Битва за Атлантику (Atlantic, battle of the), (1939- 1945), назв. ряда мор. операций во время 2-й мировой войны, происходивших в Атлантике, Карибском море и сев. морях Европы. Герм, и итал. подводные лодки при поддержке авиации и надводного флота блокировали подводный флот и атаковали корабли союзников. Потеряв ок. 2800 торг, судов, союзники, особенно Великобритания, оказались в критической ситуации. Лишь начиная с лета 1943 г., с появлением новейших радаров, использованием авиации дальнего действия и авианосцев сопровождения, а также благодаря расшифровке нем. кодов, положение неск. улучшилось, несмотря на возросшую эффективность нем. подводногофлота. Окончательно устранить угрозу удалось лишь в 1944 г., когда силами союзников были захвачены места базирования нем. подводных лодок.
Битва за Атлантику
Битва за Атлантику
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ
(1939-1945), борьба между Германией и ее противниками за контроль над атлантическими коммуникациями. Они были жизненно важны для стран АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ. Через Атлантику шло снабжение Великобритании продовольствием и снаряжением, осуществлялись поставки по ЛЕНД-ЛИЗУ в СССР. Без контроля над Атлантикой была невозможна переброска большого количества американских войск в Европу. К началу войны Германия не успела создать крупного надводного флота, поэтому ГИТЛЕР все надежды на установление контроля над атлантическими коммуникациями связывал с ПОДВОДНОЙ ВОЙНОЙ. К ней Германия была более подготовлена, к тому же она располагала к началу активных боевых действий превосходными базами в Северной Франции и Норвегии. Великобритания сразу перевела свое судоходство на конвойную систему, грузовые суда пересекали Атлантику только в составе охраняемых конвоев. Британские эсминцы были оснащены сонарами «АСДИК», способными обнаружить подводные лодки на небольшой глубине. Но эсминцев не хватало. К тому же германские подводники во главе с адмиралом ДЕНИЦЕМ использовали тактику групповых ночных ударов по конвоям в надводном положении, сонары в этом случае оказывались бесполезными. Потери британского флота были значительными, они стали катастрофическими, когда в войну вступили совершенно не подготовленные к подводной войне США. В ноябре 1942 г. германские подводники потопили большое количество судов общим водоизмещением 725 тыс. т. В 1943 г. союзникам удалось добиться перелома в битве за Атлантику. К тому времени эскортные суда стали снабжаться не только сонарами, но и радарами, позволяющими обнаружить подводные лодки и в надводном положении. Вся Атлантика была включена в систему постоянного наблюдения, осуществлявшегося специальными патрульными самолетами, снабженными глубинными бомбами. Подводные лодки были вынуждены большую часть времени проводить в погруженном состоянии, что сокращало радиус их действия. Их потери стали расти, а германская промышленность была не в состоянии восполнить эти потери. С мая 1943 г. конвои двигались беспрепятственно. В первой половине 1944 г. через океан было перевезено более миллиона американских солдат, ни один транспорт не был потоплен. В ходе битвы за Атлантику оказалось уничтожено в обшей сложности 2500 судов союзников и 781 из 1200 подводных лодок Германии.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Битва за Атлантику
Борьба США и Великобритании с нацистской Германией за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях во время 2-й мировой войны.
Термин "Битва за Атлантику" впервые официально употребил Уинстон Черчилль в речи 6 марта 1941 в связи с резко возросшими потерями английского торгового флота. Коммуникации в Атлантике имели жизненно важное значение для США и Великобритании, которые не могли вести длительную войну на Европейском театре военных действий без крупных океанских перевозок, поэтому одной из главных задач для них было достижение господства в Атлантике. Для гитлеровской Германии, особенно после нападения на Советский Союз, Атлантика была второстепенным театром, на который она не могла выделить значительных сил и средств. Главная цель Германии в этом регионе заключалась в подрыве экономики Великобритании и США путем нарушения океанских перевозок союзников. Для этого она использовала подводные лодки, часть авиации и надводных кораблей. Однако стремление Германии уничтожить как можно больше транспортных судов противника, без учета характера перевозимых грузов, приводило к тому, что германские силы действовали в основном на слабо охраняемых коммуникациях союзников. В то же время жизненно важные и потому сильно охраняемые коммуникации оставались в безопасности. Поэтому Германии хотя и удалось в ходе войны потопить в Атлантике значительное количество транспортов, но, в конечном итоге, нанести существенный ущерб военно- экономическому потенциалу Великобритании и США она не смогла.
Борьба на коммуникациях в Атлантике прошла через 3 основных периода, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
(сентябрь 1939 - июнь 1941) характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию. В результате было потоплено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подводных лодок пришлось 53,4 %, авиации - 18,7 %, надводных кораблей - около 12 % , мин - 11,8 %, по неизвестным причинам - 4,1 %.
Германия за это время потеряла 43 подводных лодки.
(июль 1941 - март 1943) характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника. К концу периода против 100-130 немецких подводных лодок, находившихся в океане, действовало около 3 тыс. кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя на отдельных этапах этого периода немцам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 - 7,8 млн. т), относительная эффективность немецких подводных лодок (в расчете на 1 действующую лодку в море) снизилась в 3-4 раза по сравнению с 1-м периодом. За время 2-го периода союзные и нейтральные страны потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80 % от подводных лодок. За это же время германский флот потерял 155 подводных лодок.
(апрель 1943 - май 1945) отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте.
Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти. За 25 месяцев Германия потопила суда союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подводных лодок 73 %), потеряв при этом свыше 600 подводных лодок, в среднем по 19 лодок в месяц, в то время как в 1-й период среднемесячные потери составляли менее 2 лодок.
Потери судов союзных и нейтральных стран за всю войну от Германии составили около 21 млн. т водоизмещения, из них от подводных лодок - 68,1 %, авиации - 13,4 %, мин - 6,5 %, надводных кораблей - 7,2 % и по неизвестным причинам - 4,8 %. ВМС Германии потеряли свыше 800 подводных лодок.
Библ.: "Большая стратегия", пер. с англ. Т. 2-3, 5-6. М., 1958-67; Морисон С.Э. Битва за Атлантику выиграна. Май 1943 - май 1945. Пер. с англ.
М., 1959; Роскилл С. Флот и война. Пер. с англ. Т. 1-3. М., 1967-74; Дениц К.
Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. Пер. с нем. М., 1964.
Термин "Битва за Атлантику" впервые официально употребил Уинстон Черчилль в речи 6 марта 1941 в связи с резко возросшими потерями английского торгового флота. Коммуникации в Атлантике имели жизненно важное значение для США и Великобритании, которые не могли вести длительную войну на Европейском театре военных действий без крупных океанских перевозок, поэтому одной из главных задач для них было достижение господства в Атлантике. Для гитлеровской Германии, особенно после нападения на Советский Союз, Атлантика была второстепенным театром, на который она не могла выделить значительных сил и средств. Главная цель Германии в этом регионе заключалась в подрыве экономики Великобритании и США путем нарушения океанских перевозок союзников. Для этого она использовала подводные лодки, часть авиации и надводных кораблей. Однако стремление Германии уничтожить как можно больше транспортных судов противника, без учета характера перевозимых грузов, приводило к тому, что германские силы действовали в основном на слабо охраняемых коммуникациях союзников. В то же время жизненно важные и потому сильно охраняемые коммуникации оставались в безопасности. Поэтому Германии хотя и удалось в ходе войны потопить в Атлантике значительное количество транспортов, но, в конечном итоге, нанести существенный ущерб военно- экономическому потенциалу Великобритании и США она не смогла.
Борьба на коммуникациях в Атлантике прошла через 3 основных периода, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
(сентябрь 1939 - июнь 1941) характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию. В результате было потоплено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подводных лодок пришлось 53,4 %, авиации - 18,7 %, надводных кораблей - около 12 % , мин - 11,8 %, по неизвестным причинам - 4,1 %.
Германия за это время потеряла 43 подводных лодки.
(июль 1941 - март 1943) характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника. К концу периода против 100-130 немецких подводных лодок, находившихся в океане, действовало около 3 тыс. кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя на отдельных этапах этого периода немцам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 - 7,8 млн. т), относительная эффективность немецких подводных лодок (в расчете на 1 действующую лодку в море) снизилась в 3-4 раза по сравнению с 1-м периодом. За время 2-го периода союзные и нейтральные страны потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80 % от подводных лодок. За это же время германский флот потерял 155 подводных лодок.
(апрель 1943 - май 1945) отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте.
Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти. За 25 месяцев Германия потопила суда союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подводных лодок 73 %), потеряв при этом свыше 600 подводных лодок, в среднем по 19 лодок в месяц, в то время как в 1-й период среднемесячные потери составляли менее 2 лодок.
Потери судов союзных и нейтральных стран за всю войну от Германии составили около 21 млн. т водоизмещения, из них от подводных лодок - 68,1 %, авиации - 13,4 %, мин - 6,5 %, надводных кораблей - 7,2 % и по неизвестным причинам - 4,8 %. ВМС Германии потеряли свыше 800 подводных лодок.
Библ.: "Большая стратегия", пер. с англ. Т. 2-3, 5-6. М., 1958-67; Морисон С.Э. Битва за Атлантику выиграна. Май 1943 - май 1945. Пер. с англ.
М., 1959; Роскилл С. Флот и война. Пер. с англ. Т. 1-3. М., 1967-74; Дениц К.
Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. Пер. с нем. М., 1964.
Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004