БЕРДЯЕВ
БЕРДЯЕВ
1. Аркадий Васильевич (р. ок.1820 - г. смерти не установлен) - автор конституц. проекта. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский ун-т (1843), с 1844 служил в мин-ве внутр. дел. В мае 1845 арестован по доносу "за сочинение бумаг", выслан в Симбирск. Освобожден от надзора полиции в 1850. Юридич., филос. и публицистич. статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии. Наибольший интерес представляют конституц.-монархич. проекты, 3 варианта к-рых показывают развитие взглядов Б. в сторону демократизма и преодоления дворянской ограниченности. Лит.: Федосов И. А., Революц движение в России во второй четв. XIX в., M., 1958. 2. Николай Александрович (6.III.1874 - 23.III.1948) - рус. бурж. философ-мистик, идеолог "веховства". Происходил из дворянской семьи, учился в Киевском ун-те. За участие в революц.-демократич. движении в 1900 исключен и сослан в Вологодскую губ. В нач. 1900-х гг. выступил как сторонник "легального марксизма". В 1909 - один из гл. участников контрреволюц. сб. "Вехи". В годы 1-й мировой войны Б. искал "высший, духовный" смысл в войнах, объявляя их источником "творческого" движения человечества (см. "Судьба России", М., 1918). К Вел. Окт.социалистич. революции Б. отнесся крайне враждебно. В этот период он открыто выступил как философ социального и расового неравенства ("Философия неравенства", Берлин, 1923). В 1922 Б. эмигрировал; в 1925-40 издавал в Париже журнал "Путь". Б. противопоставлял марксизму христианский экзистенциализм, утверждая, что субъективно-идеалистич. и волюнтаристская философия служит основой "внутреннего, духовного" освобождения личности ("Смысл творчества", М., 1916, "Философия свободного духа", т. 1-2, Париж, 1927, и др.). Поражение контрреволюции в России заставило Б. изменить методы своей идеологич. борьбы: он выступил с обличением бесчеловечности капитализма, критикой "старого" христианства как "орудия эксплуатации", демагогически признал "великие правды коммунизма" в области переустройства экономики и с этих новых позиций пытался снова вести борьбу с марксизмом. Социология Б. проникнута крайним пессимизмом. Из антагонистич. характера прогресса Б. делает вывод о неосуществимости к.-л. "положительных идеалов" и неизбежном "конце истории"; в демократизации культуры он видит гл. опасность для "иерархии духовных ценностей" ("Смысл истории", Берлин, 1923, "Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1947, и др.). В работах, посвященных истории России ("Русская идея", Париж, 1946, "Истоки и смысл русского коммунизма", Нью-Йорк, 1955), Б. пытался обнаружить "религиозную устремленность" рус. духа. Реакц. бурж. ученые (Э. Ламперт, О. Кларк, Р. Рослер и др.) считают Б. ведущим христианским философом и социологом 20 в. На идеях Б. в значит. мере основаны клеветнич. работы совр. бурж. историков, пишущих о России (Ф. Баргурн, Р. Томпкинс, Г. Кон, Б. Шульце, П. Шейберт, М. Файнсод и др.). Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16, с. 106-14; Аксельрод Л. И., О "Проблемах идеализма", в кн.: Л. И. Аксельрод. Против идеализма, M.-Л., 1933, с. 5-40. Ю. Ф. Корякин, Е. Г. Плимак. Москва.