(псевдоним Владимира Александровича Руднева) — экономист, публицист и философ. Род. в 1874 в Туле. Сын врача. В 1892 поступил в Московский ун-тет. Активное участие в революционно-общественной работе начал принимать в 1896 в Москве. В 1897 был арестован и выслан из Москвы, после чего поселился в Туле и приступил к систематической с.-д. пропаганде. Вместе с А. А. Богдановым и И. И. Степановым-Скворцовым организовал нечто вроде подпольного народного ун-та для тульских рабочих. В 1899 был выслан из Тулы; 1900 и часть 1901 провел за границей. Осенью 1901 был кооптирован в Московский комитет РСДРП, тотчас же был арестован и сослан на 3 года в Вост. Сибирь. В 1904 примкнул к фракции большевиков. По возвращении из ссылки в Петербург в начале 1905, был членом Петерб. комитета РСДРП. Во время революции 1905, а также в 1906—07 гг. работал в легальных и нелегальных большевистских изданиях; состоял членом редакции центрального органа партии и членом т. н. большевистского центра. В годы контрреволюции отошел от большевистской фракции, но не присоединился и к меньшевикам. В 1911 был арестован и сослан на 3 года в Астрахань. Во время войны сотрудничал в журн. "Современник", "Летопись", а затем в газете, "Новая Жизнь". К Октябрьской Революции и гражданской войне отнесся отрицательно. Во время гражданской войны, проживая в Харькове, участвовал в меньшевистской печати. При его ближайшем участии издавался в Харькове журнал "Мысль", где сотрудничали Мартов, Кричевский, Дан и др. Здесь же в 1919 вышел в свет сборник его статей под названием "На пути к социализму". В этом сборнике, наряду со старыми статьями Б. из "Современника", в предисловии и в обращении к рус. интеллигенции нашла себе место защита наступательного империализма, патриотизма и религиозно-мистического оправдания войны. С 1922 ведет ответственную работу в Госплане и за это время опубликовал ряд статей теоретико-экономического характера. Первое б. или м. полное изложение своих философских взглядов Б. дал в объемистой статье "Авторитарная метафизика и автономная личность", помещенной в вышедшем в 1904 сб. "Очерки реалистического мировоззрения". В статье дана была критика философских и этических взглядов Струве, Бердяева, Булгакова и др. авторов сб. "Проблемы идеализма" (1903). Сам Б. в основном стоит здесь на философской позиции Маха, Авенариуса и т. д., т. е. той философской школы, которая сама представляет одну из разновидностей идеализма, а именно ветвь скептического идеализма, прикрытую одеждами естественно-научного реализма. Отрицание существования объективных законов внешнего мира и их познаваемости, отрицание закона причинности, сводимого к роли научной гипотезы, и все другие положения релятивизма позволяли, разумеется, автору подвергнуть в этой статье критике бердяевский мистический идеализм, с его абсолютами в области гносеологии и морали. Но эта критика была лишь внутренней, домашней ссорой двух крыльев идеализма и не имеет ничего общего с действительной критикой всякого идеализма и в том числе его эмпириокритической ветви, которую дает диалектический материализм Маркса, Энгельса, Плеханова (несмотря на его отдельные ошибки) и Ленина. Б. в то же время делает несколько попутных полемических замечаний против "метафизического материализма" с тем, чтобы позже, под видом критики философских работ Плеханова и Ортодокс (Л. Аксельрод), перейти к атаке на диалектический материализм (см. ст. "Мистицизм и реализм нашего времени", помещенную в сб. "Очерки по философии марксизма", изд. "Зерно", СПб, 1908). Но Б. не решился атаковать диалектический материализм Маркса и Энгельса прямо, а сделал это в форме нападения на Плеханова. Он взялся доказать, что "между материализмом Маркса и Энгельса, с одной стороны, и материализмом Плеханова — Ортодокс, с другой стороны, — дистанция огромного размера". Попытка отделить Плеханова от Энгельса вынуждает Б. приписать Энгельсу эмпириокритическую точку зрения в вопросе об отношении бытия к мышлению (стр. 65 сборника), что является вопиющим извращением материалистической основы всего мировоззрения Энгельса. Из других философских работ Б. надо упомянуть еще четыре этюда о философии Бергсона.
Из серии экономических и политических работ Б. следует отметить раннюю брошюру его "Труд производительный и труд, образующий ценность", вышедшую в 1899. Однако, исследование этой проблемы, одной из наиболее сложных в политической экономии, — автору не удалось. Гораздо более зрелой работой является брошюра Б. "Анархический коммунизм и марксизм", вышедшая в 1906. В брошюре дается критика взглядов Кропоткина, Реклю, Ж. Грава, Черкезова и др. анархистов. Не лишены интереса некоторые мысли автора о генезисе капитализма и социализма. В тот период, когда Б. примыкал к большевикам, он писал также статьи на злободневные политические темы в партийной печати. Во время империалистской войны Б. сотрудничал в "Современнике" и "Летописи". В статье "Куда мы идем" Б. расценивает Февральскую революцию 1917, как начало социалистической революции, и одновременно критикует большевиков за увлечение "агитацией" и "разжигание" "классовой требовательности" рабочих ("Летопись", 1917, май — июнь). Во время гражданской войны в мировоззрении Б. произошел резкий перелом. В вышеназванном сборнике статей "На пути к социализму", в предисловии, автор выступает против "господствующего взгляда", будто "главным врагом социализма и вообще прогресса является национализм захватный и наступательный, стремящийся подчинить слабые или отсталые нации передовым и сильным". В открытом письме к рус. интеллигенции "новообращенного патриота", озаглавленном "О мистической природе патриотизма", Б. отрекается от всего своего прошлого; он заканчивает письмо призывом покаявшегося социалиста к новой вере и смирению. После ликвидации гражданской войны, Б. работает, гл. обр., в качестве экономиста. К этому периоду относятся его интересные методолог. работы по изучению денежной эмиссии и хозяйств. баланса страны. Упомянем еще его работу "Кривые развития капиталист. и советского хозяйства" ("Плановое Хозяйство", 1926). Вместе с И. И. Степановым Б. перевел "Капитал" К. Маркса.
Е. Преображенский.