Василий Иванович (1737–1799) — выдающийся русский архитектор, график и теоретик ар-хитектуры второй половины XVIII в., мастер класси-цизма, получил образование в Петербургской академии художеств. Крупнейшие проекты и важнейший период в творчестве связаны с Москвой, куда он переехал в 1767 г. Его работа сыграла огромную роль в становлении и утверждении классицизма в России, и это при-том, что большинство его проектов не было осуществлено. Дважды сама императрица прерывала вопло-щение его главнейший проектов: Кремлевского дворца
и дворцово-паркового ансамбля под Москвой в Цари-цыне. В этих работах он дал совершенно новое толкование темы городского и загородного дворцов, ставшее известным в моделях и чертежах архитекторам-современникам и потомкам. Самая известная постройка Ба-женова — дом П. Е.Пашкова в Москве, ныне здание Российской государственной библиотеки. В конце жизни он переехал в Петербург, где проектировал для Павла I здание Михайловского (Инженерного) замка, возведением которого руководил уже Викентий Бренна.
БАЖЕНОВ
БАЖЕНОВ
БАЖЕНОВ
Василий Иванович [1737 или 1738, село Дольское, близ Малоярославца (по др. данным – Москва) – 1799, Санкт Петербург], русский архитектор, график, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Первоначально обучался живописи; участвовал в украшении Головинского дворца в Москве (1753–54, не сохранился) в составе «архитектурной команды» Д. В. Ухтомского; учился архитектуре в только что основанной Петербургской академии художеств (1758–60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота; был удостоен Большой золотой медали. Продолжил обучение в Школе изящных искусств в Париже (1760–62) у Ш. де Вайи, где получил диплом архитектора. В 1762–64 гг. посетил Италию, был избран профессором Академии Cв. Луки в Риме и членом академий художеств в Болонье и Флоренции. С 1765 г. академик, с 1799 г. – вице президент АХ.
Работал по заказу Екатерины II над проектом Института благородных девиц при Смольном монастыре (не осуществлен), построил дворец для цесаревича Павла на Каменном острове в Санкт-Петербурге в стиле классицизм. Грандиозный проект Кремлевского дворца (1767–75, не осуществлен; сохранился деревянный макет) предполагал радикальную реконструкцию Кремля и Красной площади. Задуман был «форум великой империи» с главной овальной площадью, к которой сходились лучами улицы Москвы. После победы России в Первой Русско-турецкой войне (1768–74) построил (совместно с М. Ф. Казаковым) на Ходынском поле под Москвой деревянные павильоны (1774–75) для празднеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Поле изображало Черное море, а причудливые здания в духе восточной архитектуры – Таганрог, Керчь, Азов и др. города, отошедшие к России по условиям мирного договора. В фантастических формах ходынских павильонов впервые в русской архитектуре воплотились принципы псевдоготики, впоследствии развитые в усадебной церкви в Быково под Москвой (1782–89) и в особенности в ансамбле Царицыно (1775–85) – подмосковного имения, в котором по желанию Екатерины II Баженов должен был построить императорскую резиденцию. Приемы псевдоготики архитектор объединил с мотивами нарышкинского барокко.
В 1785 г. императрица посетила усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались Екатерине II маленькими и тесными – на бумаге все выглядело внушительнее. Возможно, недовольство императрицы вызвала также близость Баженова к масонам (в том числе к опальному просветителю Н. И. Новикову) и обилие масонской символики в декоре. Екатерина II прервала строительство, приказав уничтожить почти готовые здания. Позднее строительство завершил М. Ф. Казаков, сохранив основные идеи Баженова.
После неудачи больших проектов исполнял частные заказы в Москве (дом Долгова на проспекте Мира, 1770; дом Юшкова на Мясницкой улице, кон. 1780 х гг.). В знаменитом доме Пашкова (1784–86) органически объединил принципы барокко и классицизма. В 1792 г. принял скромную должность архитектора при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Вновь приближенный ко двору пришедшим к власти (1796) Павлом I, создал проект ансамбля Михайловского (Инженерного) замка, окруженного каналами с подъемными мостами (1792–96; строили в 1797–1800 гг. В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов).
Оставил ряд художественно-теоретических текстов («Слово на заложение Кремлевского дворца», 1787; редакция перевода книги Витрувия с комментариями). Архитектурные и градостроительные идеи Баженова оказали огромное влияние на сложение стиля классицизм в России, в особенности на творчество М. Ф. Казакова.
Работал по заказу Екатерины II над проектом Института благородных девиц при Смольном монастыре (не осуществлен), построил дворец для цесаревича Павла на Каменном острове в Санкт-Петербурге в стиле классицизм. Грандиозный проект Кремлевского дворца (1767–75, не осуществлен; сохранился деревянный макет) предполагал радикальную реконструкцию Кремля и Красной площади. Задуман был «форум великой империи» с главной овальной площадью, к которой сходились лучами улицы Москвы. После победы России в Первой Русско-турецкой войне (1768–74) построил (совместно с М. Ф. Казаковым) на Ходынском поле под Москвой деревянные павильоны (1774–75) для празднеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Поле изображало Черное море, а причудливые здания в духе восточной архитектуры – Таганрог, Керчь, Азов и др. города, отошедшие к России по условиям мирного договора. В фантастических формах ходынских павильонов впервые в русской архитектуре воплотились принципы псевдоготики, впоследствии развитые в усадебной церкви в Быково под Москвой (1782–89) и в особенности в ансамбле Царицыно (1775–85) – подмосковного имения, в котором по желанию Екатерины II Баженов должен был построить императорскую резиденцию. Приемы псевдоготики архитектор объединил с мотивами нарышкинского барокко.
В 1785 г. императрица посетила усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались Екатерине II маленькими и тесными – на бумаге все выглядело внушительнее. Возможно, недовольство императрицы вызвала также близость Баженова к масонам (в том числе к опальному просветителю Н. И. Новикову) и обилие масонской символики в декоре. Екатерина II прервала строительство, приказав уничтожить почти готовые здания. Позднее строительство завершил М. Ф. Казаков, сохранив основные идеи Баженова.
После неудачи больших проектов исполнял частные заказы в Москве (дом Долгова на проспекте Мира, 1770; дом Юшкова на Мясницкой улице, кон. 1780 х гг.). В знаменитом доме Пашкова (1784–86) органически объединил принципы барокко и классицизма. В 1792 г. принял скромную должность архитектора при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Вновь приближенный ко двору пришедшим к власти (1796) Павлом I, создал проект ансамбля Михайловского (Инженерного) замка, окруженного каналами с подъемными мостами (1792–96; строили в 1797–1800 гг. В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов).
Оставил ряд художественно-теоретических текстов («Слово на заложение Кремлевского дворца», 1787; редакция перевода книги Витрувия с комментариями). Архитектурные и градостроительные идеи Баженова оказали огромное влияние на сложение стиля классицизм в России, в особенности на творчество М. Ф. Казакова.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007