натурщица и шедевр (Бальзак и его продолжатели)

Зенкин Сергей Николаевич
Новелла «Неведомый шедевр» одно из самых комментируемых произведений Бальзака.
Читать PDF
0.00 байт

Об использовании бальзамариев как элемента погребальной традиции античного Херсонеса византийского Х

На протяжении античного и средневекового периодов в Херсонесе претерпевали изменения все составляющие погребального обряда: выбор способа захоронения, составляющие элементы этих способов, выбор погребального сооружения, а также це
Читать PDF
0.00 байт

Музыка Б. А. Чайковского к кинофильму "Женитьба Бальзаминова": авторская трактовка драматургических

Планида Мария Юрьевна
Актуальность темы исследования обусловлена значением музыкального решения кинофильма «Женитьба Бальзаминова» для развития отечественного музыкального кино. Музыка Б. А. Чайковского к кинофильму К. Н.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 03. 027. Гоффет Ж. -Д. Большие бульвары (у Бальзака и Флобера). Goffette J. -D. les grands bou

Ахмедянова Е. Ш.
Читать PDF
0.00 байт

Бальзаковская Россия

Ощепков Алексей Романович
В статье дается анализ «Письма о Киеве» О.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Вотрена в «Человеческой комедии» Бальзака

Федотова Мария Владимировна, Гринштейн Аркадий Львович
В статье рассматриваются функции и средства создания образа Вотрена (Жака Коллена) в романах О. де Бальзака «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок»
Читать PDF
0.00 байт

Становление философской системы О. Де Бальзака в ранних произведениях

Садовникова Н. С.
В статье говорится о формировании философской системы Бальзака в ранних романах и философских заметках, написанных до «Человеческой комедии».
Читать PDF
0.00 байт

Новаторство формы в романе О. Де Бальзака «Кузина Бетта»

Сергиенко И. В.
The article presents analysis on creative methods of constructing the plot in novels of «Human comedy». The author thinks it is possible to state the process of O.
Читать PDF
0.00 байт

Лабиринт полисемантичности в романе «Лилия долины» О. Де Бальзака

Горбовская Светлана Глебовна
Автор поднимает вопрос о влиянии романа О.
Читать PDF
0.00 байт

Первая книга О. Де Бальзака: составляющие читательского успеха бестселлера

Мисюров Н. Н., Фатьянова О. А.
Literary masterpiece with its entire uniqueness is often the typology of the stylistic development of epoch; literary adoptions basis of many original creations.
Читать PDF
0.00 байт

Взаимосвязь реализма О. Бальзака и Ф. М. Достоевского

Мамедханова Наида Джамал Гызы
Статья посвящена исследованию взаимосвязи реализма Бальзака и Достоевского. Творчество Бальзака имело заметное влияние на молодого Достоевского: это и совпадение сюжетов, и сходство характеров, а также чувство родства.

Похожие термины:

  • Бальзак, Оноре де

    1799 - 1850) - знаменитый французский романист, родоначальник натуралистического романа. Первое его произведение, обратившее на него внимание публики, роман "Шуаны", появилось в 1829 г. Последовавшие за н
  • Бальзак. Мериме

    Творчество Оноре де Бальзака (1799—1850) представляет собой высшую точку развития западноевропейского критического реализма. Бальзак поставил перед собой грандиозную задачу — нарисовать историю ф
  • Бальзаминов, Афанасий Николаевич

    — врач, писатель, родился в 1831 г. в семье священника, ум. в 1860 г. от чахотки, лекарем 1-го гренадерского строевого батальона. По окончании в 1854 г. СПб. медико-хирургической академии, Бальзаминов опреде
  • Бальзам

    Быт 37.25; 43.11; Песн 8.14; Иер 8.22; 46.11; 51.8; Иез 27.17)-полужидкий сок (смола) бальзамового дерева, некогда широко распространенного в Ефиопии, Палестине, Аравии. Добывался из надрезов в коре, применялся как лек
  • Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро

    Знаменитый итальянский авантюрист. Много странствовал по Европе, занимаясь алхимией, магией, врачеванием. Учредил свою масонскую древнеегипетскую ложу и провозгласил себя Великим коптом. Во Фран
  • БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ

    Бмт. 50:2). См. «Похороны».
  • Бальзанников, Михаил Иванович

    Ректор Cамарской Государственной архитектурно-строительной академии (СамГАСА), доктор технических наук, профессор. Родился 9 декабря 1956 года в г. Чапаевске Куйбышевской области. В 1979 г. окончил с от