БЕРЛИН
Берлин
пос. в Троицком р-не Челябинской обл., расположен на р. Увельке, притоке р. Уй. Б. осн. в 1842 как пост № 32 Оренб. казачьего войска в Новолинейном р-не. Назв. в честь взятия г. Берлина в 1760 (во время Семилетней войны 1756-63) и в 1813 (во время войны с Наполеоном). Пос. Б. имел важное значение как укрепленный форпост на юго-вост. границах Российской империи и до 1917 развивался как казачья ст. В 1917-18 пос. входил в зону боевых действий атамана Дутова. В годы сов. власти жители пос. Б. пережили сложные времена расказачивания и коллективизации. В 1950-е развитие пос. происходило под воздействием освоения целинных и залежных земель на Юж. У. На тер. пос. Б. расположена бригада совхоза "Нижнесаринский". Нас. 413 чел. (10.01.1996) Дорохов А.М.
Берлин
Широкомасштабные раскопки, провед. в Олимпии, Пергаме и Милете, а также систематич. и целенаправл. приобретения произведений античного искусства за рубежом способствовали превращению Б. в центр исследований античной цивилизации. Громадная заслуга принадлежала в этом Э. Курциусу, А. Фуртвенглеру, Т. Виганду и Р. Цану. В стенах университета работали также такие выдающиеся ученые, как А. Бек, П. Герхард, Т. Моммзен, У. фон Виламовиц. Большой вклад в развитие исследований в области др. истории внесла своей организаторской и книгоиздательской деятельностью Академия наук. Специально археологич. исследованиями занимался Германский Археологический институт. Исследовательскими и коллекционными работами были охвачены егип. и малоазийские культуры. Гуманистич. традиции прошлого нашли свое дальнейшее продолжение и развитие в нов. социалистич. Берлине, столице Германской Демократической Республики (Университет им. Гумбольдта, Государственный музей, Академия наук ГДР). Некоторые учреждения, деятельность которых связана с изучением истории др. мира, находятся в Зап. Берлине.
Источник: Словарь античности. 1989
БЕРЛИН
Семилетняя война, 1756—1763). Взятие Берлина 28 сентября 1760 г. русским корпусом под командованием генерала З.Г. Чернышева (23 тыс. чел.). Городской гарнизон насчитывал 14 тыс. чел. под командованием принца Евгения Вюртембергского. Первым подошел к Берлину русский отряд под командованием генерала Тотлебена. После артиллерийской подготовки он штурмовал столицу Пруссии в ночь на 23 сентября, но был отбит. Вскоре к Берлину подоспел корпус Чернышева, а также австрийский корпус генерала Ласси (13 тыс. чел.). К вечеру 27 сентября прусские войска под командованием принца Вюртембергского, не вступая в бой, покинули город. В 3 часа утра 28 октября в расположение русских частей прибыли прусские парламентеры с сообщением о согласии на капитуляцию. Пробыв в столице Пруссии четыре дня, Чернышев разрушил монетный двор, арсенал, овладел королевской казной, взял с городских властей контрибуцию в 1,5 млн талеров, а затем покинул город при известии о приближении прусской армии во главе с королем Фридрихом II. Это взятие Берлина русскими войсками имело скорее финансовое, чем военное значение. Не менее важна была и символическая сторона данной операции. Это было первое в истории взятие Берлина русскими войсками. Интересно, что в апреле 1945 г. перед решающим штурмом германской столицы советские бойцы получили символический подарок — копии ключей от Берлина, врученных немцами воинам Чернышева в 1760 г.
БЕРЛИН
столица Германии до 1945. В конце Вел. Отеч. войны за Б. развернулись ожесточенные сражения между советскими и немецко-фашистскими войсками. 30 апреля 1945 советские воины водрузили Знамя Победы над рейхстагом, а 2 мая войска 1-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Украинского фронта полностью овладели городом в ходе Берлинской операции 1945. Войскам, участвовавшим в овладении Б., приказом ВГК от 2 мая 1945 объявлена благодарность и в Москве дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. 8 мая 1945 представители немецко-фашистского верховного командования подписали в Б. Акт о капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. После разгрома фашистской Германии Б. был выделен в особый район в границах советской оккупационной зоны, разделен на четыре сектора (советский, американский, английский, французский) и подвергнут совместной оккупации войсками четырех держав. В нарушение четырехсторонних соглашений и решений три западные державы с самого начала повели линию на подрыв особого режима управления Б., на разрушение четырехстороннего статуса города, обособление его западной части и превращение ее в особое образование под контролем США, Англии и Франции. Процесс обособления западной части города был предопределен в 1948 распространением на Западный Б. сепаратной денежной реформы, а также расколом городского собрания депутатов. Что касается восточной части Б., то в нем, как и на остальной территории Восточной Германии, последовательно проводились в жизнь политические и экономические мероприятия по демократическому преобразованию страны. После образования Германской Демократической Республики (ГДР) Б. был объявлен ее столицей (1949). С этого времени Б. развивается как политический, экономический, научный и культурный центр социалистического государства. В связи с непрекращающимися попытками реакционных кругов использовать Западный Б. для подрывной деятельности против социалистических стран правительство ГДР в августе 1961 приняло защитные меры по усилению охраны на границе с Западным Б., в т. ч. и на границе Б. с ним. В результате переговоров, которые велись по инициативе Советского Союза, 3 сентября 1971 между СССР, США, Великобританией и Францией было подписано Четырехстороннее соглашение по вопросам, относящимся к Западному Б. В соглашении было подтверждено, что Западный Б. не является составной частью ФРГ и не будет управляться ею и впредь. Западный Б. в настоящее время — особое политическое образование, расположенное в центре ГДР и находящееся под оккупационным режимом трех западных держав. Высшим органом власти в Западном Б., согласно конституции 1950, является городская палата депутатов. Исполнительная власть осуществляется сенатом во главе с правящим бургомистром.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
БЕРЛИН
Berlin) - крупнейший нем. город, находящийся на терр. ГДР, расположен на р. Шпре, при впадении ее в Хафель, прав. приток Эльбы. После 2-й мировой войны в результате политики зап. держав оказался расколотым на 2 части: вост. часть - Демократич. Б., являющийся столицей ГДР, и западную - Зап. Б., к-рый имеет особый статус и находится под оккупацией США, Англии и Франции. В. образовался из двух поселений, возникших в нач. 13 в. (на месте бывших слав. поселений) и слившихся в 1307 в один город. В 1486 Б. стал столицей Бранденбурга, а в дальнейшем - Пруссии. Во 2-й пол. 18 в. население Б. насчитывало более 100 тыс. чел. В период Семилетней войны (1756-1763) был занят в 1760 рус. войсками. В февр. 1813 рус. войска, преследовавшие разгромленные в России наполеоновские войска, вторично вступили в Б. Вооруж. восстание нар. масс Б. 18 марта 1848 дало сильный толчок революц. движению, уже начавшемуся в ряде герм. гос-в. В 1848-49 Б. являлся одним из гл. центров революции в Германии. После объединения Германии под главенством Пруссии Б. стал столицей Германской империи и ее крупнейшим пром. городом (особое развитие получили машиностроение и электропром-сть); нас. в 1871 - 827 тыс. чел. С конца 19 в. Б. становится одним из важнейших центров нем. рабочего движения. В условиях начавшейся в Германии ноябрьской революции в Б. 9 нояб. 1918 была провозглашена республика, к-рая по своему характеру являлась буржуазной. 30 дек. 1918 - 1 янв. 1919 в Б. состоялся учредит. съезд компартии Германии. В последующие годы Б. не раз был ареной массовых революц. выступлений нем. пролетариата: январское восстание 1919, борьба против капповского путча в марте 1920, всеобщая забастовка в авг. 1923, баррикадные бои в мае 1929. В 1933-45 Б. являлся столицей гитлеровского "третьего рейха". 28 февр. 1933 фашисты с провокац. целью подожгли в Б. герм. рейхстаг. Несмотря на жесточайший террор гитлеровцев, в Б. вели героич. борьбу находившиеся в подполье группы нем. антифашистов. На заключит. этапе Вел. Отечеств. войны Б. был ареной ожесточенных сражений сов. войск с нем.-фаш. армиями; 30 апр. 1945 сов. войска водрузили над нем. рейхстагом знамя победы, а 2 мая полностью овладели Б. (см. Берлинская операция 1945). 8 мая 1945 представители нем. верх. командования подписали в Б. акт о безоговорочной капитуляции. Б. был определен в качестве места пребывания Контрольного совета, созданного для осуществления верховной власти союзных держав в Германии на период выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции. В связи с этим Б., расположенный в сов. зоне оккупации, был разделен на 4 сектора и соответственно занят войсками СССР, США, Англии и Франции. Для совместного управления р-ном Большого Б. была создана Межсоюзнич. комендатура, действовавшая под общим руководством Контрольного совета. 17 июля - 2 авг. 1945 близ Б., в Потсдаме, проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, определившая политич. и экономич. принципы совместной политики союзников в отношении побежденной Германии (см. Потсдамская конференция 1945). 21-22 апр. 1946 в Б. состоялся учредит. съезд СЕПГ. 7 окт. 1949 в Б. была провозглашена Германская Демократическая Республика и Б. был объявлен ее столицей. Идя по пути расчленения Германии, зап. державы взяли такой же курс и в отношении Б. Они незаконно ввели в июне 1948 в зап. секторах Б. западногерм. марку и провели ряд др. мероприятий, направленных на отрыв зап. части города от его вост. части. Раскольническая политика зап. держав привела в 1948 к прекращению деятельности Контрольного совета, а затем и Межсоюзнич. комендатуры. В мае 1949 зап. державы сепаратным порядком установили в Зап. Б. свой трехсторонний оккупационный режим. Четырехсторонний статус Б. оказался полностью ликвидированным, а сам город. был расколот на 2 части: восточную - Демократич. Б., и западную - Зап. Б. Демократический Берлин. Площ. 403 км2. Нас. 1071 т. ч. (1960). Столица ГДР. Здесь находятся высшие гос. органы ГДР - Народная палата, Гос. совет и Совет Министров. Демократич. Б. - важный экономич. р-н ГДР. Высоко развиты электротехника, тяжелое и транспортное машиностроение, полиграфия, пищевкусовая и швейная пром-сть. Крупный научный и культурный центр ГДР. (Академия наук, ун-т им. Гумбольдта, Гос. опера, Музей нем. истории и др. научные и культурные учреждения). В Демократич. В., как и на всей терр. ГДР, были полностью осуществлены принципы Потсдамской конференции 1945 по преобразованию политич., экономич. и культурной жизни на демократич. и мирной основе. Трудящиеся Демократич. Б. активно участвуют в строительстве социализма в ГДР. Успешно развивается пром-сть. Довоенный уровень пром. произ-ва был превзойден уже в 1953. В авг. 1961 на границе Демократич. Б. с Зап. Б. проведен ряд мероприятий защитного характера, направленных на пресечение подрывной деятельности из Зап. Б. против ГДР и др. социалистич. стран. В Демократич. Б. в соответствии с гос. планом 1950 и правилами социалистич. градостроительства осуществляется обширная программа восстановления и строительства (нар. предприятия, жилые дома, больницы, школы, детские сады и ясли, культурные учреждения, спортивные сооружения и т. д.). Ведется застройка мн. р-нов с применением совр. приемов планировки, индустриальных методов и типовых проектов (р-н Кепеник, ул. Карл-Маркс-Алле и др.). Предусмотрена полная реконструкция центра Б. (пл. Маркс-Энгельс-Плац, Алек сандерплац, ул. Унтер-ден-Линден) и др. р-нов. Восстановлены мн. историч. сооружения - оперный театр. (1741-43, арх. Г. В. Кнобельсдорф), Цейхгауз (ныне Музей нем. истории, 1695-1706), Бранденбургские ворота (1788-91, арх. К. Г. Лангханс), "Новая караульня" (ныне Памятник жертвам фашизма и милитаризма, 1816-18, арх. К. Ф. Шинкель) и др. Западный Берлин. Площ. 481 км2. Нас. 2202,3 т. ч. (1960). Имеет особый статус и находится под оккупацией США, Англии и Франции. Пром-сть сосредоточена в руках капиталистич. монополий, в ней очень значительно влияние иностр. капитала. Ведущие отрасли: электротехника, машиностроение, пищевкусовая, швейная. В Зап. Б.- Академия искусств, т. н. Свободный ун-т, Технический ун-т, Шиллер-театр и др. В Зап. Б. не были проведены в жизнь цели, провозглашенные Потсдамской конференцией 1945, в отношении искоренения герм. милитаризма и реваншизма. К власти здесь снова пришли старые силы, связанные с крупными капиталистич. монополиями. Под прикрытием оккупац. режима зап. держав в Зап. Б. возникли и действуют многочисленные шпионские и диверсионные организации, а также милитаристские и реваншистские объединения и союзы. Со стороны западногерм. империалистич. кругов предпринимаются попытки незаконно включить Зап. Б. в состав ФРГ и использовать его для осуществления своих агрессивных замыслов. В Зап. Б. сложилось ненормальное и опасное для дела мира поло-жение: он превратился в центр подрывной деятельности против социалистич. стран. Последовательно борясь за устранение остатков 2-й мировой войны, Сов. пр-во в нотах от 27 нояб. 1958 и 10 янв. 1959 предложило зап. державам совместно заключить мирный договор с Германией (ГДР. и ФРГ) и решить на этой основе вопрос о Зап. Б. Сов. предложения, не затрагивая сложившегося в Зап. Б. социально-экономич. порядка, предусматривают ликвидацию там оккупац. режима и превращение Зап. Б. в демилитаризованный вольный город, статус к-рого получил бы самые полные междунар. гарантии с участием в них ООН. Пр-во ГДР, на терр. к-рой расположен Зап. Б., дало свое согласие на предоставление ему статуса демилитаризованного вольного города. Предложения Сов. пр-ва о нормализации положения в Зап. Б. на основе заключения мирного договора с Германией обсуждались в 1959 на Совещании министров иностр. дел в Женеве. Сов. позиция подтверждалась в ряде нот и заявлений Сов. пр-ва в течение 1960-62. Зап. Б., рассматриваемый зап. державами как "фронтовой город", застраивается медленно и беспорядочно: отсталая жилая застройка сочетается с показными архитектурными мероприятиями, в к-рых участвуют и оккупирующие страны, гл. обр. США (Зал конгрессов, Амер. мемориальная библиотека, здания междунар. строит. выставки "Интербау", 1957). На средства ФРГ восстанавливается здание рейхстага (1884-94, арх. П. Валлот). Строятся импозантные здания контор, банков, магазинов, отелей. Лит.: Хрущев Н. С., О внешней политике Советского Союза. 1960 год, т. 1-2, M., 1961; его же, Речь на собрании представителей общественности Москвы в связи с 20-летием начала Великой Отечественной войны, "Правда", 1961, 22 июня, No 173, Ульбрихт В., Избранные статьи и речи, пер. с нем., М., 1961; Зейдевиц М., Германия между Одером и Рейном, пер. с нем., M., 1960; Beschluss des Ministerrates der Deutschen Demokratischen Republik, "Neues Deutschland", 1961, 13 August. No 222, DDR. 300 Fragen. 300 Antworten, B., 1958; Statistisches Jahrbuch der Deutschen Demokratischen Republik 1960-1961, (B.), 1961; Правда о политике западных держав в германском вопросе (ист. справка), M., 1959; Штейнигер П. А. (и др.), Западный Берлин, (сб. ст.), пер. с нем., M., 1961; Die Westberlinfrage und die Vorschlage der Regierung der Deutschen Demokratischen Republik zu ihrer L?sung, (B.), 1960; Большие города Западной Европы (Берлин, Париж, Лондон). По данным заграничной делегации Московского Совета, М., 1926; Жирмунский М. М., Засухин А. А. (и др.), Германия. Экономическая география ГДР. и ФРГ, M., 1959; Schwebel O., Geschichte der Stadt Berlin, Bd 1-2, В., 1888; Streckfuss A., 500 Jahre Berliner Geschichte, B., 1900; Ludwig H., Berlin von gestern, B., (1957), Berlin heute und morgen, B., 1953. Б. А. Крылов (история до 1945), M. И. Славин (история с 1945). Москва.
«БЕРЛИН»
21 февраля 1907 года Английский пассажирский пароход разломился пополам, ударившись о пирс при входе в гавань Хук-ван-Холланд. Погибло 129 человек. «Берлин» был построен в Англии фирмой «Эрл» в 1894 году по заказу британской компании «Грейт истерн рэйлуэй» для перевозки железнодорожных пассажиров, совершавших поездки из Англии на континент и обратно. Судно имело регистровую вместимость 1775 тонн, длину 91,5 метра, ширину 11 метров и осадку чуть более 4,8 метра. «Берлин» мог развивать скорость до 18 узлов. Судно имело отличные мореходные качества, его быстрый ход и шикарная отделка кают и салонов привлекали пассажиров. Корабль выходил в плавание практически в любую погоду. Капитан «Берлина» прекрасно знал маршрут и мог войти в любой порт с закрытыми глазами. Определенную опасность, конечно, представляла угроза столкновения с другими судами во время тумана. Но аварий и тем более катастроф, вызванных столкновением судов, компания «Грейт истерн» не знала. Роковой рейс «Берлина» начался в 10 часов вечера в среду 20 февраля 1907 года. На борту парохода находилось 53 члена экипажа и 91 пассажир, включая несколько детей. Пассажирами «Берлина» были в основном члены труппы Берлинской оперы, которые возвращались в Германию после гастролей в Лондоне. В день отплытия «Берлина» из Гарвича над Юго-Восточной Англией бушевал шторм. Тем не менее ровно в 22 часа капитан корабля Прешпоус отдал команду выбирать швартовы. Выйдя в открытое море, «Берлин» сразу же ощутил сильное волнение и жестокий норд-вест. Почти никто из пассажиров не ложился спать, многих мучили приступы морской болезни. Из-за непогоды судно вынуждено было сбавить обороты машины и поэтому подошло к берегам Голландии не к трем часам ночи, а к половине шестого. Внешнюю гавань Хук-ван-Холланда ограждали два каменных мола, выступавшие далеко в открытое море. На краю каждого из этих молов-пирсов стояли маяки, указывавшие вход в гавань. Во время отлива молы, сложенные из больших камней и бетонных кубов, высились на два метра над уровнем моря. В прилив они были почти вровень с поверхностью воды, а если море штормило, то валы беспрепятственно перекатывались через проезжую часть молов. Капитан «Берлина» среди снежных хлопьев сумел заметить огни обоих маяков и начал вводить судно на внутренний рейд. Именно в эту минуту произошла трагедия, причиной которой стали «непреодолимые силы морской стихии и непредвиденные на море случайности». В ту минуту, когда судно огибало северную оконечность мола, чтобы по фарватеру пройти в порт, налетел жесточайший шквал. Огромная волна приподняла пароход, снесла его с курса и швырнула левым бортом на угол мола. Раздался грохот и треск. Позже на суде в Роттердаме, во время разбирательства катастрофы оставшиеся в живых очевидцы показали, что судно находилось на верном курсе и ошибки в управлении им не было. Смотритель маяка на конце мола заявил суду, что судно, входя в гавань, следовало правильным курсом, но неожиданно было брошено огромной волной на край мола, у самого маяка. Один из спасшихся матросов «Берлина» Фишер, находившийся в трагическую минуту на мостике, сообщил, что пароход гигантской волной «подняло и ударило левой кормовой раковиной о край мола». Он сказал судьям, что слышал, как после первого удара о мол капитан Прешпоус крикнул в переговорную трубу в машинное отделение: «Стоп, правая машина! Правая машина, полный назад! Левая, полный вперед!» Фишер сообщил, что нос парохода стал уже было отходить на прежний курс, как очередная, не менее сильная волна обрушилась на судно, еще раз подхватила его и снова ударила бортом о камни мола. Волна смыла с мостика за борт и капитана, и лоцмана. Эта же волна бросила в море и выбежавшего на палубу пассажира англичанина Паркинсона, морского капитана по профессии. Услышав треск, он выбежал на верхнюю палубу. Паркинсон спасся только потому, что ему удалось ухватиться за смытое с палубы «Берлина» бревно. Удар третьей волны оказался для парохода трагическим: корпус судна переломился пополам в районе машинного отделения за дымовыми трубами. При этом волной были снесены ходовой мостик, штурманская рубка, каюта капитана и четыре шлюпки. Носовую часть парохода, в которой под главной палубой в каютах находилась большая часть пассажиров, ветром отнесло на 70 метров в сторону, прежде чем она опрокинулась на борт и затонула. Все, кто находился на этом обломке парохода, погибли. Кормовую же часть судна волнами прибило к камням и железным сваям мола. На ней в живых оставалось полтора десятка человек. Единственным свидетелем этой разыгравшейся с невероятной быстротой драмы был смотритель маяка. По телеграфному аппарату маяка он сообщил о катастрофе в Роттердам. Приблизительно через час, на рассвете, из Хук-ван-Холланда на помощь вышел паровой спасательный катер «Президент ван Хеель». Его командир капитан Янсен предпринял несколько отчаянных попыток приблизиться со стороны открытого моря к сидевшей на откосе мола кормовой части «Берлина». При сильном шторме подойти к корме парохода было невозможно: паровой деревянный катер тут же разбило бы о борт «Берлина». Капитан Янсен видел зовущих на помощь людей, однако помочь им не мог. Янсен направил свой катер к месту, где торчала из воды фок-мачта «Берлина», и стал кружить вокруг нее, стараясь обнаружить на воде оставшихся в живых людей. Около двадцати трупов выловили из воды голландские спасатели, прежде чем обнаружили недалеко от южного мола живого, окоченевшего в ледяной воде человека. Им оказался капитан Паркинсон, державшийся за бревно. Чтобы спасти его жизнь, Янсен прекратил поиски и повел «Президента ван Хееля» полным ходом в Хук-ван-Холланд. Отправив Паркинсона в госпиталь, капитан Янсен вновь отправился к месту трагедии и еще раз попытался снять с кормы «Берлина» людей. Был прилив, и при таком шторме пятиметровые волны накрывали мол. Снять людей с обломка парохода можно было только со стороны моря. Но сильное волнение по-прежнему не позволяло подойти к корме парохода. Один раз Янсен сумел подвести свой катер к борту обломка на расстояние 10 метров. Он крикнул в рупор, чтобы люди прыгали в воду. Но никто из них не двинулся с места. Видимо, они понимали, что очередной набегающий вал расплющит их о борт или о стенку мола. Янсену пришлось вылавливать из воды трупы пассажиров и членов экипажа «Берлина». Их укладывали на сколоченные из досок помосты в одном из грузовых складов железнодорожного вокзала Хук-ван-Холланда. Сюда же доставляли трупы, которые волны выбросили на берег, их приносили санитары и солдаты. Положение уцелевших в кормовой части парохода было отчаянным. Каждую четверть минуты на них обрушивался вал, грозя разрушить их обиталище или сорвать его с камней мола. А всего в двадцати метрах, на маяке, были спасатели, которые ничем не могли им помочь. К вечеру того же дня капитан «Президента ван Хееля» предпринял еще одну попытку спасти оставшихся в живых с обломка «Берлина». Ему еще раз удалось подойти к борту метров на десять и сбросить на воду штормтрап, к обоим концам которого были привязаны канаты и буйки. Два моряка «Берлина» подцепили канат и закрепили его на обломках парохода. Однако очередная семиметровая волна подхватила «Президента» и отбросила его на несколько метров в сторону, канат лопнул. Норд-вест не утихал, морские брызги смешивались со снегом. Смеркалось. При таких условиях любая очередная попытка могла оказаться роковой для самих спасателей. Им оставалось только надеяться, что обломок «Берлина» до следующего утра выдержит натиск стихии и с наступающим отливом людей можно будет снять с мола. Таким образом, 21 февраля спасли только одного человека — капитана Паркинсона. Жуткой была ночь, которую предстояло провести потерпевшим кораблекрушение. Ледяной холод заставил их сидеть в полузатопленном твиндеке, тесно прижавшись друг к другу. Мучимые жаждой, холодом и голодом, обессиленные, они ожидали смерти. С каждым ударом волны обломок судна раскачивался из стороны в сторону. Несчастье сроднило этих людей, одиннадцать мужчин и трех женщин, смертельная опасность и мучения стерли все различия в социальном положении. Весть об их печальном положении быстро облетела всю Европу. Газеты столиц континента наутро вышли экстренными выпусками. Несмотря на продолжавшийся шторм, на побережье Северного моря из Роттердама началось паломничество. Тысячи людей хотели быть свидетелями спасения оставшихся в живых «берлинцев», когда «Президент» утром 22 февраля снова вышел в море. Люди, собравшиеся на набережных Хук-ван-Холланда, обнаружили выброшенную прибоем полированную доску из красного дерева, на которой черным деревом были инкрустированы слова «Курительный салон», а рядом нацарапаны кончиком ножа слова призыва о помощи и фамилии тех, кто находился на обломке парохода. Эта необычная находка подхлестнула спасателей быстрее приступить к делу, дала новую пищу журналистам. На этот раз «Президент ван Хеель» вышел в море вместе с лоцманским пароходом «Хелвостлукс», на борту которого находился герцог Генрих Мекленбургский, муж королевы Нидерландов Вильгельмины. Он взял на себя символическое руководство спасательными работами: по-прежнему главная роль отводилась капитану Янсену. Когда оба судна выходили из Хук-ван-Холланда в море, в порт, невзирая на шторм, прибыл из Гарвича пароход «Вена». Он прошел в нескольких метрах от обломка, за который уцепились пассажиры «Берлина». Оба спасателя не успели еще дойти до края мола, как начался снежный шквал. Видимость стала нулевой. Вскоре шквал перешел в снежную бурю, ветер и волнение усилились. Однако и спасатели не намеревались возвращаться в порт с пустыми руками. Несколько часов длилась борьба со стихией. Волны не позволяли «Президенту» подойти к обломку «Берлина» так близко, чтобы метнуть на него канат. В итоге неравной борьбы капитан Янсен понял, что во время отлива людей спасать нужно со стороны мола. С подветренной стороны «Президента» спустили на воду вельбот. Гребцы на веслах подошли к молу и высадились на него. Шестеро спасателей добрались до края мола и перебросили на обломок парохода канат. Потом с помощью его передали более толстый трос. Таким образом, спустя 36 часов с момента кораблекрушения с оставшимися в живых была установлена связь. Пассажирам надо было спуститься по канату в бушующее море, держаться за канат и ждать, пока шестеро спасателей на молу вытянут его наверх. Три изможденные женщины наотрез отказались подниматься таким способом. Все одиннадцать мужчин были подняты из воды на мол. Женщин пришлось оставить на обломке парохода: на молу уже опасно было находиться, так как начинался прилив. Шестерым спасателям и спасенным пассажирам путь к берегу по молу был отрезан сильным волнением. Тогда они один за другим обвязались веревкой и прыгнули с мола в воду, откуда их вытягивали на борт лоцманского парохода. Именно так были вызволены семнадцать человек. Трем женщинам пришлось пережить еще одну страшную ночь. Их спас капитан Мартин Шперлинг. Он со своими двумя племянниками и одним матросом в 3 часа ночи, когда был отлив, на своем паровом спасательном катере в сопровождении буксира «Вотан» вышел на помощь. Подойти на катере к корме «Берлина» было нельзя. Все четверо прыгнули в ледяную воду, доплыли до мола. К счастью, с борта обломка парохода свисал трос, по которому накануне спаслись одиннадцать мужчин. Шперлинг вытянул этот трос и закрепил его за железные опоры маяка. Потом он перебрался по тросу на корму «Берлина», захватив три веревки. Каждую из женщин он обвязал двойным беседочным узлом (вокруг талии и под мышками), прикрепив конец веревки к тросу. Одну за другой он опустил женщин в воду, откуда их за трос вытянули на мол. Теперь женщин нужно было переправить на буксир, который маневрировал в сорока метрах от мола. Трое из четырех спасателей прыгнули с женщинами в ледяную воду, и через несколько минут все семеро были благополучно вытащены на борт «Вотана». Таким образом, из 144 человек, находившихся на борту «Берлина», спасено было 15, погибло 129. Около 70 трупов, которые удалось выловить в море и обнаружить на берегу, были похоронены в общей могиле на кладбище в Гравенцанде. За доблесть при спасении людей, длившемся двое суток, королева Нидерландов наградила капитанов Янсена, Беркхаута и Шперлинга золотыми медалями. Три капитана и их экипажи были награждены британским королевским обществом спасения на море, а герцог Генрих Мекленбургский получил от английского короля Эдуарда VII Большой крест ордена Подвязки.
Источник: 100 великих кораблекрушений. 2015